План-конспект : Изготовление новогоднего сувенира

МОУДОД ЦТТ г. Джанкоя.







План – конспект
занятия объединеия начального
технического моделирования.


Тема занятия:
Объемное моделирование.
Изготовление новогоднего сувенира.

















Бабенко Светлана Николаевна
Рук. объединения начального
технического моделирования.






Цель занятия:
- Развитие творческого мышления и воображения учащихся на занятиях кружка НТМ при помощи метода объемного моделирования.

Задачи:
- Способствовать формированию представления о виде декоративно – прикладного искусства – объемное моделирование. Ознакомить с техникой.
- Развивать мышление, воображение, творческие возможности и способности каждого ребенка.
- Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
- Воспитывать аккуратность и собранность при выполнении работы, трудолюбие, умение слушать, культуру труда.

Вид учебного труда:
- Работа с бумагой, вырезание, склеивание.

Объект труда:
- объемная модель ели.

Методы и приемы:
- проблемно - познавательный диалог, практическая работа, анализ конструктивных особенностей изделия, иллюстрация способов деятельности через презентацию.

Оборудование для руководителя объединения:
- Образец целый и в деталях, бумага зеленого цвета (двухсторонняя – 1 лист), картон коричневого цвета, шаблон ели, шаблон ствола, ножницы, клей, карандаш, пенопласт (для снега), блестки (для украшения).

Оборудование для учащихся:
- Цветная двухсторонняя бумага зеленого цвета, коричневый картон, карандаш, ножницы, клей, салфетки.

Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, ребята, кто из вас расскажет мне какой праздник самый веселый, самый любимый, самый яркий, самый долгожданный?
Ну, конечно, это Новый год! А скажите без чего нельзя представить этот праздник?
Дети: Без елки.

Учитель: Естественно, ну какой же Новый год без елки.
История празднования Нового года уходит в далекое прошлое. Наши предки связывали начало года с важными для них событиями. Дата часто менялась, некоторые обряды тоже, но суть праздника осталась неизменной до наших дней.

Изначально наши предки отмечали новый год в ту пору, когда все вокруг оживало – весной. Учитывая неразрывную связь украинцев с природой, с работой на земле, то начало года раньше связывали с началом нового сезона сельскохозяйственных работ. Немного позже следовали церковному обычаю и начали отмечать новый год в сентябре. А вот праздник 1 января пришел к нам только в 1700 году.
Весна знаменовала начало новой жизни. Природа возрождается, соответственно и новый год начинается. Одним из свидетельств того, что март символизировал это самое начало, является древний языческий обычай: в марте устраивать торжественный обед – "тризну" – в честь умерших родственников. Во время тризны воспевали конец зимы и при этом сжигали соломенное чучело, которое символизировало связь окружающей природы с жизнью человека. В Украине такая тризна происходит и сейчас, и тоже весной. Сейчас этот обычай у нас связывают с Пасхальными праздниками.

Новый год первого марта стал считаться официальным праздником с приходом христианства на территорию Киевской Руси. По церковным приданиям именно эта дата соответствует дате создания мира. Этот день в народе известен, как день преподобной мученицы Евдокии (Явдохи), в наше время отмечают его 14 марта. Согласно народной традиции это первый день весны, первый день нового года. В этот день сурок просыпается от зимней спячки, выходит "на мир" и свистит три раза. Свистнув, он снова прячется в свою норку, ложится на второй бок и будет спать до Благовещения. В этот день возвращаются из теплых краев ласточки. Особых торжеств в этот день не было, но вся деятельность человека была связана с призыванием достатка на год.

