Рабочая программа учебной дисциплины ОБД.03 История для профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО «Павлово-Посадский промышленно-
экономический техникум»

__________________ Е.И. Волкова

«____» ______________ 201__г.










рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.03. ИСТОРИЯ

Профессия 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике















г. Павловский Посад, 2015 г.

Рабочая программа дисциплины ОДБ.03. История по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины История, рекомендованной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г.


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум».

Разработчик: Косова И.А.
Преподаватель ГБПОУ МО ПППЭТ



Рассмотрена и одобрена цикловой методической комиссией
Общих социально-гуманитарных дисциплин

Председатель _____________ Косова И.А.

Протокол № 1 от «31» августа 2015г.
























СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



примерные условия реализации программы


Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
















































ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины История является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «История» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).


1.3. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

· становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

· готовность к служению Отечеству, его защите;

· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

· сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:

· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

· умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; предметных:

· сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

· владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

· сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

· владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

· сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В результате освоения учебной дисциплины ОДБ.02 История в соответствии с требованиями к освоению ФГОС СПО по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике создаются условия для формирования общих компетенций:

Код
Общие компетенции

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
226

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
151

в том числе:


лабораторные занятия (если предусмотрено)
*

практические занятия (если предусмотрено)
*

контрольные работы (если предусмотрено)
*

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
*

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)
75

в том числе:


самостоятельная работа над индивидуальным проектом (работой) (если предусмотрено)
*


Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии
*
*

Итоговая аттестация в форме (указать)
Дифференцированного зачета





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ИСТОРИЯ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся



Объем
часов

1
2


3

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.
ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА





Содержание учебного материала
Уровень освоения


Тема 1.1. Введение в историческую науку
1.Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории.
2
2


2.История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Закономерности и особенности русской истории.
2



Тематика учебных занятий



1.Урок «История в системе гуманитарных наук»
1


2. Урок «Российская история как часть мировой и европейской истории»
1


Самостоятельная работа обучающихся:
0

Тема 1.2. Древнейшая стадия истории человечества
Содержание учебного материала
Уровень освоения
5


1 Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России.
Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.
3



2.Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации
2



Тематика учебных занятий



Практическое занятие 1 «Первобытная эпоха человечества»
1


Урок «Неолитическая революция»
1


Самостоятельная работа обучающихся:

«Древнейшая стадия истории человечества»
3

Раздел 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА




Тема 2.1.Цивилизации Древнего мира
Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций.
Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова Америка. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. Менталитет.
2
6


2.Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, ее отличительные черты. Ахейские государства.
Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.
2



3.Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм.
Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.
2



4.Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время». Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.
Культурное наследие древних цивилизаций. Роль древности в становлении современного мира. Эстафета культурных достижений. Восток и Запад. Античность и европейская цивилизация.

2



Тематика учебных занятий



Урок «Ранние цивилизации, их отличительные черты»

1


Урок «Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока»

1


Урок «Античная цивилизация»
1


Урок «Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций»

1


Самостоятельная работа обучающихся:
«Цивилизации Древнего мира»
2

Раздел 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА




Тема 3.1. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.
3
9


2.Возникновение ислама. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в. Арабская культура.
2



3.Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. V в. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Процесс христианизации германских народов. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIIIXІ вв. Политическая раздробленность и ее причины.
3



4.Роль античных традиций в развитии восточно-христианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии.
3



5.Контроль знаний


3



Тематика учебных занятий



Практическое занятие 2 «Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века»
1


Урок «Арабо-мусульманская цивилизация»
1


Практическое занятие 3 «Становление западноевропейской средневековой цивилизации»
1


Практическое занятие 4 «Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации»
1


Контрольная работа 1
1


Самостоятельная работа обучающихся:
«Цивилизации Запада и Востока в средние века»

4

Раздел 4. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН
ДО КОНЦА XVII ВЕКА




Тема 4.1 Древняя Русь (IX-начало XIV вв)

Содержание учебного материала
Уровень освоения
14


1.Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Древнеевропейские диалекты и языки индоиранской группы в Восточной Европе.
2



2.Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. Славяне и Великое переселение народов (IVVI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова.
2



3.Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IVVI вв.). Быт и хозяйство восточных славян. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.
3



4.Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

3



5. Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь.
2



6.Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество. Этнополитические особенности Древней Руси.
2



7. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека
2



8. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком.
2



9. Значение христианства в становлении национальной культуры. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Складывание местных культурных центров
2



10.Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло.
3



11. Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.
Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство.
2



12. Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Распространение католицизма на территории Литвы.
2



13.Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.
2



14.Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Флорентийская уния. Еретические движения. «Стригольники» и «жидовствующие». Отношения с Москвой.
2



