Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Урок литературы в 8 классе.


Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н.Толстого
«После бала».


Цели урока:
1.Показать, как приём контраста помогает раскрыть идею рассказа.
2. Провести работу по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции.
3.Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Основные понятия: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, мораль.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, запись музыки Л..Бетховена и Г.Свиридова, сравнительная таблица, тест.

Ход урока
1.Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Слайд 1-2
На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого «После бала», его историей создания.
Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй». Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы как долг, честь, совесть гуманность.
Слайд 3
Сегодня мы поговорим о том, как освещает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приёмов и средств достигает их выражения.
2.Работа по содержанию текста. (Анализ взаимосвязанных эпизодов, языка и композиции произведения, сопоставление поведения героев.)
- Какое событие описано в рассказе?
(Потрясение героя рассказа от увиденного после бала.)
Слайд 4
В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям, определить, насколько актуален этот рассказ сегодня.
Слайд 5
- Какую особенность композиции вы заметили?
( Рамочная композиция, «рассказ в рассказе».)
- Что мы называем контрастом?
( Противопоставление, антитеза).
-Что построено в рассказе на контрасте?
(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев.)
Слайд 6
Анализ эпизодов
Работа в группах (применение метода диалоговой технологии).
Слайд 7
- Прочитайте ещё раз сцену бала и заполните таблицу.
Чтение эпизода «На балу». (Звучит музыка Г.Свиридова.)
- Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, полковника и Ивана Васильевича?
Слайд 8
Проверка самостоятельной работы обучающихся в группах по заполнению таблицы №1.
Слайд 9
-Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?
(Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.)
- Как чувствует себя Иван Васильевич на балу?
(Доволен, счастлив, добр.)
- Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках?
(Он счастлив, потому что влюблён.)
- Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены?
( Тёплые тона.)
-Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?
(Добро, свет, чистота, мечта, идеал.)
-Прочитаем сцену «После бала» (экзекуции) и посмотрим, какие эпитеты, цветовую гамму использует в ней автор.
Чтение эпизода.
-Заполните таблицу №2.
Слайд 10
Проверка самостоятельной работы обучающихся по заполнению таблицы №2
Слайд 11
- Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода?
( Использование эпитетов, цветовой гаммы.)
Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события.
(Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.)
-Почему автор выбрал одинаковый глагол?
- Как меняется состояние героя рассказа?
(Стыд и ужас.)
-В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича?
(Сцена с полковником.)
-За что полковник бил солдата по лицу?
(За то, что тот слабо ударил татарина.)
- На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене?
( Белую перчатку.)
-Вспомните, что говорил он при избиении?
(«Надо всё по закону».)
Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова «надо всё по закону».
- По какому закону живёт полковник? По какому закону отхлестал солдата?
(По закону военной жизни.)
- Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какие черты проявились в поведении полковника?
(Жестокость.)
- Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным?
(Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)
Мы разобрались, как и почему изменились взгляды Ивана Васильевича. Но что-то открылось герою в то утро ещё. Он нашёл своё место в жизни, потому что один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью. Он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди.
-Каков это закон?
(Божий.)
-В какой день разворачиваются события в рассказе?
(Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.)
- Что означает этот праздник?
(Надо всех простить, покаяться.)
-Какая фраза звучит в памяти героя на протяжении всего Чистого понедельника?
(«Братцы, помилосердуйте!»)
-Что вы понимаете под милосердием?
(Готовность помочь, простить кого – нибудь из сострадания и человеколюбия.)
-Кто услышал мольбы татарина?
(Иван Васильевич и слабый солдат.)
-Какая простая, но важная истина открывается герою рассказа в этот святой день? Как надо учиться жить?
(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)
Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам.
3. Подведение итога урока.
Слайд 12
Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью и определять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях.
Домашнее задание: письменно объяснить название рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Выполнение теста
Тест.
Л.Н.Толстой «После бала».
1. Жанр произведения:
а) очерк,
б) повесть,
в) рассказ.
2.Раскрытию идеи произведения помогает:
а) антитеза,
б) гипербола,
в) олицетворение.
3. Произведение заставляет задуматься о:
а) судьбе полковника;
б) личной ответственности человека за жизнь общества;
в) любви Ивана Васильевича.
4. Тема произведения:
а) рассказ о полковнике;
б) показ николаевской эпохи;
в) повествование о любви Ивана Васильевича.
5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?
а) автор показывает двуличие героя;
б) на балу надел « маску» добропорядочности;
в) полковник выполняет свои обязанности;
г) другие причины.
6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) он утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивление злу насилием»;
б) утверждает мысль о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;
в) понимает необходимость «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».
7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого?
а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности;
б) автор заставляет задуматься о нравственности человека;
в) призывает бороться с произволом.










13PAGE 15


13PAGE 14415




15