Комплексная работа — как новый вид диагностических работ в условиях реализации ФГОС.


Комплексная работа – как новый вид диагностических работ в условиях реализации ФГОС.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения. В практику работы начальной школы введён новый вид диагностических работ – комплексная контрольная работа.
Проведение итоговой комплексной работы позволяет установить степень соответствия подготовки учащихся образовательного учреждения требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру. Работа охватывает две основные междисциплинарные программы: «Чтение: работа с информацией» и «Программу формирования универсальных учебных действий».
В соответствии со стандартами второго поколения задания комплексных работ ориентированы не только на проверку освоения отдельных знаний, но и на оценку способности учащихся начальных классов решать учебные и практические задачи на основе полученных знаний, сформированных умений и универсальных учебных действий.
Все комплексные работы имеют схожую структуру и строятся на основе текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.
Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.
Задания основной части направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как “учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно”. Поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований ФГОС. 
Задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно и выполняются учащимися только на добровольной основе. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом для дополнительного поощрения ребенка.
В работе используются разнообразные формы и типы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:
- с выбором одного или нескольких правильных ответов;
- на установление последовательности и соответствия;
- со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведённом месте);
- со свободным развёрнутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за выполнение всех заданий.
Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.
Принятый минимальный критерий оценки освоения учебного материала находится в пределах от 50% до 70% от максимального итогового балла. Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Работа проверяется учителем в соответствии с приложенными к каждому варианту верными ответами и ключами оценивания. Баллы, полученные учеником, не переводятся в отметки. Фиксация результатов проводится по уровням: ниже базового уровня, базовый, повышенный.
Для учителя и родителей результаты комплексной работы позволяют определить, на каком уровне развития находится соответствующее умение ребёнка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении.
При введении нового Федерального государственного образовательного стандарта комплексная работа становятся одним из основных диагностических инструментариев учителя, поэтому введение такого вида работ является обоснованным и актуальным.
Литература:
1. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе. Журнал «Человек и образование», № 1 (38), 2014.
2. Артемьева М. н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников//Сибирский педагогический журнал, 2009, №3