УРОКА-КОНКУРСА по ПМ. 02. Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики. на тему: «Сборка схемы освещения» для профессии: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.


Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Ютановский агромеханический техникум
имени Евграфа Петровича Ковалевского»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА-КОНКУРСА
по ПМ. 02. Выполнение электромонтажных работ
с контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики.
на тему: «Сборка схемы освещения»
для профессии: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительнымприборам и автоматике.
2017 г.
Методическая разработка выполнена с  целью повышения качества профессионального обучения, пропаганды технических профессий, совершенствования форм, методов и способов проведения уроков учебной практики, определяющая творческую молодежь, осваивающую данную профессию.
Данная методическая разработка  предназначена для проведения конкурса «Киповец»  среди обучающихся по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике». Материалы конкурса направлены на определение и на повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся, развития интереса к  выбранной профессии, формирования творческого мышления.
Методической разработка подготовлена на основе профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» ПМ.02. «Выполнение электромонтажных работ с КИП и средствами автоматики» МДК.02.01. «Технология электромонтажных работ».
Методическая разработка может быть использована для проведения аналогичных мероприятий, а так же внеклассных мероприятий.План проведения конкурса
Тема урока: Сборка схемы освещения.
Место проведения: Электромонтажная мастерская.
Учебная и учебно-производственная цели: освоить приёмы, связанные с технологическим процессом сборки электрических схем.
Воспитательная цель: воспитать у обучающихся инициативу и самостоятельность, направленные на качественное выполнение полученного задания. Прививать обучающимся творческое отношение к труду и выбранной профессии через выполнение трудовых приёмов. Формировать умения работы в коллективе, бригаде, в паре и индивидуальном порядке. Воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к материалам и инструментам, ответственность за качество труда, постоянное стремление к самоконтролю и оценке качества выполнения технологических операций.
Развивающая цель: развивать у обучающихся аналитическое мышление (умение производить классификацию фактов, делать обобщённые выводы). Развивать конструктивно-технические умения и мышление (умение распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения работы, анализировать условия). Способствовать развитию операционно-контрольных умений (пользованию инструментом и приборами, планированию, оценке результатов выполненных действий). Развивать двигательную активность и моторику при выполнении электромонтажных работ.
Методическая цель: совершенствование методики проведения вводного инструктажа с применением ИКТ и практического наглядного показа, путём демонстрации трудовых приёмов.
Задачи урока: Сформировать знания о правилах и приемах соединения элементов электрической цепи, получить навыки исправления допущенных дефектов.
К концу урока каждый обучающийся должен будет:
знать:
назначение, инструмент, оборудование и материалы, применяемые при электромонтажных работах;
физиолого-гигиенические основы трудового процесса;
требования безопасности труда в организациях;
нормы и правила электробезопасности;
меры и средства защиты от поражения электрическим током.
уметь:
применять необходимые материалы, инструмент, оборудование;
применять нормы и правила электробезопасности;
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: мультимедийная презентация урока производственного обучения, эталоны-образцы, инструкционно-технологическая карта по выполнению задания, оценочная ведомость урока, инструмент и материалы (макеты сборки освещения однокомнатной квартиры, бокорезы, круглогубцы, провода, монтажный нож, наждачная бумага, изоляционная лента, кембрии, лампы накаливания).Учебные работы и операции: подготовка рабочего места, инструмента к работе, согласно данным инструкционно-технологической карты, соблюдение правил ТБ и охраны труда при выполнении электромонтажных работ. Сборка электрической схемы подключения однокомнатной квартиры.
В ходе урока у обучающихся формируются профессиональные и общие компетенции:
Профессиональные компетенции:
ПК 2.2.Составлять схемы соединений средней сложности и осуществлять их монтаж.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Рекомендованная для учащихся и использованная при подготовке занятия литература:
Журавлева Л.В. Электроматериаловеденрие. М.: Издательский центр «Академия», 2014
Арзамасов В. Б. Материаловедение: учебник. /В. Б. Арзамасов, А. А. Черепахин. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.
