Программа «Культурное наследие в прикладном творчестве народов России, как основа духовно-нравственного воспитания личности».


Пояснительная записка.
Курс «Культурное наследие в прикладном творчестве народов России, как основа духовно-нравственного воспитания личности» представлен образовательной программой «Радуга познания», разработанной в качестве экспериментального учебного курса в рамках развития духовно-нравственного воспитания учеников средней школы и рассчитан на 5-9 классы. Главной идеей курса является духовно-нравственное воспитание личности учащихся через разностороннюю деятельность: учебную, исследовательскую, практическую, общественную. Находясь в социуме, ученик на каждой ступени развития получает новые знания и впитывает культуру предлежащих общественных пластов, заряжается и обогащается ею. Это можно сравнить с шаганием по радуге, где каждая ступенька определена цветом, а освоив ступени познания, ученики раскрашивают свою духовность во все цвета радуги. Условной первой ступенью является начальная школа, где изучают курс ОРКСЭ (красная ступенька). Далее следуют оранжевая ступень – 5 класс, желтая – 6 класс, зеленая – 7 класс, голубая – 8 класс, синяя – 9 класс, фиолетовой ступенькой является социум (окружение ученика), который вовлекается в процесс духовно-нравственного развития личности учащихся и дает им оценку. Социумом будут являться одноклассники, ученики школы, родители, учителя и другие.
Программа представлена модулями, каждый из которых изучается по 9 часов в параллели (1 учебная четверть). В каждом модуле предусмотрено теоретическое и практическое изучение культурного наследия в кустарном и прикладном народном творчестве, обусловленных традициями национального и религиозного прошлого, предусмотрена организация виртуальных и реальных выставок, создание виртуального музея, написание исследовательских работ. Для эффективности духовно-нравственного воспитания предполагается не только теоретические и практические занятия, виртуальные и реальные выставки, но и привлечение семейного потенциала для организации индивидуального личностного подхода.
Данный курс построен на основе тенденций методики обучения в современной школе. Разделы курса являются значимыми, т.к. направлены на изучение не только исторических и духовных особенностей народов России, ее регионов и своей малой родины, но и конкретно своей семьи. Особенностью освоения курса является ориентация на личность учащегося, раскрытие его индивидуальности и рассмотрение современных направлений развития духовности с их проблемами, идеями, стратегиями, обусловленными историческими процессами, а так же изменением жизненных ценностей современного общества. Важным является опора на интеграцию и межпредметные связи с курсами ОРКСЭ, истории, обществознания, географии, ИЗО, МХК, технологии.
Цель курса: Развитие духовно-нравственной направленности через традиционное народное прикладное творчество.
Задачи курса:
1) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – изучение культурного наследия и прикладного творчества народов мира, России, Удмуртии, как основа духовного формирования и развития общества, расширение представлений о культурах разных народов, знакомство с терминологией.
2) ОБУЧАЮЩИЕ – знакомство с духовно-нравственными основами общества через традиции прикладного творчества народов России и Удмуртии, воспитание бережного и толерантного отношения к культурному наследию, развитие духовности на примере своего народа и семьи.
3) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – развитие трудолюбия, эстетического восприятия наследия прошлого, освоение простейших приемов кустарно-промысловой деятельности, пропаганда духовно-нравственных истоков народного творчества, расширение образовательного уровня через раскрытие межпредметных связей, подведение к осознанному выбору профессии с учетом традиций своей семьи.
Сопутствующие задачи:
-развитие умений и навыков сбора и обработки информации;
-развитие внимания, памяти и умственных способностей;
-развитие творческих способностей обучающихся;
-развитие самостоятельности и коллективизма в достижении намеченной цели.
Методы обучения:
- мотивация и стимулирование деятельности учащихся через познавательные и творческие задания;
- организация и осуществление учебно-познавательной деятельности посредством различных методов (словесного, аудивизуального, практического, анализационного, обобщающего, сопоставительного, исследовательского, сравнительного, работы под руководством и самостоятельно);
- контроль и коррекция знаний и умений: взаимопроверка, самопроверка, творческие работы, конкурсы, рефераты, выставки, виртуальные музеи.Формы занятий:
-1)ТРАДИЦИОННЫЕ – беседы, учебные занятия, учебные игры, практические занятия, экскурсии, лекционные и лабораторные занятия.
