Статья на тему Профилактика агрессивного поведения среди подростков


Тема: Профилактика агрессивного поведения среди подростков
Фомич Александр Васильевич, социальный педагог КГУ «Явленская СШ №1им.Т.Позолотина-Героя Советского Союза» Есильского района.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, на его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи несовершеннолетним и молодежи, имеющим проблемы, а также нарушения в развитии, обучении, общении, в поведении.
Особенно большие трудности представляет собой специфика воспитательной работы с подростками группы риска с девиантным поведением.
Комплексный социально – педагогический подход в работе с этой категорией детей должен быть положен в основу работы с ними. При этом необходимо учитывать, что воспитательная работа с детьми группы риска имеет две составляющие:
1.выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
2.непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

На основе изучения и анализа уже существующих систем специальных занятий направленных на снижение негативных поведенческих проявлений личности подростков и описанных в научной литературе была составлена система специальных занятий для воспитательной работы с подростками «группы риска», по снижению негативных поведенческих проявлений личности и перевоспитанию таких учащихся, которая включает в себя четыре основных направления.
1.Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе.
Для этого необходимо, во-первых, систематически выявлять неуспевающих учащихся по двум и более учебным предметам. Не все неуспевающие школьники имеют отклонения в поведении, но подавляющее большинство трудных подростков плохо учатся по нескольким предметам.
Во-вторых, необходимо установить взаимоотношения учеников с педагогами школы. Школьная практика и научные данные свидетельствуют о том, что большинство трудных школьников находится в конфликтных отношениях с одним, двумя, а то и более педагогами. Выявляется это путем опроса педагогов и самих учащихся.
В-третьих, взаимоотношения трудных подростков со сверстниками также неблагополучны. Многие из них в классе находятся в изоляции, а некоторые являются активными дезорганизаторами.
В-четвертых, путем беседы со школьниками, их товарищами, родителями, необходимо изучить характер использования учащимися своего свободного времени. Большинство трудных учеников, проводят свободное время вне дома, с друзьями в стихийных или постоянных неформальных группах. Там они начинают курить, употреблять спиртные напитки, увлекаться азартными играми.
2.Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.
После выявления трудных школьников необходимо установить причины отклонений в их поведении, бесполезно пытаться искоренять недостатки без устранения или нейтрализации обусловивших их причин. Затем определить какие именно факторы влияют на нравственное становление личности конкретного школьника отрицательно, какие положительно. Для этого следует использовать определенные методы сбора информации. К ним относятся: беседы, наблюдения, анкетирование, изучение школьной документации.
3.Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.
Необходимо изменить характер межличностных отношений трудных учащихся с коллективом школьного класса. Дети, изолированные в коллективе и противопоставляющие себя классу, обычно недовольны своей принадлежностью к данному классу, стараются уклониться от участия в его делах. Товарищи по учебе их не любят, поэтому и положительное воздействие коллектива на них, как правило, невелико. Для улучшения межличностных отношений в классе требуются продуманные целенаправленные действия классного руководителя и педагога-психолога. Иначе трудные школьники будут психологически отчуждаться не только от коллектива своего класса, но и от школы в целом. Таких учеников надо включать в такую деятельность, в которой они смогут проявить себя с лучшей стороны, взять на себя ведущую роль. Для них важно быть не простыми исполнителями, а самим принимать решения и руководить другими.
4.Вовлечение трудных учащихся в различные виды положительной деятельности и обеспечение успеха в ней.

Перевоспитание трудного школьника происходит по мере того, как накопившийся у него отрицательный жизненный опыт вытесняется положительным. Это происходит в процессе общения и в процессе деятельности. Основными видами деятельности для детей школьного возраста является учебная, трудовая, а также деятельность по интересам. Успехи в одном из видов деятельности порождают у подростка стремление к утверждению себя и в других видах. Совместная деятельность создает условия для возникновения дружеских связей трудных подростков с положительно характеризующимися сверстниками и взрослыми, что избавляет их от ощущения одиночества, ненужности людям, и способствует исправлению и перевоспитанию.
Исследования показали, что в подавляющем большинстве случаев у подростков и старших школьников, отличающихся девиантным поведением, сложилось устойчивое отрицательное отношение к школе и учению на основе отставания в учении, конфликтов с педагогами. В дружном коллективе сверстников такие учащиеся чувствуют себя одинокими, им не интересно учиться, у них не развита потребность в познании.
В ходе организации коррекционной работы с подростками группы риска, большая роль принадлежит социальным педагогам, психологам, учителям и всем тем, кто непосредственно включён в учебно-воспитательный процесс с учащимися на этапе их физического развития и становления личности.
Работа с девиантными подростками представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившиеся привычки, корректировать личность. И если мы правильно поставим воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе, вовремя заметим возникающие у детей проблемы и сможем нейтрализовать отрицательное влияние среды, то не будет ни детей с отклоняющимся поведением, ни неудач в формировании личности человека. Поэтому педагогам и психологам необходимо знать причины попадания детей в «группу риска», возникновением отклоняющегося поведения учащихся, а также они должны знать, как правильно организовать воспитательную работу с детьми «группы риска», чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен.

Использованная литература
1. Овчарова Р.В. Технологии школьного психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.- 2000.-448с.
2. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.- 2004. -480с.
3. Социально – педагогический проект «Найди клад»/ Под ред. Усольцевой В.Б. и др.- Петропавловск.- 2004.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. -3-е изд., испр. и доп.- М.-2003. 208с.
5. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков/ Под. Ред. Бикина Б.И.- Петропавловск.-2004.- 85с