Моряков О. С. Материаловедение: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Моряков О. С. – 8-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с.
Акимова Н. А. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования /Н. А. Акимова, Н. Ф. Котеленец, Н. И. Сентюрихин; под общ. Редакцией Н. Ф. Котеленца. – 12-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2015. – 304 с.
Ярочкина Г. В. Основы электротехники: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /Г. В. Ярочкина. – 3-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2015. – 240 с.
Форма обучения: коллективная.
Краткая аннотация урока: Урок производственного обучения по теме «Сборка схемы освещения» состоит из четырёх этапов:
Организационной части.
Вводного инструктажа.
Текущего инструктажа.
Выполнения практического задания.
Заключительного инструктажа.
Организационная часть включает в себя приветствие, контроль явки обучающихся, их готовности к уроку, постановку целей, а также объяснения обучающимся хода и последовательности проведения занятия.
Вводный инструктаж проводится в виде интерактивной проблемной беседы с использованием электронной презентации, включающей в себя теоретические текстовые материалы, фотоматериалы по организации и выполнению технологического процесса сборки схемы освещения однокомнатной квартиры, а также непосредственной демонстрации трудовых приёмов мастером.
Во время практического этапа обучающиеся должны выполнять следующие требования:
соединение элементов схемы должно соответствовать соединению их на принципиальной схеме;
подсоединение к зажимам электрооборудования и установочных аппаратов выполняется с необходимыми требованиями соединения;
сохранение технологической последовательности сборки схем;
техническое состояние рабочего места;
соблюдение правил ТБ и охраны труда при работе с ручным электроинструментом и электрооборудованием на рабочем месте.
Заключительный инструктаж проводится в форме анализа выполненных согласно выданному заданию, работ обучающихся с применением критериев оценок, подведения итогов и выдачи домашнего задания.

п/п Элементы внешней структуры урока п/о Элементы внутренней структуры урока Деятельность мастера п/о. Деятельность обучающихся.
1. Организационный момент. Приветствие. Проконтролировать явку обучающихся, их готовность к уроку, соблюдение ими правил санитарии и гигиены. Проверить наличие у обучающихся спецодежды. Назначить дежурных.
Объяснить ход и последовательность проведения урока. Построение, приветствие, доклад старосты группы о количестве присутствующих к началу урока. Выполняют инструкции мастера.
Обучающиеся при необходимости приводят свой внешний вид в порядок.2. Вводный инструктаж. 2.1.Целевая установка. Сообщение темы и целей урока. Восприятие разъяснений мастера, Обучающиеся слушают.
2.2. Мотивация урока. Донести до обучающихся важность изучаемой темы. Обучающиеся слушают, по просьбе мастера вносят дополнения.
2.3.Актуализация опорных знаний и опрос учащихся.
Повторение ранее изученного материала.
Объяснение новой темы урока. Отвечают на вопросы мастера, повторяют теоретические сведения, воспроизводят ранее изученный материал.
Обучающиеся учувствуют в беседе, выстраивают под руководством мастера логическую цепочку возникновения травматизма.
2.4. Охрана труда. Объяснить правила безопасности при выполнении выданного задания. Обучающиеся внимательно слушают.
2.5. Показ практического выполнения задания. Показ и объяснение способов подключения электрических схем. Объяснение правил техники безопасности, предупреждение ошибок, разъяснение способов контроля и самоконтроля, организации труда. Восприятие показа и объяснений мастера, рекомендаций и инструкционных карт. Пробное выполнение изучаемых трудовых действий.
2.6. Пробное выполнение изучаемых трудовых действий обучающимися. Контролируют правильность выполнения задания. Обучающийся выходит к мастеру и раскладывает инструмент и расходные материалы, приступает к выполнению задания.
Обучающиеся смотрят, исправляют характерные ошибки.
