Разработка занятия математического кружка:Страна геометрия
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Дополнительного образования Центр Творчества
С. Красное Краснодарский край
Разработка занятия математического кружка.
Выполнила педагог дополнительного образования:
Лысенко Надежда Анатольевна
Цель:1. Систематизировать знания обучающихся.
2. Повторить и закрепить сформированные ранее теоретические знания и умения.
3. Формирование у обучающихся исследовательских умений устанавливать связи между понятиями, а также сравнивать и обобщать.
Задачи:
1. Формирование следующих качеств знаний, обучающихся: самостоятельность, глубина, осознанность, гибкость и устойчивость мышления.
2. Формирование мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация и т.д.).
Геометрия – одна из самых древнейших наук, она возникла очень давно, еще до нашей эры. В переводе с греческого языка слово «геометрия»
означает «землемерие». «Гео» - Земля и «метрео» - мерить.
Зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений.
Знание геометрии необходимо любому человеку. Например, давайте вспомним кому?
Архитектору, строителю, модельеру, портному, конструктору и дизайнеру, токарю и слесарю. Еще ребята, геометрия является рабочим инструментом ученых физиков, химиков, астрономов, географов, биологов.
Геометрия – это наука, занимающаяся изучением геометрических фигур.
336994513144500461835513024100
Геометрия у нас дома. Все предметы в нашем доме напоминают различные геометрические фигуры. Рассмотрим и опишем некоторые из них. Заглянем на кухню. Холодильник, микроволновая печь, газовая плита, кухонный шкаф, стиральная машина имеют форму прямоугольного параллелепипеда. Потому, что, как и у параллелепипеда все противолежащие грани прямоугольники их всего 6, 12 ребер, 8 вершин, есть три измерения – длина, ширина, высота. Еще можно эти предметы назвать прямыми призмами, у них все углы между гранями прямые. А чайник похож на усеченный конус. Дно чайника круг, а крышку откроем, увидим еще одну окружность только меньшего размера.
Кастрюли цилиндрической формы. И действительно – у них имеется два круга, лежащие в параллельных плоскостях и стенка, которую можно представить, как множество отрезков, соединяющих соответствующие точки на этих кругах. Тарелки напоминают круг, край тарелки окружность. Крышка стола прямоугольник, я попробовал измерить углы они прямые.
Давайте заглянем вовнутрь холодильника и что же мы видим, и здесь без геометрии не обошлось. На полках стоят «цилиндры» - банка сгущенки, банка молока, консервы, кусок колбасы, а сыр напоминает круг.
Прогуляемся по спальне. Шкаф, кровать, трельяж, стол – прямоугольные параллелепипеды. Ковер на полу прямоугольной формы. Горшки с цветами на подоконниках цилиндрической формы. Абажур формой конуса. Толстая книга похожа на параллелепипед. Двери имеют форму прямоугольников. Стены, потолок, окна так же напоминают прямоугольники.
Вывод: В числе всего разнообразия предметов, имеющих сходство, с какими-либо геометрическими фигурами у нас дома преобладают отрезки и фигуры прямоугольной формы.
Геометрия на улице.
Если мы выйдем на улицу, то видим постройки, дома различной геометрической формы. Например, дом имеют форму параллелепипеда. Крыши дома – треугольные призмы. Столб, бочка для воды имеют форму цилиндра.
В огороде можно тоже встретить геометрию. Грядки как напоказ вычерчены прямоугольники. Капуста, арбуз – шар.
На улице мы видим предметы, изготовленные человеком и предметы природного происхождения. Например, жилой дом, построенный человеком. Это параллелепипед.
Фонарные столбы вдоль дороги напоминают отрезки прямой.
Крыша трансформаторной подстанции — это треугольная призма. У неё есть две треугольные стороны, лежащие в параллельных плоскостях и боковые поверхности, которые и образуют призму. А провода можно представить, как параллельные прямые.
Геометрия в космосе.
