Конспект урока на тему: Масштаб. Формирование практического умения работать с масштабом. Его значение в работе с планом местности и картой. (6кл.)
155003514478015214601257301502410144780149288513525516548101352552359660144780Конспект урока на тему «Масштаб. Формирование практического умения работать с масштабом. Его значение в работе с планом местности и картой» (6 кл.)
Цель урока
Сформировать практическое умение работать с масштабом.
Задачи урока
Обучающие: освоение понятия «масштаб», виды масштаба и его значение в работе с планом местности и картой;
Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; выдвигать версии решения проблемы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Воспитательные: создать условия для эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Учебно-наглядный комплекс
Измерительные приборы; план местности; атлас для 6 класса; экохолл 4-го этажа школы № 417: домик, настенная карта мира для детей, план эвакуации из помещений 4-го этажа школы № 417.
Форма проведения урока
Урок в форме командного соревнования (работа в группах) с элементами практических работ.
Знакомство с основными видами масштаба; решение задач по определению величины масштаба; выполнение практических задач по изображению на плоскости с помощью масштаба домика в экохолле на 4-ом этаже школы № 417.
Термины и понятия
Масштаб, величина масштаба, виды масштаба – численный, именованный, линейный.
Этап урока
Организационный момент
Деятельность учителя
Проверка наличия: дневников, тетрадей, учебников, атласов.
Оглашение условий командного соревнования (зарабатывают баллы)
Деятельность учащегося
Формируют 3-и команды, выбирают капитанов, называют команды.
Этап урока
Командное соревнование
Деятельность учителя
Ход соревнования
Вопросы:
Что такое план местности?
Практическое его значение и применение?
Масштаб? Виды масштаба?
Практическое значение и применение масштаба?
Деятельность учащегося
Работа в командах на тренажере урока география 6 кл. Кирилла и Мефодия.
Работа в командах на тренажере урока география 6 кл. Кирилла и Мефодия.
Отвечают на вопрос.
Деятельность учителя
Практическое задание:
А). Перевести численный масштаб в именованный
1: 10000000
1: 42000
Б). Перевести именованный масштаб в численный
В 1 см – 12 км
В 1 см – 15 м
В). Начертить линейный масштаб
В 1 см – 20 м
Деятельность учащегося
Решают задачи в командах.
Проверяют выполненные задания:
1 команда – у 2 команды;
2 команда – у 3 команды;
3 команда – у 1 команды.
Деятельность учителя
Практическая работа.
Инструкция по выполнению:
А). Измерить длину и ширину домика с помощью:
- измерительной рулетки;
- измерительного циркуля;
Б). Определить погрешность при измерении рулеткой и циркулем (разницу значений);
В). Сделать вывод: какие измерения были более точные - рулеткой или циркулем;
Г). Выбрать масштаб;
Д). Выбрать условный знак для изображения домика;
Е). Начертить на плоскости с помощью масштаба домик;
Ж). Подписать на плоскости выбранный масштаб:
- 1: _____;
- В 1 см - _______м или км;
- начертить линейный масштаб.
Деятельность учащегося
Работают в командах в экохолле рекреации 4-го этажа с измерительными приборами: линейкой, циркулем, рулеткой. Чертят на плоскости с помощью масштаба домик.
Деятельность учителя
Вопросы в экохолле 4-го этажа:
А). Недостатки настенной карты мира для детей?
Б). Недостаток плана эвакуации из помещений 4-го этажа школы № 417?
Деятельность учащегося
А). Отвечают: не указан масштаб, мелкомасштабная карта.
Б). Отвечают: не указан масштаб.
Деятельность учителя
Вопрос в кабинете географии:
Карту какого масштаба (настенных карт в кабинете географии или карты мира для детей в экохолле 4 этажа) вы будете использовать для изучения поверхности Земли?
Деятельность учащегося
Отвечают в кабинете географии, стоя у настенных карт: карта мира для детей в экохолле 4 этажа не имеет масштаб, следовательно, мы не можем ее сравнивать с настенными картами в кабинете географии; более удобная для изучения физическая карта РФ с масштабом: 1 : 5500000, но она является мелкомасштабной.
Деятельность учителя
Практическое задание:
Какой масштаб мельче? Какой масштаб крупнее?
а). 1 : 45000000
б). 1 : 4500
в). 1 : 4500000
г). 1 : 52000000
д). 1 : 270000000
Деятельность учащегося
Решают задачи в кабинете географии в командах.
Проверяют выполненные задания:
1 команда – у 3 команды;
2 команда – у 1 команды;
3 команда – у 2 команды.
Этап урока
Рефлексия
Деятельность учителя
Подведение итогов командного соревнования.
Вопросы:
- Для чего нужен масштаб?
- Чему научились?
Домашнее задание – п.5.
Проставление отметок за урок.
Деятельность учащегося
Подсчитывают количество заработанных баллов. Определяют команду победителя.
Отвечают на вопросы. Сравнивают планировку старого и нового здания школы № 417.
Записывают домашнее задание.