2.7. Разбор возможных типичных ошибок, дефектов, видов брака, мер их предупреждении и устранения. Рассматривают типичные ошибки, встречающиеся при сборке электрической схемы. Вся подгруппа, принимает участие в обсуждении, возможных дефектов и обсуждают ошибки.
2.8.Закрепление пройденного материала.
Проверка усвоения обучающимися материала вводного инст
руктирования. Опрос по изложенному материалу. Обучающиеся заполняют зачетное задание.
3. Текущий инструктаж 3.1.Отработка последовательности и способов технологичес-ских действий. Первый обход – проверка организации рабочего места, выполнение правил ОТ.
Обучающиеся подготавливают рабочее место для выполнения практического задания.
Второй обход–проверка правильности выполнения практического задания. Обратить внимание на обучающихся, нуждающихся в практической помощи. Самостоятельное определение технологической последовательности и способов выполнения задания.
Обучающиеся выполняют практическое задание по сборке электрической схемы.
3.2.Закрепление и углубление технологии сборки электрической схемы. Третий обход – проверка правильности соблюдения технологической последовательности выполнения задания, соблюдение временных режимов. Обучающиеся выполняют практическое задание по сборке электрической схемы.
Четвертый обход–контроль правильности ведения самоконтроля и соблюдения технических условий работ, соблюдение ОТ. Пояснения. Проверка качества. Обучающиеся выполняют практическое задание по сборке электрической схемы.
Накопление профессионального опыта и совершенствования мастерства.
Развитие творческих способностей, технического мышления, самостоятельности культуры труда.
Пятый обход – оценка выполненных работ. Обучающиеся предоставляют мастеру выполненную работу, согласно инструкционным картам.
4. Заключительный инструктаж. Подведение итогов занятия. Инструкция по выполнению домашнего задания. Анализ выполненной работы по изученной теме урока п/о.
Проверка качества усвоения данного материала. Выставление оценок по пройденной теме. Выявление ошибок и причин их возникновения. Анализируют свою деятельность.
Слушают комментарии мастера п/о о своих работах, получают оценки и домашнее задание.
ХОД УРОКА:

п/п Действия мастера для создания условий достижения запланированных результатов (по этапам урока) Действия обучающихся для достижения запланированных результатов
I. Организационная часть (5 минут)
1.1
Приветствие. Проконтролировать явку учащихся, их готовность к уроку, соблюдение ими правил санитарии и гигиены. Построение, приветствие, доклад старосты группы о количестве присутствующих к началу урока. Выполняют инструкции мастера.
1.2. Проверить наличие у обучающихся спецодежды. Обучающиеся при необходимости приводят свой внешний вид в порядок.1.3. Назначить дежурных и объяснить им их обязанности. Обучающиеся слушают.
1.4.
Объяснить ход и последовательность проведения занятия:
Ребята, сегодняшнее занятие будет проходить в следующей форме:
проверка ваших теоретических знаний касающихся новой темы;
объяснение нового материала;
разбор технической документации и технических требований, касающихся
новой темы;
выполнение практической части (сборка схемы).
персональная оценка выполненной работы;
подведение итогов занятия;
выдача домашнего задания. Обучающиеся слушают.
II. Вводный инструктаж (40 минут)
Объявление темы и целевая установка на урок. 2.1. Тема урока «Сборка схемы освещения однокомнатной квартиры». Основная цель, которая стоит перед нами на сегодняшнем занятии - овладеть приёмами по сборке электрических схем при включении освещения однокомнатной квартиры, освоить правила монтажа, прозвонки проводов.
При выполнении этой работы мы с вами должны:
воспитать в себе ответственность за качество выполненной работы и самостоятельность;
развивать техническое мышление;
чётко координировать движения тела, кистей и пальцев рук.
Эти качества помогут нам сделать работу быстро, качественно и практично.
Поэтому, попрошу от каждого из вас:
максимальной собранности;
высокой концентрации внимания на всех этапах занятия;
неукоснительного выполнения всех требований по охране труда и технике, предусмотренных соответствующими инструкциями. Восприятие разъяснений мастера. Обучающиеся слушают.
