Исследовательская работа на тему: Влияние историко-географических условий территории на формирование национального характера народов ханты и манси.
Влияние историко-географических условий территории на формирование национального характера народов ханты и манси.
Клонцак Денис Анатольевич.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 25»
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопрос, подлежащий исследованию – выяснить влияние историко-географических условий территории на формирование национального характера народов ханты и манси.
Гипотеза: историко-географические условия территории формируют национальный характер коренного населения.
Описание методов исследования:
Сравнение: общая характеристика понятия «национальный характер» и черты национального характера народов ханты и манси.
Анализ: (понятия «национальный характер», «поведенческая модель», «национальная культура»; историко-географические условия ХМАО-Югры, влияние окружающей среды на формирование культуры этноса).
Опрос: общение с представителями разных возрастных категорий на предмет информированности о понятии «национальный характер»; основных чертах национального характера коренного населения округа.
Изучение литературы; работа с источниками: обработка и обобщение материалов различных источников информации по данной теме.
Организация исследования:
Стадии работы
Шаги
Деятельность автора
Результат
Подготовка
Определение темы и целей работы. Анализ проблемы.
Обсуждение названия темы и целей с учителем. Получение дополнительной информации.
Влияние историко-географических условий территории на формирование национального характера народов ханты и манси.
Планирование
Определены источники информации; способы ее сбора и анализа. Постановка задач.
Посещение библиотек города. Использование возможностей сети Интернет.
Появление гипотезы: историко-географические условия территории формируют национальный характер коренного населения.
Определились задачи исследования:
1. Познакомиться с теоретическими данными по теме исследования, используя различные источники информации.
2.Провести анкетирование школьников на предмет информированности о понятии «национальный характер»; особенности культуры народов ханты и манси; основные черты характера коренного населения округа.
3.Выяснить зависимость национального характера коренных народов от историко-географических условий территории ХМАО-Югры.
Сбор информации, изучение и исследование.
Выполнение задач № 1 и 2.
Сбор информации. Изучение специальной литературы.
Встреча и беседа с представителями разных возрастных категорий.
Составление списка литературы.
Изучив необходимую литературу, пришли к следующему: всесторонний географический анализ этнокультурной и природной среды позволяет сегодня раскрыть важнейшие особенности характера любого народа и проследить этапы и факторы его формирования.
Аналитический этап.
Выполнение задачи № 3.
Анализ специальной литературы. Уточнение информации. Проводит синтез и анализ собранной информации.
Сравнив полученные в результаты, пришли к выводу, что черты национального характера коренного населения округа формируются каждым компонентом природы и проявляются во всех сферах их деятельности: в быту, фольклоре, взаимоотношениях.
Обобщение.
Работа над гипотезой.
Анализ выполнения исследовательской работы.
Обобщая изученный материал и результаты проведенного исследования, гипотеза нашла свое подтверждение: на формирование национального характера влияют многие причины, к числу которых относится культура, различные политические реалии, климатические условия, рельеф местности, флора и фауна, религия.
Представление или отчет.
Создание и представление презентации.
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки. Анализ выполнения исследовательской работы.
В процессе создания презентации совершенствовалась работа с офисными программами.
Оценка результатов.
Представление исследовательской работы.
Участие в школьном конкурсе.
1 место.
Защита.
Обоснование практической значимости работы.
Презентация исследовательской работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложены элементы фольклора коренных народов округа, которые можно использовать на классных часах, часах общения для формирования у школьников представления о культурно-историческом развитии своей малой Родины.
Библиография:
Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. – М., 1995. - Т. 1.
Гондатти Н. Л. Культ медведя у инородцев Северо-Западной Сибири. - ИОЛЕАЭ, т. 48, вып. 2, 1888. – С. 78.
Козьмин В.А. Оленеводческая культура народов Западной Сибири. – СПб., 2003.
12. Косарев М. Ф. Некоторые аспекты развития древнего мировоззрения (по сибирским материалам) / Религиозные представления в первобытном обществе: Тез. докл. – М., 1987.
Кряжков В. А. Статус малочисленных народов России. - М., - 1994. – Кн. 2.– 488 с.
Кулемзин В.М. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск, 1992.
Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Ханты: чужие на своей земле? Народы Сибири: права и возможности. - Новосибирск, 1997. - С. 104–121.
Харамзин Т.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров. / по материалам социологических исследований Т.Г. Харамзина Н.Г. Хайруллина. – М., 2002.
