Рабочая программа по дисциплине ОБД.04 Обществознание для профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО «Павлово-Посадский промышленно-
экономический техникум»
__________________ Е.И. Волкова
«____» ______________ 201__г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
2015г.
Рабочая программа дисциплины ОДБ Обществознание разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии:, 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «02» августа 2013г., № 682
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум».
Разработчик: Васильева О.А.
преподаватель ГБПОУ МО ПППЭТ
Рассмотрена и одобрена цикловой методической комиссией
Общих социально-гуманитарных дисциплин
Председатель _____________ Косова И.А.
Протокол № 1 от «31» августа 2015г.
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
примерные условия реализации программы
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
· российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
· гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
· готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
· осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
· ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
· умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
· владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
· сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
· владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
· владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
· сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
· сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
· владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
· сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не-достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате освоения учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание в соответствии с требованиями к освоению ФГОС СПО по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике создаются условия для формирования общих и профессиональных компетенций:
Код
Общие компетенции
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
262
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
178
в том числе:
лабораторные занятия (если предусмотрено)
*
практические занятия (если предусмотрено)
*
контрольные работы (если предусмотрено)
*
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
*
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)
84
в том числе:
самостоятельная работа над курсовым проектом (работой) (если предусмотрено)
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии
Итоговая аттестация в форме (указать)
Дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем часов
1
2
3
1.Человек и общество
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Содержание учебного материала
Уровень освоения
14
1.Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
2
2.Природное и общественное в человеке. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Человек – существо духовное.
2
3.Деятельность и мышление. Виды деятельности. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение. Процесс мышления. Особенности научного мышления
2
4.Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Роль потребностей, интересов и способностей в человеческой деятельности.
2
5.Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.
2
6.Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии.
2
7.Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения.
2
8.Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
2
9.Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания.
2
10.Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.
2
Тематика учебных занятий
1 Урок «Обществознание как учебный курс».
1
2 Урок «Человек, индивид, личность».
1
3 Урок «Деятельность и мышление».
1
4 Урок «Потребности, способности и интересы».
1
5 Урок «Социализация личности».
1
6 Урок «Понятие истины, ее критерии».
1
7 Урок «Виды человеческих знаний»
1
8 Урок «Свобода как условие самореализации личности».
1
9 Урок «Многообразие мира общения».
1
10 Урок «Межличностные конфликты».
1
Самостоятельная работа обучающихся
Природа человека, врожденные и приобретенные качества
4
Общество как система
Содержание учебного материала
Уровень освоения
11
1.Представление об обществе как сложной динамичной системе.
Современное российское общество. Функции общества.
2
2.Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.
2
3.Основные институты общества, их функции, структура и значение.
2
4.Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
2
5.Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
2
6.Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления.
2
7.Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
2
8.Контроль знаний по разделу 1
3
Тематика учебных занятий
1.Урок «Представление об обществе как сложной динамичной системе».
1
2Урок «Подсистемы и элементы общества».
1
3 Урок «Основные институты общества, их функции».
1
4 Урок «Общество и природа».
1
5 Урок «Многовариантность общественного развития».
1
6 Урок «Процессы глобализации».
1
7 Урок «Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем».
1
8 Урок контрольной работы 1
1
Самостоятельная работа обучающихся
Общество как сложная система
3
2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и общества
Содержание учебного материала
Уровень освоения
1.Понятие «культура» в широком и узком смысле. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Этикет.
2
5
2.Культура народная, массовая и элитарная Культурное мировоззрение. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.
2
3.Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.
2
Тематика учебных занятий
1.Урок «Понятие о культуре»
1
2.Урок «Виды культур».
1
3.Урок «Особенности молодежной субкультуры».
1
Самостоятельная работа обучающихся
Духовная культура личности и общества
2
2.2. Наука и образование в современном мире
Содержание учебного материала
Уровень освоения
1.Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
2
5
2.Образование как способ передачи знаний и опыта. Государственные гарантии в получении образования.