Записывают тему урока в тетрадь.
2.2. Провести мотивацию урока. Обучающиеся слушают, по просьбе мастера вносят дополнения.
Обучающиеся слушают, по просьбе мастера вносят дополнения.
На практике, часто приходится выполнять присоединение жил проводов к контактным выводам клеммных колодок на приборах. Осуществлять сборку монтажных схем подключения приборов.
Как подготовить для этого концы проводов и какие существуют способы соединения проводов? Как не нарушить эстетику монтажа, освоить приемы прозвонки проводов. Сборка схемы освещения даст возможность закрепить ваши навыки и умения, приобретенные на уроках производственного и теоретического обучения.
Трудно представить себе современную жизнь без искусственного освещения и поэтому технически прогрессивная и творчески многообразная жизнь населения нашей планеты не прекращается с наступлением темноты.
Согласитесь, что практически каждое утро мы поднимаемся с кровати и первым делом привычным движением включаем лампу выключателем.
Вопрос группе: «А какие ещё, кроме ламп накаливания, вы знаете виды ламп?»
Ответ: «Люминесцентные, галогенные, ртутные, светодиодные, ксеноновые лампы».
Хорошо, но мы редко задумываемся, что включать или выключать свет нам приходится только в одном, строго отведённом месте помещения.
Согласитесь это не всегда удобно и практично...
Приведу вам некоторые примеры:
Освещение длинного коридора или лестницы с первого на второй этаж в производственном помещении включается только одним выключателем. А выключив его, приходится проходить весь обратный путь в темноте.
Или, вы вошли в квартиру, включили свет в коридоре, прошли по освещенному коридору в комнату и там занимаетесь своими делами. Все это время лампочки в коридоре работают, расходуют электроэнергию, и ждут, пока их выключат, (ну а для выключения ламп, вам придется вернуться опять к выключателю). Вот как раз для избежания подобных ситуаций и применяются схемы управления освещением из нескольких мест, что и является темой нашего сегодняшнего занятия. 2.3 Актуализация знаний и опыта обучающихся с учётом того, чтобы поставленные вопросы соответствовали и плавно перетекали в тему урока. Уверена, что для наиболее простого усвоения сегодняшнего материала нам помогут ваши знания, полученные из курса физики, электротехники, а также из курса теоретической части по МДК 02.01 «Технология электромонтажных работ».
У меня в руке обычная электрическая лампа...
Вопрос группе: «Смогу ли я её зажечь, если даже приложу всю силу своей человеческой мысли?»
Вопрос группе: «А что же мне понадобиться для этого?»
Эталон ответа: Электрический ток.
Из курса физики вам известно, что электрический ток - это упорядоченное движение заряженных частиц от точки с более высоким потенциалом к точке с более низким, то есть, от «+» к «–» (при постоянном токе) и от «фазы» к «нолю», переменном токе).64135229552500Логически напрашивается вопрос об условиях протекания электрического тока.
Вопрос группе: «Какие условия необходимы для протекания тока в электрической цепи?»
Ответ: Наличие источника питания и замкнутого контура цепи.
Но ток в данном случае будет подаваться на лампу постоянно. Но если нам потребуется принудительно неоднократно размыкать и замыкать цепь не отключая ее от источника питания, будет необходим ещё один элемент цепи...
Вопрос группе:«Какой это элемент и как он должен быть включён в цепь?»
Эталон ответа:«Выключатель, для размыкания и замыкания он должен быть включён последовательно».

ка. Почему эта тема заслуживает серьезного внимания? Как правило, 90% всех неполадок приходится на контактные соединения и скрутки.
Провода классифицируются по проводимости, площади поперечного сечения, материалу проводника, типу изоляции, гибкости, теплостойкости и т.пОбучающиеся слушают, по просьбе мастера вносят дополнения, участвуют в тематической беседе.
Отвечают на вопросы мастера, повторяют теоретические сведения, воспроизведение ранее изученных приемов и способов соединений и ответвлений жил проводов.
