Конспект учебно-тренировочного занятия «Тренировка ума и здоровое питание — ключ к успешной сдаче экзамена»
Учебно - тренировочное занятие
«Тренировка ума и здоровое питание - ключ к успешной сдаче экзамена»
Цель. Создать условия для освоения учащимися способов развития психических функций: память, внимание, мышление; ознакомление с основным набором продуктов, необходимых в экзаменационный период.
Задачи.
Обучение способам развития психических процессов.
Обучение способам по самообладанию в стрессовых условиях.
Расширение кругозора знаний о режиме здорового питания в период подготовки к экзаменам.
Используемые методы: обсуждение, мини-лекции, тренинговые упражнения, развивающие упражнения.
Условия проведения и оборудование. Учебный класс; мультимедийная доска; ноутбук; ручки и тетради для записей; карточки с заданиями; ножницы, лист бумаги А5, свеча и спички.
Контингент участников. Выпускники 9 класса.
Ожидаемые результаты.
Освоение методов развития психических процессов и саморегуляции с опорой на внутренние ресурсы.
Изменение отношения выпускников к режиму и содержанию подготовки к экзаменам.
Сценарий занятия
Вводная часть.
Психолог. Для большинства учащихся, которым предстоят выпускные экзамены в школе, жизнь иногда превращается в хаос. О том, можно ли избежать этого и что необходимо сделать для того, чтобы выдержать экзаменационные испытания, мы сегодня с вами и поговорим (см. Слайд 1).
Слайд 1.
Мини-лекция «Правила подготовки к экзаменам».
Психолог. В период подготовки к экзаменам старшеклассники часто ставят перед собой вопрос: «С чего начать подготовку?» Специалисты утверждают, что в этот сложный период необходимо соблюдать ряд правил, одним из которых связан с тренировкой своего ума при помощи выполнения различных заданий и второе правило-соблюдение правильного режима питания.
Как же достичь хорошей интеллектуальной формы? Тренировка ума, как и тренировка тела, включает в себя движение. Для ума движение есть полет мысли - от предположения к заключению, от проблемы к решению, от вопроса к ответу и от ответа к вопросу, от одного состояния ума к другому. Всякий раз, как только Вы начинаете активно размышлять, то есть сознательно и целенаправленно манипулировать интеллектуальными ресурсами, Вы сразу же приводите в движение мышцы своего ума.
В широком понимании термин "тренировка" означает деятельность, направленная на отработку навыков, совершенствование самого себя, развитие собственных способностей.
Для успешной тренировки ума в трудный жизненный период выпускникам важно соблюдать сбалансированное питание, которое включает большое количество витаминов, минералов, кислот, микро и макроэлементов. Все они по-своему способны влиять на мышление, развивать память, улучшать работу мозга.
Мозг ежедневно забирает 20 процентов всей энергии, получаемой с пищей. Поэтому, главное знать, что есть и в каком наборе.
Таким образом, сегодня мы освоим упражнения на тренировку памяти, внимания, мышления и узнаем о том, какие продукты решающим образом сказываются на работоспособности мозга.
Основная часть.
Психолог. Способность быстро запоминать и умение активизировать собственную память - результат достаточно серьезной тренировки. Для того чтобы запомнить слова, имена, числа, перечень того, что нужно сделать, необходимо закодировать эту информацию в кратковременной памяти. Это можно сделать разными способами.
Упражнение «Эпизод». Время проведения: 6 мин.
Цель. Обучение способам развития объема памяти.Инструкция. Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесу. 1. Лев, нападающий на антилопу. 2. Собака, виляющая хвостом. 3. Муха в вашем супе. 4. Миндальное печенье в коробке. 5. Молния в темноте. 6. Пятно на вашей любимой одежде. 7. Бриллиант, сверкающий на солнце. 8. Крик ужаса в ночи. 9. Радость материнства. 10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька.
Психолог. А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.
Для эффективности развития памяти используйте в своем рационе питания следующий список продуктов (см. Слайд 2).
Слайд 2.
Психолог. Внимание - это тот психический процесс, который позволяет нам качественно выполнять учебную задачу. Это упражнение направлено на развитие навыков концентрации, распределения внимания.
Упражнение «Не собьюсь». Время проведения: 4 минЦель: развитие концентрации, распределения внимания Учащиеся по кругу выполняют упражнение. В случае, если сбился уащийся, то продолжает следующий школьник выполнять упражнение.
Задания: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь» Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить.
Психолог. Активность вашего внимания и умственной деятельности повысится, например, при повседневном употреблении следующих продуктов (см. слайд 3):
Слайд 3.
Психолог. Есть упражнения, которые имеют для работы мозга то же значение, что и бег трусцой при тренировке тела. Они порождают упорство. Вы можете выполнять их молча или вслух, быстро или медленно. Ими удобно заниматься в любое время.
Упражнение «Перечисляйте все числа от 1 до 100»
Время проведения: 5 минут.
Цель: развитие переключения внимания.
- Если число делится на 3 - поднимайте левую руку.
- Если число делится на 4 - поднимайте правую руку.
- Если число делится на 3 и 4 одновременно - хлопните в ладоши.
- Если число делится на 5 - топните ногой.
Упражнение «Перечислите буквенно-числовые пары»
Время проведения: 8 минут.
Упражнение выполняется по кругу по 1 десятку каждым учащимся.
Цель: развитие переключения внимания.
А1, Б2, В3, Г4, Д5, ..., Я33
1А, 2Б, 3В, 4Г, 5Д, ..., 33Я
Я33, Ю32, Э31, Ъ30, Ы29, ..., А1
33Я, 32Ю, 31Э, 30Ъ, 29Ы, ..., 1А
Психолог. Такие тренировки помогут вам сформировать навыки саморегуляции и самоконтроля. Выполняя данные упражнения в сочетании с продуктами, стимулирующими работу мозга можно достичь более высоких результатов в тренировке внимания (см. Слайд 4).