2
3.Звенья российского образования. Роль образования в жизни современного человека и общества. Профессиональное образование.
2
Тематика учебных занятий
1 Урок «Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки».
1
2.Урок «Роль образования в жизни современного человека и общества».
1
3 Урок «Система образования в РФ».
1
Самостоятельная работа обучающихся
Наука
Образование
1
1
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Содержание учебного материала
Уровень освоения
1.Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.
2
12
2.Понятие цивилизаций, классификация.
2
3.Мораль. Основные принципы и нормы морали. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
2
4.Религия как феномен культуры. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
2
5.Мировые религии. Религия и церковь в современном мире.
2
6.Искусство и его роль в жизни людей.
2
7.Виды искусств. Творчество, его проявления.
2
8.Контроль знаний по разделу 2
3
Тематика учебных занятий
1 Урок «Духовная жизнь человека и общества».
1
2 Урок «Цивилизация»
1
3 Урок «Основные принципы и нормы морали».
1
4 Урок «Религия как феномен культуры».
1
5 Урок «Мировые религии»
1
6 Урок «Искусство и его роль в жизни людей».
1
7 Урок «Виды искусств».
1
8 Урок контрольной работы 2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Цивилизация
Искусство
Мораль
Религия
1
1
1
1
3 Экономика
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Содержание учебного материала
Уровень освоения
1.Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.
2
8
2.Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов.
2
3.Разделение труда, специализация и обмен.
2
4.Факторы производства
2
5.Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
2
Тематика учебных занятий
1 Урок «Экономика как наука и хозяйство»
1
2.Урок «Потребности»
1
3.Урок «Разделение труда»
1
4.Урок «»Факторы производства
1
5.Урок «Типы экономических систем»
1
Самостоятельная работа обучающихся
Экономика и экономическая наука.
Экономические системы.
Экономика семьи
1
1
1
3.2. Рынок. Фирма.
Роль государства в экономике
Содержание учебного материала
Уровень освоения
1. Рынок одного товара Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие.
2
21
2.Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.
2
3.Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России.
2
4.Основные источники финансирования бизнеса. Основы денежной политики государства.
2
5.Акции и облигации. Фондовый рынок.
6.Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент.
2
7.Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
2
8.Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры.
2
9.Частные и общественные блага.
2
10. Понятие собственности. Виды собственности. Правовая защита собственности.
2
11.Функции государства в экономике. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг.
2
12.Понятие ВВП и его структура.
2
13.Экономический рост и развитие.
2
14 Экономические циклы.
2
15. Понятие налогов. Основы налоговой политики государства.
2
16.Виды налогов.
2
Тематика учебных занятий
1
1Урок «Рынок одного товара»
1
2Урок «Основные рыночные структуры».
1
3 Урок «Роль фирм в экономике»
1
4 Урок «Основные источники финансирования бизнеса».
1
5.Урок «Ценные бумаги»
1
6 Урок «Деньги»
1
7Урок «Банковская система».
1
8Урок «Инфляция».
1
9Урок «Частные и общественные блага»
1
10Урок «Собственность»
1
11Урок «Роль государства в экономике»
1
12 Урок «Понятие ВВП и его структура».
1
13.Урок «Экономический рост и развитие».
1
14 Урок «»Экономические циклы»
1
15 Урок «Налоги»
1
16 Урок «Виды налогов»
1
Самостоятельная работа обучающихся
Рынок.
Фирма.
Роль государства в экономике
2
2
1
3.3. Рынок труда и безработица
Содержание учебного материала
Уровень освоения
14
1.Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.
2
2.Роль профсоюзов и государства на рынках труда.
2
3.Человеческий капитал
2
4.Понятие заработной платы. Виды зарплаты. Среднемесячный уровень зарплаты в РФ.
2
5.Понятие безработицы, ее причины и виды
2
6.Экономические последствия безработицы.
2
7.Защита прав потребителя.