-2)НЕТРАДИЦИОННЫЕ – творческие мастерские, конкурсы, выставки, праздники, организация виртуальных музеев.
Методические аспекты работы: построение занятий по принципу
«от известного – к новому», «от простого к сложному»;
«повтори за мной», «осмысли и выполни»;
«прояви творчество и рациональность».
Ребята работают как самостоятельно, так и в группах. Обретают и развивают навыки умственного труда: наблюдения, осмысления, логического размышления, обобщения, выделения главного и второстепенного, формируют умения выступать и отстаивать свою точку зрения. В практической деятельности идет овладение приемами изготовления изделий, выбор техники для создания изделия, определение характеристик материалов, замена традиционных материалов на аналогичные, определение и разработка стилей изготовления изделий.
Знания: основные составляющие материальных и духовных культур разных народов, состав и значимость прикладного народного традиционного творчества в развитии культурных аспектов.
Умения и навыки: работать с литературой и дополнительными источниками информации, проведение исследований, представление и защита полученных результатов, изготовление простых и стилизованных изделий народных промыслов.
Формы занятий: лекции, беседы, практикумы, экскурсии, творческие проекты, выставки, мастер-классы.
Формы контроля: практические работы, творческие работы, защита творческих проектов, организация выставок, создание виртуальных музеев.
Планируемые результаты:
- углубление и расширение знаний по духовно-нравственным основам общества, народным и кустарным традиционным промыслам;
- развитие творческих и познавательных интересов и способностей учащихся, повышение успеваемости по предметам;
- участие в научных конференциях школьников;
- организация и проведение школьных конкурсов, научно-практических конференций и выставок с целью расширения кругозора и научных знаний учащихся;
- развитие интереса к своему региону, народу, семейным традициям.
Содержание рабочей образовательной программы «Радуга познания»:
5 класс – Модуль № 1. «Начало:
Истоки культур народов мира и России» - 9часов;
6 класс – Модуль № 2. «Опора:
Семейные традиции и культуры народов Удмуртской республики» - 9часов;
7 класс – Модуль № 3. «Лоскутное одеяло:
Народные промыслы и культурные традиции» - 9 часов;
8 класс – Модуль № 4. «Умелец:
Народные промыслы и кустарные производства России ХVII – начала XX в.в.» - 9 часов;
9 класс – Модуль № 5. «Добрый мир:
Традиции и современность» - 9 часов.
5 КЛАСС. Модуль № 1. «Начало:
Истоки культур народов мира и России» - 9 часов.
Цель курса: Показать разнообразие истоков культурных традиций народов мира, их значимость в формировании духовности общества.
Задачи курса:
1) Знакомство с древними культурами народов мира.
2) Раскрытие роли народных промыслов в формировании духовной и материальной культуры общества.
3) Знакомство с техникой народных промыслов. Изготовление простейших традиционных элементов материальных культур разных народов.
Интеграционные связи: история, изобразительное искусство, технология.
Темы занятий:
1-2. Культуры и традиции народов древнего мира – 2 часа.
3. Культуры и традиции народов древней Руси – 1 час.
4. Культурное наследие народов Центральной России, Поволжья и Предуралья – 1 час.
5. Виртуальная выставка народных промыслов народов России и Урала 1 час.
6. Обереги – часть духовной и материальной культуры древних Удмуртов 1 час.
7-8. Практикум: Предметы домашнего обихода в традиционных культурах народов: изготовление стилизованных предметов различными техниками: плетения, лепки, росписи, вышивки, лоскутной техники и др – 2 часа.
9. Выставка «Народные традиции и промыслы – основа культуры общества» - 1час.
6 КЛАСС. Модуль № 2. «Опора:
Семейные традиции и культуры народов России и Удмуртии» - 9 ч.
Цель курса: Показать разнообразие истоков культурных традиций народов страны, их значимость в формировании духовного общества на разных этапах развития.
Задачи курса:
1) Знакомство с культурами народов России и Удмуртии, их выражением в семейных традициях.
2) Раскрытие роли прикладного творчества в формировании духовной и материальной культуры семьи и общества. Изучение прикладного наследия своей семьи.
3) Знакомство с техникой народных промыслов России и Удмуртии. Изготовление простейших традиционных элементов материальных культур народов своей страны и края.
Интеграционные связи: ОРКСЭ, изобразительное искусство, технология, обществознание.