Вопрос группе: «Какие, кроме последовательного, вы знаете виды соединений?»
Предположительный ответ обучающихся: «Параллельное».
Вопрос группе: «На каком из двух предоставленных вам рисунках (1 и 2) в соответствии показаны схемы последовательного и параллельного соединения электрических ламп? И где на практике мы можем встречать подобные соединения?»
1517651247140002560955116078000
рисунок 1 рисунок 2
Ответ: «На рисунке 1 изображено параллельное соединение электрических ламп, а на рисунке 2 - последовательное.
Примером схемы с параллельным соединением потребителей могут служить схемы освещения помещений, улиц, где выход из строя одного из элементов цепи не влияет на работоспособность остальных потребителей. Последовательно соединяются элементы всевозможных гирлянд и систем сигнализации, где при неисправности одного из элементов цепь разрывается».
И, наконец, прежде чем перейти к изложению нового материала я хочу задать еще вопрос, ответ на который лежит в основе всей электротехники и прольёт свет на соотношения основных физических величин при расчёте и сборке любой электрической схемы...
Вопрос группе: «Каким физическим законом определяется соотношение силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении потребителей для участка электрической цепи.
Ответ: «Законом Ома, который выражает прямую пропорциональную зависимость силы тока от напряжения, приложенному к участку цепи и обратную пропорциональность к электрическому сопротивлению участка цепи (I = U / R)».Предлагаю для начала разобрать все составляющие элементы электрической схемы:
581787053403500распределительная коробка, в которой мы должны будем правильно соединить провода между собой;
сами соединительные провода;
Вопрос группе: «Из каких металлов могут изготавливаться провода?»
Ответ: «Из стали, меди, алюминия».
Вопрос группе: «А какой, по вашему мнению, материал обладает большей тепло и электропроводностью?»
Ответ: «Медь (занимает второе место после серебра)». В ней много свободных электронов, поэтому она хорошо проводит электрический ток.
Выключатели.
83185247586500Обычные выключатели имеют два контакта, которые либо замыкаются (светильник горит), либо размыкаются (светильник гаснет).5817870286004000
Назначение предохранителя состоит в том, что с его помощью отключается цепь, если сила тока в цепи вдруг окажется больше допустимой нормы.
Лампа накаливания Патрон Розетки.
4237355429323500
1 – стеклянная колба;
2 - полость колбы (наполненная газом);
3 - нить накала;
4, 5 - электроды (токовые вводы);
6 - крючки-держатели тела накала;
7 - ножка лампы;
8 - внешнее звено токоввода, предохранитель;
9 - корпус цоколя;
54336954293235009017038696900010 - изолятор цоколя (стекло);
11 - контакт донышка цоколя Обучающиеся участвуют в тематической беседе, отвечают на вопросы мастера.
Обучающиеся участвуют в тематической беседе, отвечают на вопросы мастера.
Обучающиеся участвуют в тематической беседе, отвечают на вопросы мастера.
Обучающие отвечают на вопросы.Обучающие отвечают на вопросы.2.4. Техника безопасности. 1.1. Перед тем как приступить к выполнению работы необходимо убедиться в том, что выключатели подающие напряжение на электрическую схему находятся в отключенном состоянии.
1.2. При сборке схем запрещается использовать провода с поврежденной изоляцией, а также неисправные приборы и инструменты.
1.3. При включении схемы необходимо убедиться в том, что никто не прикасается к токоведущим частям.
1.4. Категорически запрещается выполнять работы не относящиеся к полученному заданию.
1.5. Строго воспрещается отключать либо закарачивать предохраняющие устройства.
1.6. Запрещается оставлять работающую схему без присмотра.
1.7. По окончанию работы разборка электрической схемы производится только после разрешения инструктора.
Необходимо уметь читать, понимать и собирать схемы.
Памятка обучающемуся.
1. Сборку схемы следует проводить в одном направлении. Например: собираем схему по часовой стрелке.