2
8.Рациональный потребитель. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
2
Тематика учебных занятий
1 Урок «Рынок труда»
1
2Урок «Профсоюз»
1
3 Урок «Человеческий капитал»
1
4 Урок «Заработная плата»
1
5 Урок «Безработица»
1
6 Урок «Экономические последствия безработицы»
1
7 Урок «Защита прав потребителя».
1
8Урок «Доходы семьи»
1
Самостоятельная работа обучающихся
ВВП, его структура и динамика.
Рынок труда и безработица.
Деньги, банки, инфляция
2
2
2
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Содержание учебного материала
Уровень освоения
1.Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России.
2
17
2.Экономические институты современной России.
3.Основные проблемы экономики России и ее регионов.
2
4.Экономическая политика Российской Федерации.
2
5.Экономические ресурсы современной России.
2
6.Россия в мировой экономике.
2
7.Организация международной торговли.
2
8.Государственная политика в области международной торговли.
2
9. Международное разделение труда
2
10.Глобальные экономические проблемы.
2
11.Контроль знаний по разделу 3
3
Тематика учебных занятий
1 Урок «Рыночная система современной России»
1
2 Урок «Экономические институты современной России».
1
3 Урок «Экономические проблемы России
1
4.Урок «Экономическая политика Российской Федерации».
1
5.Урок «Экономические ресурсы современной России»
1
6.Урок «Россия в мировой экономике».
1
7.Урок «Организация международной торговли».
1
8.Урок «Государственная политика в области международной торговли».
1
9. Урок «Международное разделение труда»
1
10.Урок «Глобальные экономические проблемы».
1
11 Урок контрольной работы 3
1
Самостоятельная работа обучающихся
Основные проблемы экономики России.
Элементы международной экономики
3
3
4. Социальные отношения
4.1. Социальная роль и стратификация
Содержание учебного материала
Уровень освоения
1.Понятие о социальных отношениях. Общественные отношения
2
10
2.Понятие о социальных общностях и группах. Виды
2
3.Социальная стратификация: понятие и особенности
2
4.Социальная мобильность: понятие, виды
2
5.Социальная роль – понятие. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
2
6.Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
2
Тематика учебных занятий
1
1 Урок «Социальные отношения».
1
2 Урок «Социальные общности и группы»
1
3 Урок «Социальная стратификация».
1
4 Урок «Социальная мобильность»
1
5 Урок «Социальная роль».
1
6 Урок «Социальный статус и престиж».
1
Самостоятельная работа обучающихся
Социальная роль и стратификация.
4
4.2. Социальные нормы и конфликты
Содержание учебного материала
Уровень освоения
12
1.Социальный контроль – понятие. Дозволение, предписание, запрет. Экцессы.
2
2.Социальные нормы понятие и виды
2
3.Социальные санкции: понятие и виды.
2
4 Понятие самоконтроля и его формы.
2
5 Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
2
6 Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Опасность наркомании, алкоголизма.
2
7 Социальный конфликт: понятие. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов
2
8 Пути разрешения социальных конфликтов.
2
Тематика учебных занятий
1 Урок «Социальный контроль».
1
2 Урок «Социальные нормы»
1
3 Урок «Социальные санкции»
1
4 Урок «Самоконтроль».
1
5 Урок «Девиантное поведение»
1
6 Урок «Социальная и личностная значимость здорового образа жизни».
1
7 Урок «Социальный конфликт».
1
8 Урок «Пути разрешения социальных конфликтов».
1
Самостоятельная работа обучающихся
Социальные нормы и конфликты
4
4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Содержание учебного материала
Уровень освоения
1.Особенности социальной стратификации в современной России.
2
2
·3
2.Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
2
3.Люмпены и маргиналы Понятие и социальная помощь
2
4.Молодежь как социальная группа. Проблемы современной молодежи.
2
5.Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
2
6.Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
2
7.Этнические общности – понятие и виды
2
8.Межнациональные отношения, их виды
2
9 Этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
2
10.Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
2
11.Семья как малая социальная группа. Виды семей. Проблемы неполных семей
2
12.Семья и брак. Институт брака. Брачный договор.