Тематика учебных занятий
1


Урок «Восточная Европа: природная среда и человек»

1


Урок «Племена и народы Восточной Европы в древности»

1


Практическое занятие 5 «Восточные славяне в VIIVIII вв».
1


Практическое занятие 6 «Формирование основ государственности восточных славян»
1


Урок «Рождение Киевской Руси».
1


Урок «Первые русские князья»
1


Урок «Крещение Руси»
1


Урок «Русь и ее соседи в XI–начале XII вв».
1


Урок «Истоки русской культуры».
1


Практическое занятие 7 «Древняя Русь в эпоху политической раздробленности»
1


Урок «Русь под властью Золотой Орды»

1


Урок «Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев».
1


Урок «Русь и Золотая Орда в XIV в».

1


Урок «Церковь в период объединения Руси»
1


Самостоятельная работа обучающихся:
0

Тема 4.2 Образование и становление единого Русского государства (ХIV – ХVI вв.)
Россия в ХVII веке.

Содержание учебного материала
Уровень освоения



1 Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и
других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть.
2
13


2. Территория и население России в XVI в.. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.
Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.
3



3 Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.
2



4 Территория и население. Формы землепользования. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России.
2



5 Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе. Симеон Полоцкий. Протопоп Аввакум.
2



6. Контроль знаний
3



Тематика учебных занятий



Урок «От Руси к России»
1


Практическое занятие 8 «Россия в царствование Ивана Грозного»
1


Урок «Смута в России начала XVII в».
1


Урок «Россия во второй половине XVII в»
1


Урок «Русская культура в ХIII–ХVII вв».
1


Контрольная работа 2
1


Самостоятельная работа обучающихся:
«История России с древнейших времён до конца XVII века»
7

Раздел 5. ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Тема 5.1.СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ.

Содержание учебного материала
Уровень освоения
17


1 Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия.
2




2. Россия «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона.
2



3.Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.
2



4. Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира
2



5.Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.
2



6.Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой
2



7.Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Процесс профессионализации. Новый этап в развитии исторического сознания. Николо Макиавелли, Жан Боден. Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Культура повседневности. Повышение качества жизни, принцип самообеспечения, изменения в обыденном сознании. Складывание новой системы ценностей.
2



8.XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности. Секуляризация общественного сознания.
2



9.Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.
Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии и России. Просвещение и власть, «просвещенный абсолютизм». Просветительские идеи в литературе и искусстве.
2



10.Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества
2



11.Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции.
2



12. Контроль знаний

3



Тематика учебных занятий




1. Урок «Запад и Восток в XVI–XVII вв»

1


2.Урок «Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу»

1


3Урок «Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации»

1


4. Урок «Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии»

1


5. Урок «Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации»

1


6. Урок «Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время»

1


7. Урок «Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время»

1


Урок «Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах»

1


Урок «Век Просвещения»

1


Урок «Технический прогресс и Великий промышленный переворот»

1


Урок «Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества»

1


Урок контрольной работы 3

1


Самостоятельная работа обучающихся:
«Страны Европы в ХVI – ХVIII веке»


5

Раздел 6. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ
Тема 6.1. Образование и становление Российской империи

Содержание учебного материала
Уровень освоения
10


1.Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Культурный переворот петровского времени.
2



2.Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.
2



3. Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.
2



4.«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой.
Павел I характеристика личности и основные направления его политики.
3



5.Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.
2



6.Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.
3



Тематика учебных занятий

1


1 Урок «Россия в период реформ Петра I».

1


2. Урок «Северная война»

1


3. Урок «Эпоха дворцовых переворотов».

1


4.Практическое занятие 9 «Россия во второй половине XVIII в».
1


5 Урок «Внешняя политика России во 2-й половине XVIII в».
1


6 Практическое занятие 10 «Культура России в XVIII в».
1


Самостоятельная работа обучающихся:
«Россия в XVIII веке»

4

Раздел 7. ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Тема 7.1 СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ.
Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.

2
7


2.Торжество «договорной» теории. Конституционные документы. Представительные органы. Расширение представительства. Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Становление партий и формы партийной деятельности.
2



3.Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.
2



4.Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История «муза века».

2



Тематика учебных занятий





1 Урок «Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу»

1


2 Урок «Становление гражданского общества»
1


3 Урок «Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в»
1


4 Урок «Особенности духовной жизни нового времени»
1


Самостоятельная работа обучающихся:
«Становление индустриальной цивилизации»
3

Тема 7.2. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА

Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.


