Урок ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры. Тема Заповеди Блаженств (1 часть)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Организационная информация
Автор/ы урока
Котельникова Юлия Евгеньевна
Образовательное учреждение
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №653 с углубленным изучением иностранных языков
(хинди и английского) Калининского района Санкт-Петербурга
имени Рабиндраната Тагора
Город
Санкт-Петербург
Предмет
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
Класс
4в ГБОУ гимназия №63 Калининского района Санкт-Петербурга
Продолжительность урока
30 минут
Методическая информация
Тема урока
Заповеди Блаженств (часть 1)
Автор учебника, по которому ведётся обучение
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012
Классификация урока
Урок с использованием технологии модерации. Усвоения новых знаний.
Цели урока
образовательная – расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
развивающая – способствовать развитию умения анализировать и синтезировать информацию.
воспитательная – способствовать формированию навыков коллективной деятельности; воспитанию чувства патриотизма.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят др. ученики/коллектив в ходе урока/ занятия/мероприятия
самостоятельная постановка учебной задачи;
поиск и обработка необходимой информации;
планирование и сотрудничество в поиске и обработке информации.
УУД
Личностные:
- нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные:
- прогнозирование;
- саморегуляция.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний.
Коммуникативные:
- учебное сотрудничество;
- управление поведением партнёра (контроль, коррекция действий партнёра).
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Актуализация: ---
Усвоение новых знаний: Заповеди Блаженств (1-4).
Закрепление: ---
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока
Видеоролик; на доске: рисунок дерева без листьев, текст заповедей; на каждого обучающегося: рабочий лист, карточка с заданием для пантомимы, карточка с фрагментом понятия из заповедей, карточки «Дерево без листьев» и «Дерево с листьями»; на пару обучающихся: карточки с текстом, комплект «листьев» для «дерева» с липкой частью.
Технологическая карта урока:
Этап урока
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Диагностика результатов
Регламент
Инициация
Создание атмосферы доверия
- Предлагает прочитать задание на карточке и без слов изобразить чувства.
- Изображают чувства, возникающие в предложенной ситуации.
- Пытаются словесно определить чувство.
Толкование пантомимы как «очень большая радость, счастье»
5 мин.
Вхождение в тему
Формулирование темы урока
- Показывает видеоролик.
- Задаёт вопросы после просмотра:
1. О чём рассказывается в просмотренном видеосюжете?
2. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
3. Как можно сформулировать тему урока?
- Смотрят видеоролик.
- Отвечают на вопросы.
- Формулируют и записывают тему урока.
- Правильно сформулированная тема урока.
5 мин.
Формирование ожиданий учащихся
Выяснение ожиданий и опасений учащихся
Предлагает определить своё отношение к теме урока с помощью карточек «Дерево без листьев» (эта тема мне в жизни не пригодится) и «Дерево с листьями» (эта тема очень важна в жизни человека).
Вешают на доску определённую карточку.
На карточках наглядно представлен выбор учащихся
1 мин.
Интерактивная лекция + разминка
Изучение новой темы + снятие усталости и напряжения
- Предлагает вспомнить фрагмент, показанный в начале урока, и пересказать его содержание; обобщает ответы.
- Читает текст Заповедей Блаженств.
- Предлагает самостоятельно с помощью имеющихся фрагментов собрать полную информацию о понятиях.
- Пытаются пересказать содержание видеоролика.
- Соотносят фрагменты карточек, выяснив значение новых понятий.
- Правильность толкования слова «блаженный»,
- Правильность сбора информации о понятиях «нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды»
6 мин.
Проработка содержания
Работа с текстом карточек и рисунком дерева на доске
- Консультирует.
- Контролирует соотнесение выводов с текстами заповедей.
- В паре анализируют содержание карточек на предмет соответствия определённым заповедям, делают выводы.
- Приклеивают листки с выводами к соответствующим «ветвям» заповедей.
- Логичное обоснование своего выбора (для отвечающих).
- Символическое отображение отношения к прослушанным выводам (для слушающих).
15 мин.
Подведение итогов
Как стать счастливым?
Являются ли заповеди Блаженств чем-то чуждым нашей жизни?
Предлагает проанализировать фразу «Счастлив тот, кто в черные дни сохранит чистоту сердца» (Шарль де Костер) на предмет соответствия теме урока.
Истолковывают смысл фразы.
Ответ, что человек, живущий по нормам морали, исполняет и заповеди. Он чувствует себя счастливым.
2 мин.
Рефлексия
Осмысление деятельности
Опрос учащихся
Могу заменить свою карточку «Дерево без листьев» / «Дерево с листьями» на доске.
Хорошо, если «Деревьев с листьями стало больше» / « не стало меньше».
1 мин.
Библиография
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012
Мороз А.А., Берсенева Т.А. Добрые уроки-наставления: учеб.пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов. – М.: ООО ИД «Покров ПРО», 2014.
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Составитель: Т.А.Берсенева. . – М.: ООО ИД «Покров ПРО», 2014.
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс: методическое пособие / Т.А.Берсенева; под общ.ред.священника А.А.Мороза. - М.: ООО ИД «Покров ПРО», 2014.
15