Слайд 4.
Психолог. Разные типы задач требуют разных типов мышления, не существует универсальной формулы, которая позволяла бы с гарантией решать любые проблемы. Со временем у вас выработается собственный стиль, который будет помогать вам при решении различных задач.
Одним их хороших способов решать задачи - найти скрытый в них шаблон.
Учащиеся объединяются в 3 группы для выполнения заданий. Для каждой группы ведущий предлагает задачу.
Время выполнения: 8 минут.
Задача «Пентаграмма».
Сколько треугольников на этом рисунке?
Ответ. В пентаграмме тридцать пять треугольников. Чтобы найти правильный ответ, вы можете просто попытаться сосчитать треугольники, а можете применить и систематический подход, заметив, что фигура состоит из пяти идентичных симметричных частей.
Задача «Круг слагаемых».
Разместите числа от 1 до 19 в 19 кружках таким образом, чтобы любые три числа, находящиеся на одной прямой, в сумме давали тридцать. Одна цифра должна быть в центре круга.
Ответ. Вот один из вариантов размещения цифр, который удовлетворяет поставленной задаче.
Задача «Радар».
Сколькими способами можно прочитать слово “радар” на приведенном ниже рисунке? Можно двигаться в любом направлении.
Ответ. Каждое слово должно начинаться с буквы Р. Для каждого Р есть двадцать вариантов написания слова “Радар”. На рисунке всего четыре буквы Р, значит, слово “Радар” можно прочитать восьмидесятью способами.
Психолог. Предложенные задания, проще или сложнее выполнять, чем упражнения на память, внимание? Как вы думаете, задание проще выполнять одному или в группе?
Таким, образом, вам необходимо помнить о том, что для развития мышления необходимо выделить в период подготовки больше времени, так как этот процесс познания более сложен для тренировки, потому что он опирается на скрытые связи и закономерности. И тогда со временем, у вас выработается собственный стиль, который будет помогать вам при решении различных задач.
Предэкзаменнационная пора-это интеллектуальное напряжение, сильная усталость, эмоциональная выхолощенность. Доказано, что при стрессах в организме быстро расходуется запас витаминов. Дефицит могут устранить следующие продукты питания в вашем рационе (см. Слайд 5).
Слайд 5.
Психолог. Для освобождения от негативной энергии, от негативных мыслей и эмоций А.М. Шевченко – практикующий психолог, арт-терапевт предлагает использовать в своей тренировке к экзаменам упражнение «Отрезаю проблему». Как считает арт-терапевт, именно это действие поможет мозгу легко распутать создавшуюся проблему
Нарисуйте на листе бумаги свою проблему справа от себя в виде клубка запутанных ниток. Слева надо нарисовать себя. Затем возьмите ножницы и отрежьте ту часть рисунка, где изображена проблема.
Обсуждение: «Поделитесь с участниками группы своим душевным состоянием. Что дало вам это упражнение?»
Упражнение «Эксперимент».
Время проведения: 15 минут.
Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
Психолог. Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУ
ИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ
нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе
ЗОПаСНОемЕсТО
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Дискуссия
Обсудить следующие вопросы:
Сразу ли вы справились с заданием?
Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
Как развить самообладание?
Психолог. Для того чтобы поддерживать себя в период подготовки в положительном эмоциональном состоянии и успешно выполнять тренировочные тесты, упражнения, задания полезно ввести в рацион питания следующие продукты (см. Слайд 6).
Слайд 6.
Психолог. В ходе исследований, проведенных британскими учеными, выяснилось, что дети, выпивающие в сутки до восьми стаканов воды, получают лучшие оценки, чем их сверстники, мало употребляющие жидкость. В результате эти дети плохо сосредотачиваются и хуже усваивают учебный материал. Поэтому для мобилизации интеллектуальных возможностей при подготовке и сдаче экзаменов необходимо соблюдать питьевой режим (см. Слайд 7).
Слайд 7.
Психолог. Помните, что сбалансированная диета для мозга обеспечивает питание, включающее в себя все необходимые продукты. Для того, чтобы уверенно и успешно выполнить задания на экзамене, в период подготовки не следует злоупотреблять такими продуктами, как: (см. Слайд 9).
Слайд 9.
Психолог. Мозг можно назвать центральным компьютером нашего организма, который контролирует работу всех органов нашего тела. Выполняя одновременно огромное количество задач чрезвычайной важности, мозг требует своевременного и правильного питания, отсутствие или недостаточность которого может привести к быстрому изнашиванию. Поэтому, мозгу выпускника необходим завтрак. Если не завтракать, то мозг уже с утра недополучит питание, и умственная деятельность потребует длительной раскачки
Заключительная часть.
Упражнение. «Мое мнение»
Время проведения: 5 минут.
Цель: зафиксировать основные достижения учащихся.
Психолог. У меня в руках горящая свеча. Я хочу, чтобы в ваших руках всё всегда спорилось, горело и получалось. Давайте передавать свечу друг другу. Тот, у кого в руках окажется свеча, может сказать всем нам о том, что он узнал на занятии нового.
Литература.
Черникова Т.В. Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно-тренировочных и клубных занятий: метод. Пособие.-2-е изд., стереотипное –М.: Глобус, 2007.- 155с.- (Психологический практикум).
Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. -М.: Генезис,2009.-184с.- (Психолог в школе).
Информационные ресурсы.
http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=38&0a1=263&0o1=3&
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915