Конспект урока МХК на тему: Импрессионисты — художники счастья
Конспект
урока мировой художественной культуры
в 11 классе
Тема урока: «Импрессионисты – «художники счастья».
Цель: выяснить особенности импрессионизма как направления.
Задачи:
- выяснить, какие художники работали в рамках направления «импрессионизм»;
- узнать, кто является основоположником импрессионизма;
- узнать, почему это направление называется именно так;
- в ходе анализа произведений выяснить, в чем отличие импрессионизма от реализма;
- узнать, какие произведения импрессионистов хранятся в России;
- вырабатывать навык анализа художественных произведений.
Методы и приемы: беседа, анализ живописных произведений, сравнение произведений разных направлений, заполнение таблицы, работа в парах, просмотр видеофрагмента, опрос с помощью ИКТ.
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, система опроса и контроля знаний (пульты), видеофрагмент фильма об Эрмитаже, репродукция картины «Прима балерина», репродукции картин (на каждую парту), для каждого обучающегося: таблица, альбомный лист, краски, кисть, вода.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Прошу вас занять свои места, потому что буквально через 4 минуты мы с вами отправляемся в путешествие. Позвольте мне быть вашим гидом.
А для начала давайте выясним: куда же мы отправимся. Для этого проведем социологический опрос: «Куда бы я хотел поехать отдохнуть, и с какой целью».
У вас на столах лежат пульты, возьмите их в руки, включите. При выборе ответа нажимайте на цифру, соответствующую номеру ответа.
Итак, первый вопрос: «Мне хотелось бы поехать
- в Турцию или Египет;
- в какую-нибудь европейскую страну;
- в один из Российских городов – культурных центров».
(Обучающиеся отвечают на вопрос, на доске проецируется в процентах результат).
Второй вопрос: «Свою поездку организую, чтобы
- «отдохнуть душой и телом», загорая, купаясь, развлекаясь;
- посетить музеи, выставки, культурные центры».
(Обучающиеся отвечают на вопрос, на доске проецируется в процентах результат).
Учитель: Нужно сказать, что большинство россиян предпочитают именно такой отдых: на берегу Красного или Средиземного моря, «отдыхая душой и телом».
Но, ребята, у нас, в России, посещение Золотого кольца, Москвы или других городов – культурных центров может стать не менее увлекательным. Верите мне? Тогда приглашаю вас в Санкт-Петербург.
Учитель: Ребята, кто был уже в этом замечательном городе? Сколько времени занимает дорога до Санкт-Петербурга?
(Ответы обучающихся)
Учитель: Мы же на своем волшебном автобусе доберемся до этого города за две минуты.
А чтобы время шло еще быстрее, предлагаю тоже вам порисовать.
Погода сегодня замечательная, мы едем в красивейший город, настроение у всех отменное Вы счастливы? Вот и нарисуйте свое счастье. При помощи цветовых пятен.
(Обучающиеся рисуют 2 минуты, затем каждый объясняет, почему его счастье выглядит именно так).
Учитель: Вот мы и в Питере. Какой всемирно известный музей, находящийся в Петербурге, вам хотелось бы посетить?
(Эрмитаж)
Учитель: Эрмитаж – один из самых богатых музеев в мире. Чтобы обойти все экспозиции, потратив на каждый экспонат несколько секунд, понадобится 8 лет. У нас всего 20 минут. Предлагаю вам посетить выставку, посвященную творчеству импрессионистов, тем более, что в Эрмитаже хранится самое большое собрание произведений импрессионистов.
А наша экскурсия связана с сегодняшней темой урока: «Импрессионисты – «художники счастья»». (Запись в тетради темы урока).
Учитель: Что же мы должны выяснить во время нашей экскурсии?
(Обучающиеся ставят цели и задачи в рамках вышеуказанной темы, учитель вносит корректировки, обобщает сказанное).
Учитель: Цель: выяснить особенности импрессионизма как направления.
Задачи: выяснить, какие художники работали в рамках направления «импрессионизм»;
узнать, кто является основоположником импрессионизма;
узнать, почему это направление называется именно так;
в ходе анализа произведений выяснить, в чем отличие импрессионизма от реализма;
узнать, какие произведения импрессионистов хранятся в России; вырабатывать навык анализа художественных произведений.
Учитель: Итак, ребята, приглашаю вас в Эрмитаж.
(Просмотр видеофрагмента из фильма об Эрмитаже).