Новый год в сентябре

Весенним Новый год в Украине был до 15 века, пока русская церковь не приняла греко-византийский церковный обряд. А согласно решению Никейского собрания, церковный новый год отмечали 1 сентября. Вот и на наши земли перешла эта традиция. С тех пор 1 сентября (14 по новому стилю) наши предки праздновали день Преподобного Симеона Столпника – "Семена", который символизировал приход нового года. Еще в этот день в казацкой Украине производили пострижины молодых ребят и впервые сажали их на коня. С этого дня ткачи устанавливали свои станки и начинали ткать ковры, брались за работу и все остальные сельские мастера: столяры, стельмахи, кузнецы. Также, раньше с этого дня начинали копать картошку.
Празднование Нового года 1 января на территории современной Украины началось с указа Петра I, который в 1700 году, позаимствовал традицию в Голландии и других странах Западной Европы. Причем, как и ранее, исчисление продолжалось по юлианскому календарю, который сохранился на всей территории Российской империи до 1918 года. Поэтому долгое время Новый год на землях, входивших в ее состав, не совпадал с западноевропейским.

Новый год по-царски

Согласно историческим упоминаниям, первый день нового года был отмечен торжественным парадом на Красной площади в Москве. Петр также ввел традицию украшать елки, активно внедряя также праздничные поздравления, фейерверки, новогодние забавные костюмы с масками. Так, на Красной площади устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Великий Государь повелел в знак доброго начинания и нового столетия "по большим проезжим улицам, и у домов знатных людей украшать ели и сосны. А людям небогатым хотя бы по ветви над воротами или дверями привесить".

Украшения должны висеть до 7 января. Первого же января, в знак праздника, люди должны приветствовать друг друга с Новым годом, а все, у кого есть небольшие пушки или ружья, также в полночь должны стрелять в небо в своем дворе. По большим же улицам с 1 по 7 января ночью должны зажигать костер из дров или соломы. Вот что раньше использовали вместо бенгальских огней.
Сегодня на занятии мы сделаем новогоднюю красавицу - ель. И так приступим к работе.

Проверка готовности к занятию.
Учитель: Давайте сначала проверим, готовы ли вы к занятию. Я буду загадывать вам загадки, а вы, молча, поднимаете вверх предмет, название которого является ответом на мою загадку.
- Черный ивашка – деревянная рубашка
Где носом проведет, там заметку кладет. ( Карандаш)
- Липкий застывающий состав для скрепления деталей. (Клей)
- Толстая, твердая бумага. (Картон)
- Лекало, трафарет. (Шаблон)
- Планка для вычерчивания прямых линий, измерений. (Линейка)
- Два конца, два кольца, а по середине гвоздик. (Ножницы)

Учитель: Замечательно! К занятию готовы, теперь повторим правила безопасности при работе с клеем и ножницами.
постарайся, чтобы клей не попал на одежду и кожу.
не ходить по классу и не размахивать руками, если в руках держишь ножницы.
после работы клей плотно закрыть, ножницы убрать в пенал.
вымыть руки и убрать свое рабочее место.
Учитель: Молодцы. Все вспомнили и повторили, а теперь приступаем к работе.
Давайте посмотрим, из скольких частей (деталей) состоит игрушка? Из трех! Сравните их. Они одинаковые по цвету и по размеру. Как соединены? Неподвижно! Чем соединены детали между собой? Клеем. Как оформлена елка? Игрушка украшена блестками и пенопластом. Что можно изменить? Как иначе можно украсит ель? и т.д.
Каждому из вас я раздала шаблон ели. Приложите шаблон на зеленый лист бумаги и обведите его. Нужно три таких детали. Второй шаблон - ствол ели.
Обводим на коричневом картоне. Для ствола – шесть деталей.
Практическая работа
Обводим по шаблону детали ели, детали ствола, вырезаем, сгибаем пополам, склеиваем. Собираем изделие по образцу. Каждый украшает по собственному усмотрению.
Проверка и оценка работ

Все сделали игрушки? Поднимите их вверх и покажите. Молодцы.
Посмотрите, какие у нас яркие, красивые получились ели.

Руководитель объединения оценивает каждую работу. Заостряет внимание, в первую очередь, на том, что получилось.

Подводим итог занятия:
- что больше всего понравилось?
- что получилось?
- что не удалось и почему?
- как можно исправить неудавшееся?
- как иначе можно было сделать игрушку?
- что нового узнали на занятии?

Уборка рабочего места.














Шаблоны ели.














Шаблон елки15