Харамзин Т. Г. Традиционное природопользование как основа развития материальной и духовной культуры обских угров. - Ханты-Мансийск, 2004. – С. 239; Новикова, Н.И. Право нефти и права аборигенов / Этнографическое обозрение. - 2008. - № 3.
Аскоченский Д. М. Проблема национального характера и политика (по зарубежным исследованиям). Социально-психологические проблемы идеологии и политики - С. 10., Москва, 1991.
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Историко-географические особенности ХМАО-Югры
1.2. Что такое национальный характер
1.3. Влияние географических факторов на национальный характер народов ханты и манси
2. Практическая часть
2.1. Сохранение национальных традиций в культуре коренных народов округа
2.2. Результаты анкетирования
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Осмысление исторического опыта уходящего столетия, анализ причин этнических конфликтов возродили интерес к проблеме национального характера и национального менталитета. «Отец истории» Геродот писал, что если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные обычаи.
Что такое национальный характер? Каковы причины его формирования? Поможет ли изучение особенностей национального характера коренного населения Югры в формировании мировоззрения школьников? Все эти вопросы побудили меня подробно заняться изучением данной проблемы. Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости всестороннего описания и изучения культурных традиций народов ханты и манси, формирующих этнический характер.
Цель исследования:
исследовать зависимость поведенческой модели коренного населения от историко-географических условий округа.
Гипотеза исследования:
историко-географические условия территории формируют национальный характер коренного населения.
Задачи исследования:
Познакомиться с теоретическими данными по теме исследования, используя различные источники информации.
Провести анкетирование школьников на предмет информированности о понятии «национальный характер»; особенности культуры народов ханты и манси; основные черты характера коренного населения округа.
Выяснить зависимость национального характера коренных народов от историко-географических условий территории ХМАО-Югры.
Методы исследования:
опрос;
анализ;
сравнение;
изучение литературы; работа с источниками.
Объект исследования – этнические особенности округа.
Предмет исследования – национальный характер коренных народов Югры.
1. Теоретическая часть
1.1. Историко-географические особенности ХМАО-Югры.
Югория...Тайги органный шум
И рек твоих неспешное теченье
Рождают в сердце свет высоких думО жизни, о земном предназначенье.
Михаил Антохин
В самом сердце России уютно расположился Ханты-Мансийский автономный округ.
Округ занимает глубинное материковое положение и не имеет прямого выхода в океан.
Регион имеет особый тип растительности – лесоболотный. Основную часть территории округа представляет собой непроходимые леса и тайгу, местами сильно заболоченную. На возвышенных участках – тундровый тип растительности, на Урале – лесотундровый. Основные породы – ель, кедр, пихта, сосна, лиственница, берёза, ольха. На высоких поймах рек растительность паркового типа представлена ивняками, ивово-берёзовыми и ивово-берёзово-осиновыми лесами. В лесах и на болотах произрастает клюква, брусника, черника, морошка и др. кустарнички.
Животный мир характеризуется наличием ценных промысловых видов – соболь, горностай, норка, лисица, песец и др. В Красную книгу занесены росомаха и западно-сибирский речной бобр. К охотничьим видам относятся гуси, глухари, тетерева, рябчики, куропатки и др.
Территорию Ханты-Мансийского округа пересекают две полноводные реки – Обь и Иртыш, крупнейшие в России.
ЮГОРСКАЯ ЗЕМЛЯ - историческое название использовалось в русских источниках в 12 – 17 вв. Северного Урала и побережья Северного Ледовитого океана от Югорского Шара (пролив) до устья р. Таз, населенных хантыйскими и отчасти мансийскими племенами.
Когда ханты говорят «если моей сказке продолжаться» - это означает «если я буду жив». Сказка этого красивого сурового края уходит своими корнями в далекое прошлое. Югру испокон веков населяли два родственных народа (близких по культуре и языку) – ханты и манси. Ханты и манси – основное коренное население ХМАО-Югры. Издревле основным занятием местного населения была охота, рыболовство и оленеводство. Женщины занимались рукоделием – тканеплетением, вышивкой (Приложение 1).
1.2. Что такое национальный характер.
Наблюдение, что народы различны, общее место. Но без ответа остается вопрос: действительно ли эти различия являются национальными различиями, то есть, характеристиками национальной популяции как целого? Являются ли эти характеристики специфическими для нации, то есть, разнятся ли они от одной нации к другой?
Под национальным характером понимают поведенческую модель, типичную модель для данного народа и обусловленную единством общественного сознания, общностью системы надличностных коллективных представлений о мире, обществе, личности и нормах поведения каждого человека.