2
5


2.«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

2



Тематика учебных занятий




1 Урок «Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии»

1


2 Урок «Попытки модернизации в странах Востока»
1


Самостоятельная работа обучающихся:
«Процесс модернизации в традиционных обществах Востока»

3

Раздел 8. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ
Содержание учебного материала
Уровень освоения


Тема 8.1. Россия в первой половине
XIX столетия

1.Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».
3
8


2.Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения.
2



3.Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма.
2



4.Общественные движения. Декабристы. Восстание декабристов. Итоги.

3



5.Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.
2



6 Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа.
3



7. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Крымская война и крах «Венской системы».
2



8.Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Рост национального самосознания. Реформа системы образования. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.
2



Тематика учебных занятий




1 Практическое занятие 11 «Россия в 1-й половине XIX в».
1



2 Урок «Реформы Александра I».
1



3 Урок «Отечественная война 1812 г.»
1



4 Практическое занятие 12 «Восстание декабристов»

1


5 Урок «Смена политических приоритетов. Николай I»

1


6 Практическое занятие 13 «Внешняя политики России во времена правления Николая I»

1


7 Урок «Крымская война»

1


8 Урок «Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в».




Самостоятельная работа обучающихся:



Тема 8.2
Пореформенная Россия (60-90-е годы XIX века)
Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение
2
22


2 Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли.
2



3.Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.
2



4.Преодоления внешнеполитических последствий Крымской войны. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс. Присоединение Казахстана и Средней Азии.
2



5.Начало правления Александра III. Консервативный курс Александра III. М.Т. Лорис-Меликов. Манифест об утверждении самодержавия.
2



6 Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм.
2



7Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.
2



8.Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Развитие науки и техники. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.
2



9.Крестьянство. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Духовенство. Правовое и материальное положение. Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России.
2



10 Формирование русской буржуазии. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик.
3



11 Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.
2



12 Развитие предпринимательства в России на рубеже 19-20 веков. Известные предприниматели. Меценатство.
2



13 Российский монополистический капитализм Понятие монополистического капитализма. Характерные черты его в России.
3



14.Контроль знаний

3



Тематика учебных занятий




1. Урок «Россия в эпоху великих реформ Александра II»

1


2 Урок «Власть и общество»

1


3 Урок «Общественные движения во 2 половины ХIХ в»

1


4 Урок «Внешняя политика в годы правления Александра II»
1


5 Урок «Начало правления Александра III».
1


6 Урок «Контрреформы»
1


7 Урок «Россия в системе международных отношений второй половины XIX в»
1


8 Урок «Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России»
1


9 Урок «Повседневная жизнь населения России в XIX в».
1


10 Практическое занятие 14 «Формирование русской буржуазии».
1


11 Урок «Чиновный мир Российской империи»
1


12 Урок «Развитие предпринимательства в России на рубеже веков».



13 Практическое занятие 15 «Российский монополистический капитализм».
1


14.Урок Контрольной работы 4
1


Самостоятельная работа обучающихся:
«Россия в XIX веке»

8

9.От новой истории к новейшей
Содержание учебного материала
Уровень освоения


9.1.Россия в начале ХХ века
1.Изменения в системе международных отношений на рубеже XIXXX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. Начало борьбы за передел мира. Русско-японская война. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав Тройственного союза и Антанты.

2
8


2.Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение.

2



3.Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.
2



4.Социальный и демографический состав российского общества. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.
2



5.Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революционный кризис в начале XX в. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.
2



6 Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система.
2



7 Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы.
3



8.Развитие образования. Наука и техника. Литература. «Вехи». Журналистика и книгоиздательское дело. Искусство.
2



Тематика учебных занятий




1.Урок «Международные отношения в начале XX в».
1


2.Урок «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в.
1


3. Урок «Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX вв».
1


4 Урок «Россия в начале XX в».
1


5Урок «Революция 1905–1907 гг».
1


6 Урок «Первая мировая война»
1


7 Практическое занятие 16 «Россия в Первой мировой войне»
1


8 Урок «Культура России в начале ХХ века»
1


Самостоятельная работа обучающихся:

0

9.2 Революция, гражданская война и их последствия в России (1917-конец 20-х годов)
Содержание учебного материала
Уровень освоения
14


1.Причины и ход революции. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.
3



2 Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства.
2



3.Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г. Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.
2



4.Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».
2



5.Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.
3



6. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. Советская Россия и бывшие окраины Российской империи
2



7.Контроль знаний
3



Тематика учебных занятий




1 Практическое занятие 17 «Февральская революция в России»
1


2. Урок «Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г.»
1


3. Урок «Октябрьская революция в России»
1


4Урок «Политика военного коммунизма»
1


5 Практическое занятие 18 «Гражданская война в России»
1


6 Урок «Советская Россия на международной арене»
1


7 Урок контрольной работы 5
1


Самостоятельная работа обучающихся:
«От Новой истории к Новейшей»
7

10.МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг.
2
14


2.Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм.
2



3.Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Первая мировая война и процесс «старения» традиционных военно-административных империй. США и доктрина «открытых дверей». Мандатная система. Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки: ненасилие или вооруженное сопротивление?
2



4.Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР какновый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт МолотоваРибентропа.
2



5. Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности.
3



6. Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата. Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии
3



7.Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.
2



8.Внешняя политика СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.
3



9.«Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.
3



Тематика учебных занятий




1.Урок «Страны Европы в 20-е годы ХХ в».