2. При работе со сложными, разветвленными схемами, удобно разбивать ее на составные части.
3. Если в схеме много разъемов, контактов, соединений, удобно разбивать схему на участки.
Например, сначала собираем цепь от фазы до потребителя, потом собираем от потребителя к другой фазе, и т.д.
4. Каждый раз, выполнив присоединение, задавайте себе вопрос: «А что, если напряжение подать сейчас?»
В любом случае, после сборки у нас должна получиться замкнутая цепь: например – фаза розетки – разъем контакта выключателя – потребитель – «ноль» розетки. Обучающиеся учувствуют в беседе, выстраивают под руководством мастера логическую цепочку возникновения травматизма.
2.5. Показ практического выполнения соединения и оконцевания жил проводов мастером п/о. Итак, ознакомившись с элементами электрической схемы, принципом её работы и сборки, давайте определим последовательность самой сборки...
Вопрос группе: «Определяя порядок сборки, чем, прежде всего мы должны руководствоваться?»
Ответ: «Правилами техники безопасности и охраны труда».
Правильно! Поэтому сборку схемы нужно начинать с тех участков, которые не могут находиться под напряжением.
Разделим её на три основных этапа:
6021070144526000первый - определение и группировка в распределительной коробке проводов от патронов и переключателей (используем монтажные кабельные стяжки);
второй - подготовка проводов к соединению (зачистка жил проводов от изоляции, снятие оксидной плёнки) и их соединение между собой;
третий - подключение распределительной коробки к элементам цепи.
Для выполнения этой задачи вам соответственно потребуются следующие электромонтажные инструменты и приспособления: клещи для снятия изоляции (монтёрский нож); бокорезы (кусачки);отвёртка шлицевая (крестообразная);шлифовальная шкурка мелкозернистая;
монтажные кабельные стяжки; растворитель.
Обращаю ваше внимание на то, что весь инструмент должен находится в исправном состоянии (иметь изоляционные ручки без трещин и сколов) и применяться строго по назначению.
Одним из условий успешного выполнения практического задания является умение рационально организовывать своё рабочее место и поддерживать на нём порядок в течении всей смены.
(наглядный показ правильного расположения инструментов на рабочем месте).
Выглядеть это должно следующим образом.
Все инструменты, приспособления и расходные материалы должны располагаться на столах в чёткой последовательности, согласно этапам по сборке электрической схемы, а именно:
с правой стороны - клещи для снятия изоляции, кусачки, отвёртки;
с левой стороны -мелкозернистая шкурка, набор кабельных стяжек, ёмкость с растворителем, протирочный материал, цифровой мультиметр, соединительные провода.
В случае, если обучающийся - левша, расположение инструментов и принадлежностей может быть изменено в зеркальном порядке.
320992520447000
3792855343408000 Обучающиеся слушают.
2.6. Пробное выполнение изучаемых трудовых действий обучающимися. Определение и группировка в распределительной коробке проводов от патронов и переключателей (используем монтажные кабельные стяжки);
Подготовка проводов к соединению (зачистка жил проводов от изоляции, снятие оксидной плёнки) и их соединение между собой;
Подключение распределительной коробки к элементам цепи.
Обучающийся выходит к мастеру и раскладывает инструмент и расходные материалы, приступает к выполнению задания.
Обучающиеся смотрят, исправляют характерные ошибки.
2.7. Разбор возможных типичных ошибок, дефектов, видов брака,
мер их предупреждения и устранения. Рассмотрим типичные ошибки встречающиеся при сборке электрической схемы:
1. Длина проводов при выходе из распределительной коробки слишком большая (более 90 мм);
Вопрос группе: «Что может повлечь за собой такое нарушение?»
Ответ: «Перерасход материала. Неправильная укладка проводов в распределительной коробке. Возможность излишнего перекрещивания проводов между собой».
2. Длина проводов при выходе из распределительной коробки слишком мала (менее 90 мм);
Вопрос группе: «Чем нежелательна такая ошибка?»