Я думаю, что, существуя, национальный характер не наследуется от предков, но приобретается в процессе воспитания. Он гораздо сильнее проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены отдельного народа, а целые их группы. Хотя далеко не каждый человек, принадлежавший к данному народу, может считаться обладателем типичного национального характера.
1.3. Влияние географических факторов на национальный характер
народов ханты и манси.
Характерные черты этноса составная часть национальной культуры. И географические условия этой территории оказывают влияние на самосознание нации. Проживая на территории, где зима длится около полугода, ханты и манси выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура в течение большой части года повлияла и на их темперамент. Представители малочисленных народов севера более меланхоличны, медлительны, чем представители этносов других территорий. Им приходится сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом. Суровые зимы оказали сильное влияние на традиции гостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в условиях севера, означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство всегда воспринималось не иначе как сама собою разумеющаяся обязанность. Суровость и скупость природы научили народы ханты и манси быть терпеливым и послушным. Но еще большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Этим объясняется практическая направленность их ума и ловкость. Ханту надо дорожить с ясным рабочим днем. Это заставляет его спешить усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время.
Вот так многогранно влияет климат на характер. Не меньшее влияние имеет ландшафт. Топкие болота на каждом шагу представляют тысячи мелких опасностей, затруднений и неприятностей, среди которых надо было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало малочисленные народы Югры зорко следить за природой, смотреть в оба, по их выражению, ходить, оглядываясь и ощупывая почву, развивало в них изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями. В борьбе с нежданными лишениями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью они стали больше осмотрительнее, чем предупредительнее, выучились больше замечать следствие, чем ставить цели.
Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность и созерцательность это те качества, которые были воспитаны сибирскими ландшафтами. Интересно анализировать не только положительные черты народа, но и отрицательные. Власть обширных пространств порождает и целый ряд недостатков. Николай Александрович Бердяев сказал: «Русская душа ушиблена ширью». Широка душа русского, как русская земля, реки, поля все может вобрать в себя душа русского человека, все человеческие чувства, свойства и качества в ней поместятся. Перекладывая слова великого философа на своеобразие характера коренных народов округа, мы получаем, как мне кажется, вполне объяснимую картину: возможно, именно с этим связаны их недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности.
Г.С. Дунин-Горкавич - исследователь начала ХХ века - так описывает ханты: «Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво.
Убийства среди остяков, в силу миролюбивости их характера, можно с уверенностью сказать, совсем не встречаются. Остяки привыкли уважать чужую собственность; поэтому воровство и обман среди них чрезвычайно редки».
Выводы теоретической части:
Национальный характер существует.
На формирование национального характера влияют многие причины, к числу которых относится культура, различные политические реалии, климатические условия, рельеф местности, флора и фауна, религия.
Всесторонний географический анализ этнокультурной и природной среды позволяет сегодня раскрыть важнейшие особенности характера любого народа и проследить этапы и факторы его формирования.
2. Практическая часть
2.1 Сохранение национальных традиций в культуре коренных народов округа.
Материалом исследования послужили различного рода источники географической информации: художественная литература, сборники произведений М.Анисимковой, Ю. Вэллы, научные статьи. Изучая источники, мы пришли к выводу о том, что вся жизнь северных народов неразделима от окружающей природы. Национальный характер коренных народов округа формируется именно окружающей природой и прослеживается в каждом направлении жизни.
Обычаи.
В культуре обских угров лук и стрелы имеют особую значимость. Они как предметы охоты много могут рассказать о своём хозяине: о бережном отношении к луку, о его могуществе как повелителе стрел, о физических данных самого хозяина, с большим напряжением натягивающего тетиву.
Один из обычаев запрещает пользоваться чужим луком. Вообще женщине запрещается перешагивать через орудия охотника – настолько очеловеченными являются эти предметы.
Такие же отношения у хантов и манси складываются и к рыболовецким снастям.
Большим нарушением обычая являлась и кража. Взять чужую вещь – это значило совершить поступок, недостойный человека: те, кто обвинялись в краже, могли очиститься, только если этот поступок был снят клятвой медведю и при помощи заклинаний: «Если моя клятва ложна, да сожрет меня медведь».
Легенды, сказания.
Охота занимает одно из главенствующих промысловых занятий хантов и манси, а соответственно отражается и в их культурной жизни. Дикие звери и охотничья утварь фигурируют в былинах, сказках и загадках, нравоучительных историях (Приложение 2).
