Статья на тему Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности младших школьников.


Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности младших школьников.
И.Н.Афанасьева,
учитель начальных классов
МБОУ «Абрамовская СОШ»
Аннотация: Данная статья посвящена использованию активных форм и методов организации досуговой деятельности младших школьников. Автор предлагает различные формы досуга: дела, игры, мероприятия, но выделяет из них массовые (коллективные) формы: конкурсы, фестивали, турпоходы, в которых каждый участник может быть ведущим, организатором, рядовым. Статья может быть полезной как для учителей, так и для воспитателей.
Ключевые слова: досуг; досуговая деятельность; досуговое время; методы; формы.
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок.
В.А.Сухомлинский В настоящее время бытует мнение о том, что изменился менталитет детей и их родителей, снизился уровень коммуникативной культуры. В связи с этим, одним из решений данной проблемы видится в сохранении тех малых структур общества, где дети общаются лично, где возможно создание благоприятных условий для полноценных отношений (семья, группа, класс, клуб).
Общение с другими людьми в процессе формирования досуговой культуры- одно из условий развития детской личности. Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребёнку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, окружающим, личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребёнка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, выносливость, настойчивость, сдержанность, искренность, мужественность, честность.
В педагогических исследованиях значительный вклад в уточнение понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование внесли М.Г.Бушканец, А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, И.А. Новикова, Э.В.Соколов, В.Я. Суртаев, Б.А.Титов, С.А.Шмаков и др. Они рассматривают досуг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности. В их исследованиях подчеркивается, что досуг является фактором для самовыражения, самореализации, самосовершенствования средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности.
Так как досуг занимает лишь часть свободного времени и является личной сферой жизни человека, следовательно, он напрямую связан с досуговой деятельностью и досуговым временем.
Любой досуг способен выполнять четыре главные функции:
-отдых,
-развлечение,
-общение,
-саморазвитие.
Социологические исследования показывают, что дети ориентированы на развлекательные способы проведения свободного времени, поэтому очень важно научить ребят делать свой досуг содержательным.
Рассмотрим основные характеристики досуга:
-досуг предполагает творческую деятельность;
-досуг основан на добровольности при выборе рода занятий;
-досуг формирует и развивает личность;
-досуг стимулирует творческую инициативу;
-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
-досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
-досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
-досуг обеспечивает удовлетворение, весёлое настроение.
Рассмотрим методы досуговой деятельности, которые выделяет Сталь Анатольевич Шмаков.
1.Метод игры и игрового тренинга. В игре легко выявляются симпатии и антипатии школьников. Игры определяют уровень развития организаторских способностей обучающихся, также определяют их физические способности.
2.Метод театрализации. Досуговая деятельность обучающихся имеет огромное множество сюжетов и социальных ролей. Этот метод реализуется через костюмированные сценки, обряды, ритуалы.
3.Метод состязательности. Состязание дает внутренний толчок для раскручивания творческих сил, стимулирует к поиску, реализации и открытию. Досуговая деятельность всегда очень эмоциональна, поэтому она стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, обиды и др.
4.Метод равноправного духовного контакта. Этот метод основан на совместной деятельности детей и взрослых. Учителя и обучающиеся считаются равноправными членами школьных клубов, объединений, творческих кружков.
5.Метод воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация-это специально созданные учителем условия, отражающие жизнь со всеми её сложностями и трудностями.
6.Метод импровизацийМетод импровизации служит для порождения азарта ребёнка, развивает творчество.
Таким образом, для выбора того или иного метода досуговой деятельности нужно определить цели и задачи, содержание и возрастные особенности детей, а также форму организации досуга.
Существуют различные подходы в педагогической теории и практике к классификации форм досуговой деятельности. Остановимся на классификации, предложенной Е.В.Титовой. Она считает, что существует три основных типа форм досуговой деятельности: мероприятия, дела, игры.
Мероприятия-это события, занятия, ситуации в коллективе, которые организуются педагогами для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Е.В. Титова выделила характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительная позиция детей и организаторская роль взрослых.
Дела-это общая работа, значимые события, которые осуществляются и организуются членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Игры-это воображаемая и реальная деятельность, которая целенаправленно организуется в коллективе детей с целью отдыха, развлечения, получения новых навыков.
Все формы досуговой деятельности невозможно перечислить, поэтому остановимся на массовых (коллективных) формах, которые являются наиболее распространенными в организации досуга младших школьников.
К коллективным формам можно отнести различные конкурсы, игры, фестивали, турпоходы, агитбригады, кружки, секции, огоньки, зарницы, спортивные игры и т.п. Учителя могут выступать в различных ролях при проведении мероприятия: ведущий участник, организатор, рядовой участник деятельности.
В МБОУ «Абрамовская СОШ» активно ведется работа по организации досуга обучающихся. Используются следующие формы:
-коллективно-творческие дела;
-традиционные общешкольные праздники;
-фестивали;
-экскурсии;
-конкурсы.
Значительный вклад в организацию досуга вносит внеурочная деятельность, которая представлена работой кружков:
«Я-исследователь» (общеинтеллектуальное направление);
«Истоки» (духовно-нравственное);
« Кукольный театр» (художественно-эстетическое направление);
«Оч.умелые ручки» (художественно-творческое направление);
«Мир лекарственных трав» (экологическое направление)
Важно, чтобы в любой досуговой программе каждый ее участник чувствовал себя легко и свободно, мог продемонстрировать все свои способности и дарования, включался с видимым желанием в какой-либо вид деятельности, игру, мог ощутить себя частью дружного коллектива.
Литература
1.Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации.- М., Аспект-Пресс, 2006.
2.Исаева И.Ю. Досуговая педагогика.- Флинта, 2010.
3.Фомина А. Игра в структуре свободного времени детей //Воспитание школьников-№3-2005.
The use of active forms and methods of organizing leisure activities younger students.I.N.Afanaseva
This article focuses on the use of active forms and methods of leisure activities younger students. The author offers a variety of leisure activities: business, games, activities, but distinguishes them from mass (collective) forms, competitions, festivals, hiking, in which each participant can be a leading organizer, private. The article can be useful for teachers and for teachers.
Tags: leisure; recreational activities; Dosugovoe time; methods; shape.