Статья на тему Применение активных форм и методов обучения –решение важнейшей задач современного образования



Применение активных форм
и методов обучения –решение важнейшей
задач современного образования






Все возрастающий поток информации в наше время требует новых форм обучения, которые позволяли бы за достаточно короткое время передавать обучающимся довольно большой объем знаний, давали бы возможность обеспечить высокий уровень усвоения учащимися изучаемого материала и закрепить его на практике. Активные методы обучения большое внимание уделяют именно практической отработке передаваемых учащимся знаний, навыков и умений
Общей тенденцией, которую сегодня следует отметить, говоря об обучении будущих специалистов, является все больший упор на использование, именно, методов активного обучения и на развитие в ходе обучения у учащихся навыков групповой работы, что дает целый ряд преимуществ в их будущей профессиональной деятельности:
- облегчается восприятие нового для учащихся материала, лекционная форма подачи материала для большинства учащихся, является более тяжелой, так как требует высокого внимания и хорошей памяти;
-шире используется опыт учеников, входе занятий он подвергается значительному переосмыслению и упорядочиванию. Обучающиеся имеют возможность не только провести ревизию собственного опыта, они знакомится с опытом своих однокурсников;
-доказывая или обосновывая те или иные подходы к решению поставленных задач, учащиеся легче усваивают новые знания и новые подходы к решению этих задач;
- учащиеся получают возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного поведения(решения поставленной задачи) и соотнести это с теми образцами поведения, которые они привыкли демонстрировать.
Применение активных форм и методов обучения, решает одну из важнейших задач современных технологий – учет психологических особенностей каждого учащегося, предоставление каждому ученику возможности для раскрытия своих способностей. Достижение высокой эффективности образовательных целей во многом способствуют новые методические приемы(КВН, ролевые игры. конкурсные программы),а также организация коллективной учебной деятельности, позволяющая, в частности, развивать такие умения, как: умение сотрудничать, разрешать конфликты, вести диалог, анализировать собственные действия и оценивать результат, учится на собственном опыте и предвидеть практические последствия своих решений, отвечать за принятые решения и поступки. В тоже время использование коллективной познавательной деятельности даст возможность
выйти на формирования, у учащихся, ценностных установок .Как же заинтересовать учащихся, как привлечь внимание каждого?
Учащийся должен идти на занятия с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний. И для нас, преподавателей, естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы, методы и средства обучения с тем, чтобы повысить грамотность учащихся, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает, конечно же, активные формы обучения, которые является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы учебного заведения. Продолжая и подкрепляя лекционные занятия, активные формы обучения в то же время отражает присущую только им специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед ними задач:
– осуществление нравственного, эстетического воспитания учащихся путем вовлечения их в разнообразные ролевые игры, конкурсы, открытые уроки связанные с созданием условий для творческого самовыражения подростков; – развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей; – активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся. – воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.
Убеждена, что к подготовке и проведению уроков, методом активных форм обучения, нужно привлечь как можно больше заинтересованных, талантливых, влюбленных в идею людей: преподавателей, мастеров, учащихся и работодателей Чтобы проводимое мероприятие было достаточно интересным, чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, нужно работать всем.
Цепочка “преподаватель – мастер– учащиеся – работодатели–должна работать бесперебойно. Только таким образом можно добиться определенных успехов, только так мы сможем добиться от учащихся желания получать знания. Неравнодушное отношение к результату проведенного мероприятия, можно дубится только тогда когда учащиеся будут непосредственными участниками, что и подразумевают активные формы обучения.
В настоящие время наиболее распространенными являются следующие активные(инавационные) методы обучения:
Тренинги
Программированное обучение
Компьютерное обучение
Деловые и ролевые игры(КВН)
Разбор практических ситуаций и т.д.
Сегодня мы сталкиваемся с огромным многообразием учебных программ предназначенных для самых разных категорий учащихся. Все разнообразие используемых при этом методов обучения можно разбить на три большие группы:
- традиционные методы;
- методы активного обучения(инавационные)
- методы обучения на рабочем месте (в учебно-производственной мастерской).
Деловые игры, конкурсы, тренинги, открытые уроки- ролевые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например деловых игр по экономическим дисциплинам, по учащиеся входят в роль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от учащихся взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.
Все формы активного обучения – это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи.
Деловая игра, конкурсы, ролевая игра- является наилучшим из активных методов проведения занятий. Они в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством активных форм обучения является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.
Нужно ли это все в Коллеже? Нашему учебному заведению активные методы обучения совершенно необходимы. Ведь основной задачей нашего колледжа считается не просто обучение – получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности характера, и личностные качества. Цель современного учебного заведения – человек успешный. И потому, мы играем! И сами создаем деловые игры, конкурсы, тренинги, интересные открытые уроки.