И ханты и манси с большим вниманием и заботой относятся к животному миру – к своим четвероногим соседям. Чтобы не попасть им в лапы, он должен не только осмотрительно, но и бесшумно передвигаться по звериным тропам, хорошо знать повадки каждого зверя - медведя, волка и других сильных хищников. С осторожностью, с какой абориген вынужден передвигаться по урману, он относится и к каждому встреченному в тайге человеку, с которым время от времени его сводят обстоятельства.
Заслуживает особого внимания и тот факт, что до сих пор коренные жители Севера, ведущие традиционный образ жизни, при встрече с незнакомыми людьми внимательно наблюдают за поведением собак как в давние времена. Если собака не испытывает напряженности и не проявляет недоверия к незнакомому человеку, то и хозяин становится к нему доверчив.
Праздники.
Свое глубокое уважение и поклонение природе народы ханты и манси раскрывают в традиционных праздниках: «Вороний день», «Медвежий праздник» (Приложение 3).
Итог практической части: черты национального характера коренного населения округа формируются каждым компонентом природы и проявляются во всех сферах их деятельности.
2.2 Результаты анкетирования.
Анкетирование обучающихся 8 А класса и членов их семей было проведено в феврале 2015 года с целью выявления уровня информированности школьников о понятии «национальный характер»; основных чертах национального характера коренного населения округа.
Вопросы анкеты:
Что означает понятие «национальный характер»?
Какие черты национального характера присущи коренным народам округа?
Известны ли Вам причины формирования национального характера малочисленных народов округа?
Для чего необходимо владеть информацией об особенностях формирования национального характера народов ханты и манси?
Анализ результатов (Приложение 4) выявил, что причины формирования национального характера малочисленных народов округа многим мало знакомы.
Результаты анкетирования показали:
64 % опрошенных владеют неточной информацией о понятии «национальный характер»;
69 % опрошенных владеют минимумом информации о национальном характере народов ханты и манси;
60 % опрошенных хотели бы владеть доступной информацией об особенностях формирования национального характера народов ханты и манси;
56 % опрошенных считают, что владение информацией об особенностях формирования национального характера коренного населения округа позволяет современному человеку больше узнать о культурно-историческом развитии своей малой Родины.
Таким образом, анкетирование подтвердило необходимость и значимость знаний о причинах формирования национального характера коренных народов нашего края.
Заключение
Обобщим все сказанное, подведем итоги.
Изучение национального характера позволяет проводить аналогии и сравнения одних народов с другими не в плане предпочтения одного другому, а в плане уточнения уникальности и неповторимости каждого народа.
Изучив различные источники географической информации, мы рассмотрели целый ряд примеров прямой зависимости культурных аспектов коренного населения ХМАО-Югры от историко-географических условий территории. Вся жизнь северных народов неразделима от окружающей природы - растительный, животный мир, воздух, вода, земля.
Выводы:
Обстоятельства жизни в выработали у коренных народов Югры практический разум и мышление.
Информированность школьников об особенностях формирования национального характера не всегда соответствует научному объяснению данного процесса.
Изучение образа жизни того или иного этноса обязывает учитывать его внутренний мир, национальный характер, влияние на поведение людей окружающих условий, географической среды, быта, климата, традиций, религии и других обстоятельств.
Список литературы
Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. – М., 1995. - Т. 1.
Гондатти, Н. Л. Культ медведя у инородцев Северо-Западной Сибири. - ИОЛЕАЭ, т. 48, вып. 2, 1888. – С. 78.
Козьмин В.А. Оленеводческая культура народов Западной Сибири. – СПб., 2003.
12. Косарев М. Ф. Некоторые аспекты развития древнего мировоззрения (по сибирским материалам) / Религиозные представления в первобытном обществе: Тез. докл. – М., 1987.
Кряжков В. А. Статус малочисленных народов России. - М., - 1994. – Кн. 2.– 488 с.
Кулемзин В.М. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск, 1992.
Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Ханты: чужие на своей земле? Народы Сибири: права и возможности. - Новосибирск, 1997. - С. 104–121.
Харамзин Т.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров. / по материалам социологических исследований Т.Г. Харамзина Н.Г. Хайруллина. – М., 2002.
Харамзин Т. Г. Традиционное природопользование как основа развития материальной и духовной культуры обских угров. - Ханты-Мансийск, 2004. – С. 239; Новикова, Н.И. Право нефти и права аборигенов / Этнографическое обозрение. - 2008. - № 3.
Аскоченский Д. М. Проблема национального характера и политика (по зарубежным исследованиям). Социально-психологические проблемы идеологии и политики - С. 10., Москва, 1991.
