Развитие познавательной активности и творческого мышления на уроках физики через использование интерактивных методов обучения.
Развитие познавательной активности и творческого мышления на уроках физики через использование интерактивных методов обучения.
С.А. Евдокимов, учитель физики МБОУ СОШ №26
«Опыт и только опыт, является критерием истинности»
Использование интерактивных форм обучения на уроках физики способно сделать учебный процесс эффективным и привлекательным.
В процессе обучения учащиеся сталкиваются с жизненными фактами и явлениями, которые требуют теоретического объяснения.
При анализе явлений и опытов иногда устанавливается явное противоречие их с теми научными понятиями, которые лежат в основе теоретического объяснения этих фактов. Стремление к разрешению возникшего противоречия стимулирует поиск для установления истинных причинно-следственных связей, лежащих в основе наблюдаемого явления.
Проблемная ситуация стимулирует проявление познавательного интереса, а в процессе усвоения всемерно содействует развитию способностей учащихся.
Для повышения мотивации на уроках физики использую метод «Необыкновенная физика обыкновенных явлений».
Суть метода заключается в том, что начало урока, темы, раздела начинается с проведения опыта, практического задания, которые мотивируют учащихся к выявлению и решению проблемной ситуации. Данный метод лучше применять при работе в группах.
Профильные физико-математические группы, в которых я работаю насчитывают 12-15 человек, поэтому очень хорошо делятся на подгруппы по 4-5 человек (2 группы рабочие, 1– главная сменного состава).
Познакомлю вас с алгоритмом данного метода:
Учащиеся делятся на три группы;
Группам выдается оборудование для проведения опытов;
Двум группам дается задание провести опыт и ответить на конкретно поставленный вопрос;
При обсуждении они выдвигают внутри группы свои предположения, гипотезы, опираясь на имеющийся багаж знаний (обычно гипотез выдвигается несколько);
В этом заключается определенная «хитрость», они не могут дать правильный ответ опираясь на теоретический материал которым владеют;
Для получения правильного ответа учащимся нужна недостающая информация, которую одновременно с ними получает третья группа, проводя свой опыт;
Не давая по этому поводу ни каких объяснений, двум группам предлагается проверить их гипотезы практически, выполнив опыт (результат оказывается неожиданным);
Третья группа выполнив свой опыт делать выводы и озвучивает их перед всеми;
Затем используя только, что приобретенные знания двум группам предлагается вновь вернуться к обсуждаемому вопросу;
Ученики используя выводы третьей группы находят правильное объяснение.
Моя задача при использовании данного метода заключается в том, чтобы организовать групповое взаимодействие при решении возникшей проблемы.
При этом интерактивность этого метода заключается в том, что группы могут быть как постоянные, так и сменного состава.
Учащиеся должны увидеть проблему – это главное, они должны понять, что для них неясного, нового в ней.
В дальнейшем, когда учащиеся накопят опыт установления проблемы из предлагаемой ситуации, я только укажу на нее, они сами найдут то новое неизвестное, что составляет сущность проблемы и будут стремиться найти способ ее решения.
Конечно самый трудный путь выдвижения проблемы, но и самый эффективный – путь, когда учащиеся сами на основе опытов, фактов, явлений, указанных мною, самостоятельно находят и определяют проблему, дают формулировку гипотезы, приступают к ее теоретическому обоснованию и намечают практические пути к ее решению.
Использование данного метода в профильных классах объясняется тем, что «багаж» знаний у учащихся гораздо больше, они обладают умением дискутировать, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в обсуждения своих одноклассников.
В современном мире требуются люди умеющие работать в «команде» - группе, умеющие решать поставленные задачи разными способами, находить верный ответ.
Преимущество при использовании этого метода позволяет учителю:
Останавливаться на отдельных фрагментах;
Беседовать с учениками;
Выслушивать различные мнения;
Обсуждать различные решения возникающих проблем;
Подводить их к правильному осознанному решению.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15