1


2 Урок «Запад в 30-е годы ХХ в».
1



3 Урок «Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в».
1


4 Урок «Международные отношения в 2030-е годы ХХ в».
1


5 Практическое занятие 19 «Новая экономическая политика: сущность и направления».
1


6 Практическое занятие 20 «Приоритеты внутригосударственного строительства».
1


7 Урок «Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов».
1


8 Практическое занятие 21 «Внешняя политика СССР в 20–30-е годы»
1


9 Практическое занятие 22 «Культурная революция»
1



Самостоятельная работа обучающихся:
«Между мировыми войнами»

5

11.ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.
2
12


2. Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов.
2



3 Причины и ход. Блицкриг вермахта. План «Барбаросса». Московская битва.
2



4 Сталинградская и Курская битвы. Прохоровское сражение. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии.
2



5 «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Битва за Берлин. Миропорядок Ялты и Потсдама. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.
2



6 Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.
2



7 Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика.
2



8. Контроль знаний
3



Тематика учебных занятий




1.Урок «Вторая мировая война: причины, ход, значение»

1


2 Урок «Общество в годы войны»
1


3. Урок «Начальный период Великой Отечественной войны»
1


4. Урок «Период коренного перелома».
1


5 Урок «Завершающий период войны».
1


6 Урок «Советский тыл в годы войны».
1


7 Урок «Идеология и культура в годы войны».
1


8 Урок контрольной работы 6
1


Самостоятельная работа обучающихся:
«Вторая мировая война»
4

12.Мир во второй половине XX вЕКА
Содержание учебного материала
Уровень освоения



1 Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки.
2
12


2. Изменение положения СССР на международной арене. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биполярного мира.

3



3.Распад колониальной системы. Две Европы два мира. Распад колониальной системы.

2



4 Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека.
2



5.Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства.
2



6.Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека.
2



7. Вторая мировая война кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.
2




Тематика учебных занятий




1 Урок «Сверхдержавы: США и СССР».

1


2Практическая работа 23 «Холодная война»

1


3 Урок «Распад колониальной системы».




4 Урок «К «Общему рынку» и «государству всеобщего благоденствия»

1


5 Урок «Научно-технический прогресс»
1


6 Урок «Проблемы развивающихся стран»
1


7 Урок «Страны Азии, Африки и Латинской Америки»
1


Самостоятельная работа обучающихся:
«Мир во второй половине ХХ века»
5

13.СССР в 1945–1991 гОДЫ




13.1. СССР в период «оттепели»



Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

2
7


2.Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». Позиция СССР в локальных конфликтах.

2



3.Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.
2



4.Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.
3



5. Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей.
2



6.Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.
3



7. Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.
3




Тематика учебных занятий




1.Урок «Восстановление хозяйства»

1


2.Урое «Место СССР в послевоенном мире».

1


3.Урок «Приход к власти Н.С. Хрущева»

1


4 Практическое занятие №24 «Экономические реформы 1950–1960-х годов».
1



5 Урок «Культурная жизнь общества».

1


6 Практическое занятие № 25 «Внешняя политика СССР 1950–1960-х годов».

1


7 Урок «Международное положение СССР в 1950-1960»

1


Самостоятельная работа обучающихся:


0

13.2. СССР в конце 1960-х начале 1980-х годов

Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества.
2
5


2.Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.
3



3.Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».
3



4. Духовная жизнь общества. Культура. Лозунг развитого социализма.
2



5.Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.
2



Тематика учебных занятий




1.Урок «Общественно-политическое развитие СССР в конце 1960-х начале 1980-х годов».
1


2Практическое занятие 26 «Экономика СССР в конце 1960-х начале 1980-х годов».
1


3Практическое занятие 27 «Международное положение СССР в конце 1960-х начале 1980-х годов».
1


4Урок «Духовная жизнь общества. Культура»
1


5.Урок «Диссиденты»
1


Самостоятельная работа обучающихся:

0

13.3 СССР в период перестройки

Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Общественно-политическое развитие СССР в19 80-е гг. XX века. Реформы политической системы.
2




·