Приложение № 1
Представители коренного населения ХМАО-Югры
Приложение № 2
Легенды ЮГОРСКОЙ ЗЕМЛИ
Реки и озера Озёра и рекиОзёра без края –Ковши голубые,Вода голубая.Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы. А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.
ТайгаЭта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях - мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось. Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще все Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено». Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.
Легенда о нартах
Два Ханта решили построить нарты. Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик обтесал ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил.Первый поехал – только пыль столбом. У другого олени тянут-тянут – и никак: только обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет». С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.
Легенда о том, как появились у Оби притоки (Ненецкая легенда)
Старик Обь выдал замуж свою дочь Аган за сына Торум-Ики, которого было имя Торум-Лгун. Но так как у них характеры были, как у бурлящей реки, вместе прожили они недолго. Разошлись. Торум-Ягун на северо-запад, а Аган – на восток. Но тяга друг к другу осталась. И поэтому, когда хозяйка Агана вспомнит что-нибудь хорошее из совместно жизни,
поворачивается в сторону своего мужа и начинает грызть северный песчаный берег ягельного бора. Как вспомнит ссору – сердится, повернется спиной к нему и начинает грызть глинистый берег Черног Урмана. Когда соскучится очень – посылает весточку в сторону мужа ... Река Хаплимуты, как говорят ненцы, это одна из весточек, которые посылает хозяйка Агана своему мужу.
Легенда о том, как человек превратился в гагару(Хантыйская сказка)
У одного оленевода паслось большое стадо оленей. И очень гордился и хвастался он своим богатством. Бегал за своим стадом и кричал: «Ох, какой я богатый! Мои олени, мои олени!.. Ох, какой я богатый!..» Однажды погнал он своих оленей на полуостров, который соединялся с сушей тонким перешейком. Погода стала резко портиться, поднялся холодный ветер, началась гроза. Олени испугались, заметались по маленькому полуострову. Оленевод пытался успокоить животных, но выбился из сил и упал. Олени пробежали по нему, втоптав его в ямку между болотными кочками. Весь он стал плоским: спина вдавилась в грудную клетку, ноги сплющились, а копчик вывернуло в сторону. По земле он теперь ходить не может, а кое-как ползает на брюхе. Только в воде стало удобно нырять и плавать. С той поры он в озеро ушел и обернулся гагарой. Вот вам и богатство огромное стадо оленей.
Легенда о рябчике(Хантыйская легенда)
Рябчик раньше был большой птицей. Однажды он внезапно вспорхнул и напугал Торума-бога. Торум рассердился и порвал его на семь частей. На семь частей света раскидал по кусочку. Из одного кусочка стал теперешний рябчик. И с тех пор белое рябчиковое мясо есть у всех зверей и птиц. У глухаря есть белое мясо, у лося вдоль хребта тоже идет белое мясо рябчика.
Почему у глухаря глаза красные(Хантыйская легенда)
Когда-то жили все птицы вместе и не улетали в теплые края. Стало холодно, собрались они все вместе и решили завтра лететь. Глухарь ночевал отдельно. Утром прилетел он туда, где должны быть птицы, но место было пустое, птицы все уже улетели. Глухарь так плакал, что глаза у него покраснели. Весной птицы прилетели. Глухарь рассказал им, как провел зиму. Боровая птица решила больше не улетать на юг. Водоплавающая птица не поняла глухаря и стала на зиму улетать в теплые края.
Приложение № 3
Праздники ЮГОРСКОЙ ЗЕМЛИ
Вороний день
Хантыйский древний праздник «Ворнахатл»-
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна.
Ворона - первый признак.
У птицы просят мудрости, добра,
Готовят стол из угощений разных.
И рады дети - множество забав
Приносит им весенний первый праздник!
А. Тарасова «Ворона»
Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник. В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!» По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки». Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь забота о детях.
Медвежий праздник
Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги.
Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках.
В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.
Приложение № 4
Диаграммы:
Что означает понятие «национальный характер»?
Какие черты национального характера присущи коренным народам округа?
Известны ли Вам причины формирования национального характера малочисленных народов округа?
Для чего необходимо владеть информацией об особенностях формирования национального характера народов ханты и манси?
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14I15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14VIII15
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Root EntryTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanХарактер нации<Особенности какого-либо народа<Отличительные черты одного народа от другого<Затрудняюсь ответить*_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1.р
·
·Times New Roman1.ИTimes New Roman1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Особенности какого-либо народаaЗатрудняюсь ответить