Ответ:«Отсутствие возможности повторного соединения проводов».
3. Вырез на подвижном ноже клещей для снятия изоляции не соответствует сечению провода;
Вопрос группе: «Что произойдёт в таком случае?»
Ответ: «Либо изоляция не снимется вообще, либо будет повреждена токонесущая жила путём надреза и в последствии надломана».
4. Неправильное подсоединение токонесущей жилы к винтовому зажиму электрооборудования в результате:
а) малой длины снятой изоляции провода;
б) большой длины снятой изоляции.
Вопрос группе: «В чём нарушение?»
Оттвет:«Вероятность попадания под прижимную шайбу винтового зажима зачищенной жилы вместе с изоляцией провода. Как результат - отсутствие контакта или плохой контакт (нагрев провода, падение напряжения).
Вероятность соприкосновения зачищенной жилы с соседней жилой, нетоковедущими металлическими частями оборудования или конструкции, что может привести к короткому замыканию».
5. При установке ламп в патроны и проверке работоспособности электросхемы отсутствует свечение ламп;
Вопрос группе: «Объясните причину?»
Ответ:Отсутствие контакта между цоколем лампы и пружинным контактом патрона, в результате залипания контакта».
6. Невнимательность обучающегося при чтении и сборке электрической схемы».
Вопрос группе: «Что может повлечь за собой такое нарушение?»
Ответ:«Нарушение технологии сборки электрической схемы, её неправильное функционирование или отсутствие функционирования в целом. Вся подгруппа, принимает участие в обсуждении, возможных дефектов и обсуждают ошибки.
Вся подгруппа, принимает участие в обсуждении, возможных дефектов и обсуждают ошибки.
2.8. Закрепление пройденного материала.
Проверка усвоения обучающимися материала вводного инструктирования. Обучающиеся заполняют зачетное задание.
Опрос по изложенному материалу.
Ребята, в заключение вводного инструктажа вам предстоит закрепить полученный сегодня новый учебный материал.
Приступайте к заданию.
Не забудьте указать свою фамилию и имя и по завершении работы сдайте выполненное задание мастеру для его оценки. Выдать обучающимся задание на смену:
сборка электрической схемы управления освещением с трех мест.
Сообщить обучающимся норму времени на выполнение практического задания:
4 часа 45 минут.
Прокомментировать критерии оценок:
организация рабочего места;
умение пользоваться электромонтажным инструментом;
соблюдение правил техники безопасности;
соблюдение технологического процесса. Обучающиеся слушают
III. Текущий инструктаж (4 часа 45 минут)
3.1.
3.2.
Инструктаж будет проводится в два этапа – индивидуальный текущий инструктаж и коллективный инструктаж.
Коллективный текущий инструктаж проводится по необходимости в том случае, когда обучающиеся допускают одну и ту же ошибку.
Целевые обходы по рабочим местам обучающихся:
(первый обход)
Проверить организацию и содержание рабочих мест и умение поддерживать его в должном порядке (особое внимание обратить на расположение инструмента, приспособлений и электромонтажного инструменты на рабочем месте);
(второй обход)
Проверить работу учащихся на рабочих местах (правильность выполнения приёмов по сборке схемы, умение пользоваться электромонтажным инструментом), обратить внимание на обучающихся, нуждающихся в практической помощи;
(третий обход)
Проверить правильность соблюдения технологической последовательности выполнения задания, обратить внимание на соответствие временных режимов;
(четвёртый обход)
Проверить правильность ведения самоконтроля и соблюдение технических условий работы (обратить особое внимание на соблюдение правил техники безопасности);
(пятый обход)
Провести приёмку и оценку выполненных работ. Наиболее преуспевающим обучающимся выдать дополнительное задание.
Обучающиеся подготавливают рабочее место для выполнения практического задания.
Самостоятельное определение технологической последовательности и способов выполнения задания. Обучающиеся выполняют практическое задание по сборке электрической схемы.
