Внеклассное мероприятие. Конкурс знатоков истории родного края (Луганщины) на тему «Подонцовье – «коридор» движения и расселения народов средневековья» (7 класс)
Конкурс знатоков истории родного края (Луганщины) на тему:
«Подонцовье – «коридор» движения и расселения народов средневековья»
Цель мероприятия:
В игровой форме обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Подонцовье – «коридор» движения и расселения народов средневековья».
Развивать внимание, память, смекалку.
Воспитывать интерес к изучению истории и географии родного края.
Оборудование: выставка рисунков учащихся по данной теме; ярко оформленные конкурсные задания; стихи; дополнительная литература.
Подготовка к мероприятию: в актовом зале школы вывешена выставка детских рисунков по теме; на сцене прикреплена таблица с названием конкурса; стоят столы с бумагой и карандашами.
В конкурсе принимают участие команды 7 классов (по 6 человек) одно из имен кочевников (по жребию):
1 команда – племя печенегов
2 команда – племя монголо-татар
3 команда – племя половцев
Участники команд выбирают капитанов.
Выбирается жюри из числа учащихся старших классов и учителей истории и географии.
Ведущий конкурса – учитель, преподающий предмет в данных классах.
План проведения конкурса
І. Вступительное слово учителя.
Подонцовье Луганщина Красивый, богатый край. Бескрайние степи, зеленые заливные луга, леса, где так легко и глубоко дышится, урочища, овраги, балки
И вот в этом крае сто тысяч лет назад появился первый человек. Много вод утекло с тех пор. Много различных народов нашей области. Каждый из них преследовал свои цели, но всех их объединяло одно – захват новых территорий, порабощение нашего народа.
Об этом мы с вами более подробно познакомились на уроках Луганщины, а сегодня подведем итог и выявим лучших знатоков истории нашего края.
Мы проведем конкурс знатоков на тему:«Подонцовье – «коридор» движения и расселения народов средневековья», между 7-ми классами.
ІІ. Задания конкурса и ответы к ним.
1. Визитная карточка «Угадай племя».
Каждая из команд получает домашнее задание:
а) составить рассказ – визитную карточку племени; (5 баллов)
б) рисунок; (5 баллов)
в) стихотворение; (5 баллов)
г) элементы команд. (5 баллов)
2. «Зашифрованное» слово (правильный ответ – 5 баллов)
Каждая команда выбирает конверт с заданием и «зашифрованным» словом (оно разрезано на буквы); складывает слово и отвечают на вопрос.
1 конверт. Слово «каганат». Что это такое?
(каганат – название государств средневековья).
2 конверт. Слово «кипчаки». Кого так называли? («кипчаки» - так называли половцев персы).
3 конверт. Слово «болван». Что это такое? (так называли половецкие каменные статуи на Руси).
3. Историческая эстафета. (1 правильный ответ – 2 балла)
Каждая из команд по очереди отвечает на вопросы эстафеты; если ответа нет, то задание переходит к следующей команде.
Почему Подонцовье называю «коридором» движения и расселения народов средневековья. (По территории Подонцовья осуществляли передвижения кочующие племена с востока на запад).
Назовите первые государство Подонцовья? (Приазовская Булгария, Хазарский каганат).
Что вы знаете о Великом шелковом пути? (через территорию Подонцовья проходило, ответвление сарматского Великого шелкового пути).
Какие захоронения оставили после себя различные племена? (ямы, катакомбы – комнаты, курганы могильники с трупопосождениями)
К какому вероисповеданию относятся населения кочевников? (язычество)
Что такое «котел с внутренними ушками» (глиняные круглые котлы венгров – угров)
Какой был «страшный» обычай у печенегов? (из черепов убитых врагов делать чаши для питья)
Как называют половцев? (кипчаки, колоны или куманы)
Какие особенные доспехи были у половцев? (щит, меч, шлем, кольчуги, полусферический шлем из нескольких железных пластинок, железные маски)
Что такое вежи? (укрепления из деревянных повозок)
Какие новшества ввели половцы? (устанавливать каменные скульптуры)
Что такое «Дикое поле»? (пустошь, которую оставляли после себя монголо-татары»
4. Конкурс капитанов «Один на один» (1 правильный ответ – 2 балла)
Дети из «волшебной» чаши (обыкновенная глиняная чаша) достают задания и отвечают на них.
«Ищущий чужое теряет свое». Кому принадлежат эти слова? (Слова, написанные на чаше из черепа Святослава, сделанной печенежским ханом Курей)
«Все племена кипчаков, когда попадут туда, сгибаются вдвое перед этой, единственной в своем роде статуей». Кому принадлежат эти слова и о чем они?