Темы занятий:
1. Для чего нужна семья и ее традиции.
2. Роль имени и фамилии в жизни каждого человека.
3. Семейный уклад, его традиции и значимость. Роль домостроя в воспитании молодежи.
4. Национальные народные праздники и гуляния, как поддержание традиционной национальной культуры. Фотовыставка «Народные гуляния».
5. Одежда народов разных культур, приемы и техники ее изготовления.
6-8. Практикум: Изготовление элементов традиционной национальной одежды (фартуков, платков, украшений в различных техниках: вышивка, аппликация, вязание, мережка, плетение и др.)9. Выставка «Бабушкин сундучок» (стилизованные и традиционные изделия своих семей).
7 КЛАСС. Модуль № 3. «Лоскутное одеяло:
Народные промыслы и культурные традиции христианских и мусульманскаих народов, населяющих Россию» - 9 часов.
Цель курса: Показать значимость народных промыслов и кустарных производств, как основ культурных традиций народов России разных конфессий.
Задачи курса:
1) Знакомство с народными промыслами людей разных конфессий, их разнообразием.
2) Осмысление духовной культуры народа через развитие национальных традиционных кустарных производств и промыслов.
3) Приобщение к культурным традициям народов России через изготовление традиционных элементов материальной культуры своей семьи.
Интеграционные связи: ОРКСЭ, изобразительное искусство, технология.
Темы занятий:
Народные традиции и народные промыслы: материальная составляющая духовных традиций разных народов.
Цветовые и знаковые элементы в национальных и религиозных культурах.
Виртуальная выставка «Разноцветие талантов».
Национальная одежда и домашняя утварь, как основа народных промыслов. Их роль в материальной и духовной культуре народов разных вероисповеданий.
5-8. Практикум: Изготовление элементов национального интерьера, домашней утвари, традиционной одежды православных и мусульманских народов, населяющих Удмуртию.
9. Выставка «Дом моих предков».
8 КЛАСС. Модуль № 4. «Умелец:
Народные промыслы в России в XVII – начале XX вв».
Цель курса: Знакомство с традиционными народными промыслами, как частью духовной и материальной культуры, основы развития хозяйства народов, населяющих Россию.
Задачи курса:
1) Знакомство с традиционными кустарными промыслами народов России, периода XVIII – начала XX в.в..
2) Обоснование закономерностей развития кустарных промыслов в пределах территории и времени.
3) Развитие творческой и духовной направленности через приобщение к народным кустарным промыслам, народному творчеству.
Интеграционные связи: история, география, изобразительное искусство, технология.
Темы занятий:
Формирование кустарных промыслов на базе природных особенностей, духовной и материальной культуры народов, населяющих разные регионы страны.
Кустарные промыслы народов Европейского севера, Сибири и Дальнего Востока. Оформление виртуального музея.
Кустарные промыслы народов Центральной России и Кавказа. Оформление виртуального музея.
Кустарные промыслы народов Урала и Поволжья. Оформление виртуального музея.
Презентация виртуального музея «Кустарные промыслы наров России». Разработка творческих проектов «Поддержание традиций предков».
6-8. Практикум: Изготовление кустарных изделий упрощенным и стилизованным методом.
9. Выставка «Лавка кустаря».
9 КЛАСС. Модуль № 5. «Добрый мир:
Традиции и современность» - 9 часов.
Цель курса: Обобщение знаний, умений и навыков по духовно-культурному и традиционно-материальному наследию.
Задачи курса:
1) Обобщить знания по теме «Культурное наследие и прикладное творчество народов России».
2) Развивать формирование потребности учащихся в приобщении к традиционной народной культуре, ее пропаганде.
3) Развитие простейших навыков моторной активации традиционно-материального наследия.
Интеграционные связи: обществознание, история, география, изобразительное искусство, технология.
Темы занятий:
Роль традиций в формировании человека – части современного общества.
Материальная культура предков, ее отображение в современном мире.
Изучение семейных традиционных культур и ремесел. Составление семейной карты ремесел.
Традиционные кустарные ремесла Удмуртии (посещение выставки).
Интерактивная презентация карт семейных ремесел и проектов «Семейные традиции».
6-8. Практикум: Изготовление простейших кустарных и ремесленных изделий с привлечением семейного потенциала (родителей) и педагогов.
9. Выставка «Традиции и современность».