Учитель: А теперь поближе рассмотрим репродукции увиденных вами картин (на партах лежат репродукции картин, находящихся в Эрмитаже), выполним краткий анализ этих произведений, опираясь на вопросы, которые находятся в таблице: «Что изображено? Как изображено? Зачем изображено?»
Реализм
Импрессионизм
Постимпрессионизм
Что
изображено?
Как
изображено?
Зачем изображено?
(Таблицы заранее подготовлены для каждого обучающегося, лежат на партах; так как на каждой парте по одной репродукции, то ребята в ходе анализа работают в парах, таблицы (вторую колонку) заполняют индивидуально).
(Анализ репродукций картин).
(После анализа ребята озвучивают то, что записано в таблице, показывая другим ребятам репродукцию).
(Все вместе делают вывод о том, что характерно для импрессионизма как направления).
Учитель: Действительно, ребята, импрессионисты изображали, чаще всего, природу (реки, сады), беззаботных, счастливых людей, а также детей. Изображали при помощи мазков, которые мы легко видим, для того чтобы передать движение солнечного света, движение воздуха, чтобы зритель почувствовал движение в окружающем его мире, что бы он свежесть садов, теплоту солнечных лучей, чтобы у зрителя тоже было состояние умиротворения, спокойствия, созерцания и счастья.
Учитель: Ребята, что отличает импрессионистов от предшественников-реалистов?
За основу возьмем вопросы, с которыми вы уже работали. Что изображали реалисты? (Социально-бытовые сцены, проблемы своего времени). Как изображали? (Преобладают темные тона, живопись «ровная», статичная по сравнению с работами импрессионистов). Зачем изображали? (Художники-реалисты призывали к решению проблем (социальных, общественных, политических)).
(В ходе анализа заполняется первая колонка таблицы).
Учитель: Не случайно то, что художникам, изображавшим счастье, не было места на официальных выставках, поэтому они организовывали свои. На одной из таких выставок появилась картина Клода Оскара Моне «Впечатление. Восход солнца», на французском языке эта картина называлась так: «Impression. Soleil levant». И как вы думаете, как стали называть этих художников с тех пор? Верно, импрессионистами. А запечатлевали они светлые, радостные, счастливые впечатления.
Учитель: Итак, ребята, что же мы выяснили, узнали нового в ходе нашей экскурсии?
(Ребята говорят о том, что определили основные черты импрессионизма как направления в ходе анализа репродукций картин художников-импрессионистов и сравнения с произведениями художников-реалистов; узнали, кто такие художники-импрессионисты; почему направление, в котором они работали, называется именно так; выяснили, кто является основоположником этого направления; узнали, что самое большое собрание картин художников-импрессионистов находится в Эрмитаже; сделали анализ некоторых из этих картин).
(В ходе рефлексии учитель после каждой реплики рисует черту, в итоге на доске получается домик).
Учитель: Посмотрите, как много мы узнали на сегодняшней экскурсии. Но вы уже поняли, что нам пора отправляться домой. А по дороге домой рассмотрим наши рисунки, изображающие счастье. Сравним их с репродукциями картин импрессионистов. Есть ли между вашими рисунками и репродукциями картин сходства?
(Сходство, прежде всего, в выбранной цветовой гамме: в основном используются теплые тона, краски не смешиваются).
Учитель: Обратимся к теме нашего урока: «Импрессионисты – «художники счастья». Почему их называют именно так? Ребята, согласны ли вы с тем, что импрессионистов называют «художниками счастья»? Почему изображенное вами счастье похоже с изображением счастливых впечатлений художников-импрессионистов?
(Ответы обучающихся).
А чтобы, приехав домой, тоже испытывать счастье даже в самые обычные дни, в комнатах можно повесить репродукции любимых картин, вызывающих радостные чувства. Как вы думаете, среди этих картин будут репродукции художников-импрессионистов?
В моем доме уже есть такая картина – репродукция полотна Эдгара Дега «Прима балерина».
(Демонстрация репродукции).
Хотя у Дега мы видим уже не столь чистые и яркие краски. Это своеобразный переход к следующему направлению – постимпрессионизму. Об этом направлении вы узнаете дома из книг:
- Алпатов М. Немеркнущее наследие. - М., 1990, с. 152 – 166;
- С веком наравне. Т. 3.: Рассказы о картинах / Сост. И. С. Ненарокомова. – М., 1990, с. 279 – 312.
На основе полученной информации заполните третью колонку таблицы, которая называется «Постимпрессионизм».
А на будущее мое задание и пожелание: съездите в Петербург, посетите Эрмитаж, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
13PAGE 15
13PAGE 14115