2
13.Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.
2
14.Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
2
15.Современная демографическая ситуация в Российской Федерации
2
16.Контроль знаний по разделу 4
3
Тематика учебных занятий
1 Урок «Особенности социальной стратификации в современной России».
1
2 Урок «Социальные группы»
1
3 Урок «Люмпены и маргиналы»
1
4 Урок «Молодежь как социальная группа».
1
5 Урок «Особенности молодежной политики в Российской Федерации».
1
6 Урок «Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи».
1
7 Урок «Этнические общности»
1
8 Урок «Межнациональные отношения»
1
9 Урок «Этносоциальные конфликты»
1
10Урок «Конституционные принципы национальной политики в РФ».
1
11 Урок «Семья как малая социальная группа».
1
12 Урок «Семья и брак».
1
13 Урок «Семейное право и семейные правоотношения».
1
14 Урок «Правовые отношения родителей и детей».
1
15 Урок «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации»
1
16 Урок контрольной работы 4
1
Самостоятельная работа обучающихся
Важнейшие социальные общности и группы
7
5. Политика
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Содержание учебного материала
Уровень освоения
22
1.Понятие власти. Типы общественной власти. Власть и общество.
2
2.Политика как общественное явление. Политика и общество.
2
3.Политическая система, ее внутренняя структура.
2
4.Политические институты. Их классификация, функции и задачи.
2
5.Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
2
6.Внутренние и внешние функции государства.
2
7.Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов основные особенности развития современной политической системы.
2
8.Формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.
2
9.Типология политических режимов. Авторитаризм, тоталитаризм и пр.
2
10.Демократия, ее основные ценности и признаки.
2
11.Условия формирования демократических институтов и традиций.
2
12.Понятие анархизма, его черты и свойства, методы проявления и последствия для общества и государства.
2
13.Понятие нацизма, его черты и свойства, методы проявления и последствия для общества и государства
2
14.Правовое государство, понятие и признаки.
2
15.Определение Конституции. Значение и роль Конституции РФ. Преамбула и перечень категорий статей Конституции РФ
2
Тематика учебных занятий
1
1 Урок «Понятие власти».
1
2 Урок «Политика как общественное явление»
1
3 Урок «Политическая система»
1
4 Урок «Политические институты».
1
5 Урок «Государство»
1
6 Урок «Функции государства»
1
7 Урок «Особенности функционального назначения современных государств».
1
8 Урок «Формы государства»
1
9 Урок «Типология политических режимов».
1
10 Урок «Демократия»
1
11 Урок «Демократические институты и традиции»
1
12 Урок «Анархизм».
1
13 Урок «Нацизм».
1
14 Урок «Правовое государство»
1
15 Урок «Конституция РФ 1993 г»
1
Самостоятельная работа обучающихся
Политика и власть.
Государство в политической системе.
3
4
5.2. Участники политического процесса
Содержание учебного материала
Уровень освоения
1.Личность и государство.
2
27
2.Политический статус личности.
2
3.Политическое участие и его типы.
2
4.Причины и особенности экстремистских форм политического участия.
2
5.Политическое лидерство. Лидеры и ведомые.
2
6.Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
2
7.Гражданское общество и государство.
2
8.Гражданские инициативы.
2
9.Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
2
10.Абсентеизм, его причины и опасность.
2
11.Избирательная кампания в Российской Федерации: стадии и процедура
2
12.Понятие политического плюрализма, диапазон российских политических партий и общественных движений.
2
13.Политические партии и движения
2
14.Классификация политических партий и движений
2
15.Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
2
16.Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
2
17.Политическое сознание
2
18.Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
2
19.Урок контроля знаний по разделу 5
3
Тематика учебных занятий
1 Урок «Личность и государство».
1
2 Урок «Политический статус личности».
1
3 Урок «Политическое участие»
1
4 Урок «Экстремизм»
1
5 Урок «Политическое лидерство».
1
6 Урок «Политическая элита»
1
7 Урок «Гражданское общество и государство».