Поиск геометрических фигур в предметах, которые нас окружают, был бы не полным, если бы мы не обратились к космическим объектам и не определили, форму каких фигур они имеют. Рассмотрим форму планет, звёзд, галактик и траектории их движения в пространстве.
Планеты:
Имеют шарообразную форму. Доказано, что все планеты солнечной системы своей формой напоминают шар.
Звёзды:
Являясь космическими объектами, звёзды, так же как и планеты имеют форму шара. Солнце напоминает огромный шар.
Галактики:
Учёные установили, что галактики очень часто имеют форму геометрической фигуры, которая называется спираль.
Решение задач:
Задача 1.
Смотрите, какая высокая сосна, можем ли мы узнать ее высоту, не применяя линейки и других измерительных инструментов».
Конечно, можем.
Самый легкий и самый древний способ, которым греческий мудрец Фалес в 6 в. до н.э. определил в Египте высоту пирамиды. Он воспользовался ее тенью. Фалес избрал день и час, когда длина его собственной тени равнялась его росту; в этот момент высота пирамиды также равнялась длине, отбрасываемой ею тени».
Задача 2. В 40 м одна от другой растут две сосны. Вы измерили их высоту (допустим методом Фалеса): одна оказалась 31 м, другая, молодая – всего 6 м. Можете ли Вы вычислить, как велико расстояние между их верхушками. (По теореме Пифагора).
Викторина:
1. Луч Солнца – это
Неограниченная прямая
Прямая, ограниченная с одного конца
Прямая, ограниченная с двух концов
4. Расстояние от дома до школы измеряют:
штангенциркулем
масштабной миллиметровой линейкой
рулеткой
астролябией
5. Стандартной международной единицей измерения длины выбран:
Метр
Километр
Сантиметр
Миллиметр
6. Объем комнаты - это
Вместимость комнаты
Периметр комнаты
Площадь комнаты
7.. Для строительства забора на участке вычисляют:
Периметр
Площадь
Объем
8.. Для покрытия пола линолеумом вычисляют:
Периметр
Площадь
Объем
Геометрические загадки:
1. Я невидимка. В этом моя суть. Хотя меня нельзя измерить,Настолько я ничтожна и мала,Но всё собранье я могу уверить,Что геометрии я пользу принесла:Двух линий я пересеченье,Служу всегда вершиною угла. (Точка)
2.Докажет всякий школьник без труда,Что я короче, чем наклонная любая,Горжусь изрядно я,Что в том особенность моя. (Перпендикуляр )3. Скажу я, что древности глубокой,В дни первой юности моей,На 360 частей моя длина была разделена,Частями этими дуги измеряют,Их… называют. (Градусами)
4.Откуда мы идем, придем куда?Не знаем сами никогда.Друг к другу мы стремимся вечно.Как две сестры, бок о бок мы идём.Нас под прямым углом, прямая рассекает,Её отрезок слиться нам мешает.Ему везде одна и та же мера, И сократит её нам силы не дано. (Параллельные прямые)
5.Когда встречаются прямые,Всегда я буду между ними. (Угол)
6.Со мной хлопот не оберётся школьник,По-разному всегда я называюсь,Когда углы иль стороны даны:С одним тупым – тупоуголен, Коль острых два, а третий прям – прямоуголен.Бываю я равносторонним, когда все стороны равны.Когда ж все разные даны, то я зовусь разносторонним.И если, наконец, равны две стороны,То равнобедренным я величаюсь. (Треугольник)
7.Окружность вы нарисовали,На ней две точки разных взяли,Отрезком их соединилиЕму название вы далиОтрезок именуют гордо:Ведь он не что — нибудь, а… (Хорда)
Заключение :
Наука геометрия очень важна для человека. Геометрия развивалась за несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте и Греции. Сегодня уже в начале XXI столетия мы можем повторить восклицание архитектора Корбюзье с ещё большим изумлением.
В самом деле, посмотрите вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника – всё имеет геометрическую форму. Геометрические знания являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей: для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и учёных. И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужно ли нам Геометрия?»