( Слова принадлежат азербайджанскому поэту Низами, они описывают половецкие статуи)
«В донских степях жили некогда богатыри за дерзкое отношение к Солнцу оно
превратило их в камень». О ком это высказывание? (Эти слова о половецких
каменных статуях)
5. Историческое лото (1 правильный ответ - 5 баллов)
Учащиеся получают конверты с разрезанными рисунками, складывают их и отвечают на вопросы: «Что это?», «Где найден этот предмет?», «Кому принадлежит?».
Кувшин (иранский серебряный кувшин)
Половецкая статуя
Золотая чаша монголо-татар.
6. «Разгадай шифровку» (1 правильный ответ – 5 баллов)
Учащиеся получают конверты и заданиями. В них написаны выражения задом наперед. Дети должны прочитать его и ответить на вопрос: «О каком племени эти слова?»
1 команде:
«Их набег – удар молнии, их отступления тяжелы и легки в одно и то же время, тяжелы от множества добычи. Легки от быстроты бегства». (Слова о печенегах)
2 команде:
«Команды насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке чашу». (Слова о половецких каменных статуях)
3 команде:
«Каждый, кто подчинится им, пощадит себя, своих детей, жен, близких, а те кто выступит вместе с близкими ему.» («Моральный» манифест манголо-татар)
7. «Подонцовская прописка» (1 правильный ответ – 5 баллов)
Капитаны вытягивают карточку с именами великих людей, отвечаю на вопрос «Кто это?». Дают характеристику 2-3 предложения.
Каган Кубрат (царь Приазовской булгарии)
Хан Куря (царь печенегов)
«Великий хан» (царь монголо-татар Чингисхан)
Конкурс болельщиков (1 правильный ответ – 2 балла)
Какие цели преследовали племена, кочующие по территории Подонцовья в средневековье? (захват новых территорий)
Приазовская Булгария (635г.). Где находилось это государство? (Юг Подонцовье)
Как звали царя Хазарии? Сколько лет он правил на территории Подонцовья? (царь Иосиф, около трехсот лет)
Почему на территории нашей области находили серебряные иранские кувшины и серебряные римские монеты? (через территорию области проходило сарматское ответвление Великого шелкового пути)
Как называли племена венгров? (угры, мадьяры)
Как называлось первое государство венгров и где оно находилось? (Леведия, между Доном и Днепром)
Зачем венгры-угры «умертвляли» вещи, которые клали в могилы умерших? (умер хозяин – должны «умереть» и вещи)
Сто такое катакомбы – комнаты? (места захоронений умерших)
Зачем сжигали трупы умерших? (огонь возносил души умерших в вечность)
Что такое гробы-колоды? Кому они принадлежали? (печенеги хоронили умерших в гробах, вырубленных из ствола умерших)
Какова площадь земель, захваченных половцами? (350 тыс. кв. км)
Что такое «бандитские шляхи»? (Опустошенные дороги после набегов монголо-татар)
Заключительное слово учителя
Молодцы! Вы достаточно хорошо усвоили материал по данной теме. И, независимо от того, кто окажется победителем, все мы в выигрыше, потому что обогатили свою память новыми знаниями, знаниями о родном крае. А знания – основное богатство.
Итоги конкурса. Награждение победителей
Список литературы
Высоцкий В.И. Ворошиловградский краеведческий музей: Путеводитель / пер. Н.М. Писаревской. – 2-е изд., доп. – Донецк: Донбасс, 1987. – 64 с.
Горелик А.Ф., Вихрова Т.В., Красильников К.И. – История родного края (Луганская область). Часть 1. – Луганск, 1995.
Горелик А.Ф., Надмаров Г.М., Башкина В.Я. – История родного края (Луганская область). Часть 2. – Луганск, 1997. – 256 с.
Довідник юного краєзнавця Луганщини / Омельченко О.П., Кацубіна Л.І., Шепель В.М., Мацевич О.А. – Луганськ, 2001.
История Луганского края / Ефремов А.С., Курило В.С., Бровченко И.Ю., Климов А.А., Красильников К.И., Семистяга В.Ф., Подов В.И. – Луганск: Аль-матер, 2003. – 432 с., ил.
Локотош Б.Н. Очерки истории Луганска. – Луганск: Редакционно-издательчкий отдел областного управления по печати,1993. – 140с., ил.
Подов В.И., Курило В.С. История Донбасса: В 3 т. – Т.П. Донбасс в XIX веке. – Луганск: Альма-матер, 2004. – 384 с.
Славяносербия на перекрестках времен: Очерки по истории края. – Луганск, 2003. – 106 с.
и Times New Roman