1
8 Урок «Гражданские инициативы».
1
9 Урок «Выборы в демократическом государстве»
1
10 Урок «Абсентеизм»
1
11 Урок «Избирательная кампания в Российской Федерации».
1
12 Урок «Политический плюрализм».
1
13 Урок «Политические партии и движения»
1
14 Урок «Классификация политических партий и движений»
1
15 Урок «Современные идейно-политические системы»
1
16 Урок «Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации».
1
17 Урок «Политическое сознание»
1
18 Урок «Роль средств массовой информации в политической жизни общества».
1
19 Урок контрольной работы 5
1
Самостоятельная работа обучающихся
Участники политического процесса
8
6. Право
6.1. Правовое регулирование общественных отношений
Содержание учебного материала
Уровень освоения
17
1.Юриспруденция как общественная наука.
2
2 Право в системе социальных норм.
2
3 Правовые и моральные нормы, виды
2
4 Система права: основные институты, отрасли права.
2
5 Частное и публичное право: понятия и структура
2
6 Основные формы права: виды и характерные черты
2
7 Нормативные правовые акты и их характеристика.
2
8 Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
2
9 Правовые отношения и их структура.
2
10 Правомерное и противоправное поведение.
2
11 Юридическая ответственность и ее задачи.
2
Тематика учебных занятий
1 Урок «Юриспруденция как общественная наука».
1
2 Урок «Право в системе социальных норм».
1
3 Урок «Правовые и моральные нормы».
1
4 Урок «Система права»
1
5 Урок «Частное и публичное право».
1
6 Урок «Основные формы права».
1
7 Урок «Нормативные правовые акты и их характеристика».
1
8 Урок «Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ».
1
9 Урок «Правовые отношения».
1
10 Урок «Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков».
1
11 Урок «Юридическая ответственность».
1
Самостоятельная работа обучающихся
Правовое регулирование общественных отношений
6
6.2. Основы
конституционного права Российской Федерации
Содержание учебного материала
Уровень освоения
1 Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации.
2
18
2 Система государственных органов Российской Федерации.
2
3 Законодательная власть – представители и полномочия
2
4 Исполнительная власть – представители и полномочия
2
5 Институт президентства. Президент РФ: сроки пребывания у власти. Полномочия. Импичмент
2
6 Местное самоуправление. Представители и полномочия
2
7 Правоохранительные органы Российской Федерации. Наименования и функции
2
8 Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
2
9 Понятие гражданства Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
2
10 Основные конституционные права и обязанности граждан в России Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду.
2
11 Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.
2
12 Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
2
Тематика учебных занятий
1
1 Урок «Конституционное право как отрасль российского права»
1
2 Урок «Система государственных органов Российской Федерации».
1
3 Урок «Законодательная власть».
1
4 Урок «Исполнительная власть».
1
5 Урок «Институт президентства».
1
6 Урок «Местное самоуправление».
1
7 Урок «Правоохранительные органы Российской Федерации».
1
8 Урок «Судебная система Российской Федерации».
1
9 Урок «Понятие гражданства»
1
10 Урок «Основные конституционные права и обязанности граждан в России».
1
11 Урок «Обязанность защиты Отечества».
1
12 Урок «Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени».
1
Самостоятельная работа обучающихся
Основы конституционного права Российской Федерации
6
6.3. Отрасли российского права
Содержание учебного материала
Уровень освоения
26
1.Гражданское право и гражданские правоотношения.
2
2.Физические лица. Юридические лица.
2
3 Гражданско-правовые договоры
2
4 Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
2
5 Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение
2
6 Право на интеллектуальную собственность.
2
7 Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
2
8 Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений.
2
9 Органы трудоустройства. Порядок приема на работу.
2
10 Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях.
2
11 Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
2
12 Трудовые споры и порядок их разрешения
2
13 Заработная плата: понятие и виды
2
14 Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
2
15 Административное право и административные правоотношения.
2
16 Административные проступки. Административная ответственность.
2
17 Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления.
