Мастер — класс для учителей начальных классов Изготовление новогоднего сувенира
Мастер класс для учителей начальных классов
«Изготовление новогоднего сувенира с использованием техники квиллинга»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Мазаева НВ
2016 год.
Тема мастер класса: Изготовление новогоднего сувенира в технике «квиллинг» Цель проведения мастер класса: освоение и последующее активное применение технологии «квиллинга» в практической деятельности учителя технологии основной школы.
Задачи:
создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства учителей технологии на основе профессионального общения по обмену опытом.
представление направления деятельности - квиллинг, как вида декоративно-прикладного искусства.
передача инновационного педагогического опыта в практическую деятельность педагогов путем прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности, методического обеспечения при изготовлении изделий в технике квиллинг. развитие творческого мышления, воображения, фантазии, творческих способностей участников мастер класса
отработка методических подходов, приёмов выполнения изделия, представленных в программе занятия, умения работать с бумагой в технике квиллинга
вовлечение участников мастер - класса в совместную деятельность.
рефлексия собственного профессионального опыта участниками мастер - класса;
оказание помощи участникам мастер - класса в определении задач саморазвития, формировании индивидуальных программ профессионального роста.
Участники мастер класса: учителя технологии школ города и района.
Форма проведения: педагогическая мастерская
Методы обучения: интерактивный рассказ, показ, беседа, практическое занятие.
Продукт мастер класса: выставка творческих работ учителей технологии «Новогодний сувенир»
Оборудование:
Компьютерная презентация «Удивительный мир квиллинга»
Выстовка детских работ в технике квиллингМатериалы и инструменты для практической работы: бумага цветная, заготовки шаблонов, простые карандаши, картон, клей, ножницы, зубочистки, салфетки, бумажные полоски 5-7 мм.Этапы мастер класса:
1. Организационный этап (2 мин):
Задача: подготовка участников мастер-класса к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала мастер-класса, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания, полная готовность участников к занятию, быстрое вхождение группы в деловой ритм, приветствие.
2. Подготовительный этап (подготовка к новому содержанию (3 мин)): Задача: обеспечение мотивации и принятие участниками цели обучающей деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели и задач мастер-класса и мотивация обучающей деятельности участников.
3. Основной этап (15 мин).
1). Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Использования заданий, которые активизируют познавательную деятельность участников. Сообщение темы занятия.
Первый материал для творчества ребенка с рождения - это бумага. Бумага -необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня на мастер классе я хочу познакомить вас еще с одной, техникой — искусством бумагокручения или как называют ее на западе квиллинг.
Актуальность использования данной техники: Развитие мелкой моторики руки. Решить эту проблему можно с помощью моделирования полосок из бумаги – квиллинга. Это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат, доступный каждому. Изготовление изделий в технике квиллинга развивает художественный и эстетический вкус, прививает интерес к творчеству.
Познакомившись на нашем мастер-классе с простейшими элементами квиллинга, вы сможете увлечь этим своих детей, и я уверяю Вас, это занятие им очень понравится. Доказательством тому служит наша выставка. Это первые шаги моих участников в чудесный мир волшебной филиграни, который их заворожил.
2). Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применение практических заданий, которые выполняются самостоятельно участниками мастер класса.Провести рассказ-беседу по первоначальной подготовке к практической творческой работе, которую участники должны знать: - первичную подготовку в работе; - знакомство с материалами, принадлежностями и технологическими процессами в работе; - подробную информацию по изготовлению сувенира; - материалы и как правильно их использовать. Изучение нового материала:
Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
История квиллинга:
На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку. Для работы с гофрокартоном применяется техника бумагокручения. В результате того, что полоска гофрокартона более толстая и упругая, поделки получаются крупные, объемные, времени на их изготовление тратится меньше. Очень нравится работать с гофрокартоном детям: полчаса - и в руках готовая поделка. Самые красивые работы получаются из цветного гофрокартона, окрашенного не только с двух сторон, но и внутри, т.е. в массе. Новые возможности привычного материала доставят огромное удовольствие!
Бумага для квиллинга.
Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте сами. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3-7мм. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.
Инструменты для квиллинга.
Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента.
Вот краткий список самого необходимого для начала обучения: Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. Для более безопасной работы шило можно заменить на зубочистки, любой деревянный стержень.
Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением. Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы.
Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.
При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.
Техника квиллинг.
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.
3) Практическое обучение технике квиллинга (показ)
Берем полоску бумаги двумя пальцами. Оттягиваем с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Загнутый кончик легче наматывается на «шило». При работе с детьми вместо шила используем зубочистку. Плотно накрути несколько витков. Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную. Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась. Вся полоска свёрнута. А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься. Приклей конец полоски клеем ПВА. Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля». Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Это заготовки «капля» и «лепесток».
4.Этап моделирования (30 минут)Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Содержание этапа: применение устного опроса, выполнение творческого поискового задания. Провести с участниками инструктаж по технике безопасности и при работе с инструментами и материалами. Рассказать и показать методические и технологические приёмы изготовления изделий в технике бумагокручение из гофрокартона «Новогоднего сувенира»
5. Совместное творчество. Деление на творческие группы. Инструктаж по технике безопасности.
Задача: изготовление сувенира в технике квиллинг.
Практическая работа: изготовление «Новогоднего сувенира» (1 час)
6. Рефлексия.
Уважаемые педагоги! Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению, положите рядом со своей работой и поделитесь – достигли ли вы тех результатов, о которых говорили в начале занятия.
Благодарю за сотрудничество! Творческих вам успехов.
Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru/node/87738?tid=451,587
http://www.prof-kuzbass.ru/articles/?ID=51114&SECTION_ID=767
http://www.jeunefille.ru/?p=1512
http://www.liveinternet.ru/users/3874355/rubric/1514876/
http://quilledstuff.blogspot.com/2010/11/vote-me.html
http://handmade-guru.ru/index.php/k/245-1.html