Диалоговые технологии как способ формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Диалоговые технологии как способ формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский.
Сегодня одной из основных задач обучения школьников является создание условий для самостоятельного приобретения и осмысления знаний. А задача современного учителя - не преподносить знания учащимся, а создать мотивацию и сформировать умения учиться самостоятельно. Современное сотрудничество учителя и ученика предполагает умение педагога направлять самостоятельность ученика, которая, в конечном итоге ведёт к определению цели, автоматизации его познавательной деятельности.
В процессе обучения английскому языку наиболее эффективное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех участников. Взаимодействовать, общаться – значит, вести беседу, диалог с кем-либо. Диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, является одной из наиболее продуктивных технологий при обучении английскому языку. Диалоговое обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Суть состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс учения, познания, они имеют возможность понимать и оценивать то, что они знают. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой вклад в учебный процесс, идёт обмен знаниями, идеями, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает познавательную деятельность, придает ей особые формы сотрудничества.
Диалоговое общение ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но в тоже время значимых для каждого участника задач. Диалог исключает доминирование одного участника, одного мнения над другими. Диалоговое обучение позволяет решать несколько задач:
развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;
обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает и научает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Диалоговое обучение успешно решает еще одну существенную задачу: снятие нервного напряжения, переключение внимания, смена форм деятельности. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках английского языка организуются индивидуальная, парная, и групповая формы работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Среди диалоговых технологий выделяют:
проблемно-поисковые диалоги,
дидактические игры,
учебные дискуссии,
эвристические беседы,
анализ конкретных ситуаций.
На уроках можно использовать следующие формы диалогового общения:
семинар;
дискуссия;
обсуждение сообщений, докладов, рефератов;
мини – конференции;
аукцион знаний;
презентация рефератов;
викторины;
мозговая атака;
брейн – ринг;
КВН;
пресс – конференция;
час вопросов и ответов;
творческие и познавательные мероприятия;
деловые игры.
В настоящее время иcпользуются следующие формы групповой работы: «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «презентация рефератов», «дебаты». Эти формы эффективны в том случае, если у школьников имеются первоначальные знания и представления, полученные ранее, основанные на занятиях или в жизненном опыте. При работе с учениками 5-7 классов целесообразно начинать с наиболее простых форм – «вертушка», «большой круг». Такие формы ценны тем, что они позволяют ребёнку не только выразить своё мнение, но и, услышав аргументы партнёра, иногда изменить свою точку зрения или отказаться от неё. При изучении таких тем как: «How Do You treat the Earth? », «What are You good at?», «How Do You spend Your free time?», «The World of Money», «The English Speaking World», происходит не только обмен информацией и взаимное общение, но и создаётся ситуация успеха. А успех - это залог положительного отношения к учёбе, к себе, стимул к активной работе.
Форма диалогового общения – «большой круг» проходит в три этапа. На 1 этапе учащиеся размещаются на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему. На 2 этапе каждый ученик индивидуально в течение 8 - 10 минут записывает своё предложение. 3 этап - по кругу каждый ученик зачитывает написанное, предлагаемое им решение.
«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагается обсудить проблему перед остальными участниками. Малая группа выбирает представителя, которому она доверяет вести диалог по обсуждаемой проблеме. Могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Эта форма работы даёт школьникам возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются, как аргументируют свою мысль.
На старшей ступени обучения у учащихся большой популярностью пользуется игра «дебаты». Использование данной игры очень эффективно при изучении таких тем, как «Identity», «People and places», «A job for life», «Mass Media», «A good start in life».
Необходимо отметить, что применение диалоговых технологий на уроках, создаёт благоприятную психологическую атмосферу. Дети сами излагают, рассказывают, выражают собственную точку зрения «за» или «против». Доказано, что обсуждая различные проблемы, участвуя в дискуссиях, проигрывая ситуации, школьники усваивают от 70% до 90% информации. Значительно повышается мотивация, особенно это отражается на слабых учениках. Снижается утомляемость, учащийся не имеет возможности отсидеться, работают все, появляется интерес к изучаемому материалу, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.
Результатом использования диалоговой технологии обучения является создание условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и развития их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Сотрудничество и активная деятельность учителя и учащихся обеспечивает формирование и развитие универсальных умений, определяющих успешность деятельности учащегося. Использование диалогового обучения значительно повышает эффективность обучения учащихся.