Активные методы обучения, такие как игры, конкурсы, КВН приводят к тому, что учащиеся не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей. Методы активного обучения хорошо использовать при проверке результатов обучения. Они делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у учащихся доброе рабочее настроение.
Активные методы обучения, по своей сути - это игра, которая дает дают учащимся:
свободу деятельности.
перерыв в повседневности, с ее монотонностью, так как игра это неординарность.
выход в другое состояние души. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей.
создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.
дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.
дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
дает радость общения с единомышленниками.
дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она позволяет осваивать социально-значимые способности личности.
Использование активные методы обучения в ходе учебных занятий позволяет:
Преодолевать традиционные подходы в преподавании дисциплин общественного блока;
Овладеть социально-коммуникативными способностями;
Формировать чувства коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого студента;
Освоить определенные умения, навыки, качества, которые не могут быть отработаны иными методами обучения;
Методы активного обучения выбирать для реализации следующих педагогических задач:
приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
развитие профессионального, теоретического и практического мышления;
создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации.
В любой сфере деятельности стремясь достичь наилучшего качества обучения. Особенно сейчас, когда мы переходим к самым разнообразным педагогическим технологиям, активный метод обучения ставит перед нами задачи освоения и активного внедрения нетрадиционных методов обучения в свою деятельность. В этом плане мне глубоко импонирует обучение с применением компьютерных технологий. Ведь не секрет, что ЭВМ настолько прочно вошла в нашу жизнь, что просто нельзя этого не замечать. Уже сегодня многие учащиеся с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой, чтобы компьютер не просто выполнял функции думающей игрушки, но и имел обучающие программы по предметам. Опыт создания таких программ есть, как положительный, так и отрицательный. Но, к сожалению, даже хорошие программы не соответствуют требованиям образования на современном этапе, поэтому преподаватель снова и снова возвращается к традиционному учебнику...
Никто не спорит о том, насколько велика роль учебника в педагогическом процессе, как для преподавателя, так и для учащегося. Но что делать в том случае, если учебника нет, его заменяют многочисленные газетные публикации, часто противоречащие друг другу или же изложенные сложными научными терминами? Если преподаватель теряет массу времени на подготовку материала, необходимого ему в работе? Если этот материал не всегда оказывается достоверным?
Именно эти проблемы, плюс нарастающий интерес к национально-региональному компоненту стандарта, заставил задуматься и предложить выход из этой ситуации. У многих сразу возникнет вопрос: почему электронный учебник, а не простой, в типографском исполнении? Ответ очевиден из-за явных преимуществ:
1. Не надо обращаться в типографию, определять себестоимость, приглашать художников для оформления. Да и вообще, не ставился такой вопрос, так как он не под силу простому преподавателю.
2. Электронный учебник позволяет удачно разместить большой текст, дополнить его картами, схемами, рисунками, таблицами, не заботясь о занимаемом объеме.
3. С учебником легко работать и до урока, извлекая из него необходимую программную информацию, и во время урока, когда карту, схему можно вывести на экран монитора или телевизора.
4. Электронный учебник легко “листается”, при необходимости легко находится необходимая справочная информация.
5. У него удобная структура, охватывающая все аспекты регионального компонента по географии хозяйства России и Красноярского края.
6. Интересно оформленный учебник может выполнять функцию интеллектуального самоучителя, потому что мы знаем, с каким удовольствием дети знакомятся с новыми компьютерными программами. 
Методика активных форм обучения, как и вся образовательная система, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах учебных заведений увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических образовательных предметов, в том числе географии, химии и т.п. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса.
В методике специальных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе методов активного обучения, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится.
Таким образом, в профессиональной деятельности преподавателя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Актуальность применение активных форм и методов обучения в том , что они создают условия для решения многих педагогических задач. Сплав занимательности и научности позволяет решить воспитательные, образовательные и информационные задачи, также конкурсные программы позволяют раскрыться самым неожиданным качествам человека – творческим способностям, расширению кругозора, приобретению знания об окружающем мире, развивает умение работать с печатными источниками, помогает заполнить досуг, способствует развитию привычки читать.
Цель любого метода активного обучения – соревнование. Где сравнивается уровень мастерства, качество знаний участников и поскольку любое соревнование это конкурс, который сам является мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков, то главный педагогический смысл заключенный в преподавании инавационными методами обучения звучит: «Развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения».







Изображение 043 Заголовок 315