2
18 Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
2
19 Контроль знаний
3
Тематика учебных занятий
1
1 Урок «Гражданское право»
1
2 Урок «Физические лица. Юридические лица»
1
3 Урок «Гражданско-правовые договоры»
1
4 Урок «Предпринимательская деятельность»
1
5 Урок «Имущественные права»
1
6 Урок «Право на интеллектуальную собственность».
1
7 Урок «Личные неимущественные права»
1
8 Урок «Трудовое право»
1
9 Урок «Занятость и трудоустройство».
1
10 Урок «Трудовой договор»
1
11 Урок «Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних».
1
12 Урок «Трудовые споры»
1
13 Урок «Заработная плата».
1
14 Урок «Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения».
1
15 Урок «Административное право»
1
16 Урок «Административные проступки. Административная ответственность».
1
17 Урок «Уголовное право».
1
18 Урок Уголовная ответственность»
1
19 Урок дифференцированного зачета (контрольная работа)
1
Самостоятельная работа обучающихся
Отрасли российского права
7
Курсовой проект (работа) (если предусмотрено)
Указывается, является ли выполнение курсового проекта (работы) по дисциплине обязательным или студент имеет право выбора: выполнять курсовой проект по тематике данной дисциплины или иной общепрофессиональной дисциплины (общепрофессиональных дисциплин) или профессиональных модулей.
Тематика курсовых проектов (работ)
1. .
n. ..
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе) (если предусмотрено, указать тематику и(или) назначение, вид (форму) организации учебной деятельности)
1. .
n. ..
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой) (указать виды работ обучающегося, например: планирование выполнения курсового проекта (работы), определение задач работы, изучение литературных источников, проведение предпроектного исследования )
1. .
n. ..
Всего:
262
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличия учебного кабинета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места на 30 обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебники по учебной дисциплине «история»;
рабочие тетради по учебной дисциплине «история»;
исторические карты и атласы;
информационные стенды по учебной дисциплине «история»;
портреты исторических личностей: Татищев В. Н., Карамзин Н. М., Соловьева С. М., Ключевский В. О.;
документальные материалы, архив исторических идей М. Я. Геллер «Машина и винтики», «История формирования советского человека»; В. И. Пантин «Второй социально-экологический кризис в России: причины и последствия».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, устройством для вывода информации на экран;
- телевизор,
- DVD – проигрыватель.
- аудиовизуальные средства обучения
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб.для студ.учрежд. сред.проф.образования
·А.Г. Важенин. – 10-е изд.перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2014
Дополнительные источники:
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Введение
Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения
1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».
Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.
Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты
1.2. Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2.1. Духовная культура личности и общества
Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни.
Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.
Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям
2.2. Наука и образование в современном мире
Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне
учебных действий)
3. ЭКОНОМИКА
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике
Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет»
3.3. Рынок труда и безработица
Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий
3.4. Основные проблемы экономики России. Эле-менты международной экономики
Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4.1. Социальная роль и стратификация
Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».
Определение социальных ролей человека в обществе
4.2. Социальные нормы и конфликты
Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения
4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)
5. ПОЛИТИКА
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима.
Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки
5.2. Участники полити-ческого процесса
Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».
Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации
6. ПРАВО
6.1. Правовое регулирование общественных
отношений
Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации
Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан
6.3. Отрасли российского права
Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» студенты должны:
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
Тестирования.
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
Индивидуальные задания.
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
Творческие работы по социальным вопросам дисциплины.
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
Контрольные работы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
Индивидуальные задания.
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
Исследовательские проекты.
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
Выполнение практических заданий
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
Исследовательские проекты.
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Исследовательские проекты
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
Творческие работы по социальным вопросам дисциплины
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Творческие работы по социальным вопросам дисциплины
13PAGE 15
14
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·†°
"
$
&
(
,
.
0
2
4
6
8
:
<
>
@
B
D
J
L
N
P
R
T
V
X
Z
\
^
`
b
d
f
h
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·¤Заголовок 1Заголовок 415