Обучающиеся выполняют практическое задание по сборке электрической схемы. Накопление профессионального опыта и совершенствования мастерства.Обучающиеся предоставляют мастеру выполненную работу, согласно инструкционным картам.
IV. Заключительный инструктаж(30 минут)
4.1. Подвести итоги занятия производственного обучения.
Проверить качество усвоения обучающимися данного материала.
Выставить и прокомментировать оценки обучающимся по пройденной теме.
Указать на допущенные ошибки при выполнении работы, разобрать причины их возникновения.
Показать лучшие работы и работы, выполненные с браком. Обучающиеся слушают комментарии мастера о своих работах, получают оценки и домашнее задание.
4.2. Сообщить тему следующего урока. Обучающиеся слушают
Проверочная работа по теме «Электромонтажные работы».
Домашнее задание:
Заполнение отчета по учебной практике. Мастер производственного обучения: Сонникова Наталья Николаевна
Рейтинговый лист студентов урока производственного обучения по теме:
«Сборка схемы освещения однокомнатной квартиры».
№ п/п
Фамилия, имя обучающихся.
Самостоятельная работа обучающихся (тест) Организация рабочего
места Соблюдение ТБ Норма времени
20 минут Определение (прозвонка) проводов от патронов, переключателей, розеток. Укладка проводов в распределительной коробке.
Подготовка проводов к соединению (зачистка жил проводов от изоляции, снятие оксидной плёнки) и их соединение между собой. Подключение проводов из распределительной коробки к элементам цепи. Включение схемы в сеть
Количество баллов Оценка за урок в целом
Максимальное количество баллов 10 10 10 10 10 10 10 10 20 100 -
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 100 баллов – "отлично", 90 баллов – "хорошо", 70-89 баллов – "удовлетворительно", 69 и менее баллов – «неудовлетворительно».
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
выполнения учебно-производственного задания по теме
«Сборка схемы освещения однокомнатной квартиры».
Виды операций. Максимальное количество баллов. За что снимаются баллы.
Соблюдение правил ТБ. Без замечаний.
10 баллов Инструмент используется не по назначению - 2 балла. Использование неисправного инструмента - 5 баллов.
Организация рабочего места. Без замечаний.
10 баллов Инструмент расположен с нарушением требований- 3 балла. На рабочем месте имеется лишний инструмент-2 балла.
Норма времени. Уложился в норму времени.
10 баллов Выполнил с запозданием на 10 мин - 2 балла. Выполнил с запозданием на 20 мин - 4 балла.
Определение (прозвонка) проводов от патронов, переключателей, розеток.
Правильно определены все провода.
10 баллов Не правильное определение (прозвонка) проводов.
5 баллов.
Укладка проводов в распределительной коробке.
Провода в распределительной колодке уложены, согласно требованиям.
10 баллов. Перерасход материала. Неправильная укладка проводов в распределительной коробке. Возможность излишнего перекрещивания проводов между собой.
3 балла
Отсутствие возможности повторного соединения проводов.
3 балла
Подготовка проводов к соединению (зачистка жил проводов от изоляции, снятие оксидной плёнки) и их соединение между собой. Удаление изоляции на концах проводов различных сечений выполнено верно, без повреждения жил проводов, согласно заданным размерам.
10 баллов. Зачищенные провода не соответствует заданным размерам.
3 балла.
При снятии изоляции повреждены жилы проводов
5 баллов.
Подключение проводов из распределительной коробки к элементам цепи. Правильное подключение проводов к элементам измерительной цепи.
10 баллов. Отсутствие контакта или плохой контакт (нагрев провода, падение напряжения).
Вероятность соприкосновения зачищенной жилы с соседней жилой, нетоковедущими металлическими частями оборудования или конструкции, что может привести к короткому замыканию.
Отсутствие контакта между цоколем лампы и пружинным контактом патрона, в результате залипания контакта.
Включение схемы в цепь. Схема собрана правильно.
20 баллов. Нарушение технологии сборки электрической схемы, её неправильное функционирование или отсутствие функционирования в целом.