Поурочное планирование по курсу Окружающий мир 3 класс Школа России


Календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (68 ч)
№ п\п Тема Планируемые результаты Деятельность учащихся Дата
Личностные
МетапредметныеПредметные Как устроен мир (6 часов)
1 Природа. Значение природы для людей Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Знакомство с учебником.
Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Доказывать, что природа разнообразна. Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.
Классифицировать объекты природы.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 2
Человек.
Наши проекты: «Богатства, отданные людям» Понимать учебную задачу урока и ее выполнять
Находить сходство человека от других объектов живой природы.
Знать ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение.
Оценивать богатсво внутреннего мира человека, работать в паре.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся:
- определять цель проекта,
- распределять обязанности,
-собирать материал в дополнительной литературе.
-презентовать проект,
- оценивать результаты работы. 3 Общество Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Определять место человека в мире.
Характеризовать семью, народ, государство.
Работать в группе.
Уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 4 Что такое экология Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Анализировать текст учебника, прослеживать взаимосвязи.
Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого.
Отличать экологию от других похожих наук. Учиться определять экологические связи.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 5 Природа в опасности. Охрана природы.
Экскурсия. Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Устанавливать причинно-следственные связи между человеком и природой.
Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Сравнивать заповедники и национальные парки.
Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу.
Работать со взрослыми, готовить доклады о заповедниках в своем регионе.
Обсуждать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Запомнить некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Выполнять тесты с выбором ответа.
Адекватно оценивать свои знания. 6 Проверочная работа по теме «Как устроен мир Эта удивительная природа (18 час)
7 Тела, вещества, частицы.» формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
Характеризировать определять понятия: тело, вещество, частица.
Приводить примеры тел, веществ.
Работать в группе, проверять с помощью учебника правильность суждений.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 8 Разнообразие веществ Наблюдать свойства вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами.
Описывать вещества по плану.
Фиксировать результаты исследований в тетрадь.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 9 Воздух и его охрана. Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Анализировать состав и свойства воздуха.
Извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 10 Вода и свойства воды Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Определять основные свойства воды. значение воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.
Понимать и анализировать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.
Проводить мини-исследование об использовании воды в семье. 11 Превращения и круговорот воды Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Анализировать и понимать, как осуществляется круговорот воды в природе. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Сравнивать понятия: испарение, круговорот воды.
Формулировать вывод о причине появления облаков и выпадении дождя.
Рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку. 12 Берегите воду Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду.
Находить и использовать цифровые данные из учебника.
Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.
Интервьюировать взрослых о мерах по охране воды в своем регионе. 13 Что такое почва. Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Обсуждать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов в почве.
Исследовать состав почвы.
Анализировать схему связи почвы и растений.
Обсуждать вопрос о связи живого и неживого в почве.
Характеризовать меры по охране почвы. 14 Разнообразие растений. Растения нашего края..Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Отличать растения одной группы от другой.
Анализировать основную классификацию растений.
Классифицировать растения из предложенного списка.
Приводить примеры с помощью атласа-определителя.
Подготавливать сообщения о растениях. 15 Солнце, растения и мы с вами. Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Понимать и устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека.
Моделировать процессы дыхания и питания растений.
Доказывать, что без растений невозможна жизнь человека и животных.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 16 Размножение и развитие растений.
Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Устанавливать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.
Наблюдать, как распространяются семена деревьев.
Работать с терминологическим словариком.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 17 Охрана растений. Обсуждать и объяснять, почему многие растения становятся редкими.
Понимать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
Оформлять памятку «Берегите растения!»
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 18 Разнообразие животных. Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Классифицировать животных и их групповым признакам. С помощью атласа относить животное к определённой группе.
Работать со словариком.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 19 Кто что ест.
Проект «Разнообразие природы родного края» Характеризовать животных по типу питания. Составлять цепи питания.
Характеризовать защитные приспособления животных и растений.
Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе.
В ходе проекта дети:
-определяют цель и этапы работы,
- распределяют обязанности.
- находят материалы о природе.
- составляют «Книгу природы родного края» 20 Размножение и развитие животных. Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Анализировать способы размножения животных.
Моделировать стадии размножения.
Обсуждать материалы книг.
Рассказывать, как заботятся животные о своем потомстве.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 21 Охрана животных. Актуализировать знания о причинах исчезновения животных. Обсуждать экологические правила, которые должны выполнять люди.
Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животных.
Готовить сообщения о животных.
Создавать книжку- малышку «Береги животных» 22 В царстве грибов. С помощью иллюстраций учебника и атласа различать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.
Моделировать различие грибов-двойников.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 23 Великий круговорот жизни.
Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи. Устанавливать взаимосвязь между ними.
Рассказывать о круговороте веществ на земле.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.
Выполнять тесты с выбором ответа.
Адекватно оценивать свои знания. 24 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Эта удивительная природа» Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)
25 Организм человека принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Актуализировать знания о внутреннем строении организма человека. Моделировать и показывать внутренние органы на модели человека.
Обсуждать взаимосвязи анатомии, физиологии и гигиены.
Практическая работа в паре.
Работа со словариком. 26 Органы чувств Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Актуализировать знания об органах чувств и их значение для человека. Учиться беречь органы чувств.
Формулировать правила гигиены.
Самостоятельно изучать материал и готовить рассказы. 27 Надежная защита организма Характеризовать функции кожи.
Осваивать приемы оказания первой помощи при небольших повреждениях.
Подготовить рассказ о об уходе за кожей.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 28 Опора тела и движение
Характеризовать роль скелета. Показывать основные кости скелета. Раскрывать роль правильной посадки за столом.
Выполнять физкультминутки.
Работать со словарем.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 29 Наше питание.
Проект «Школа кулинаров»
Моделировать строение пищеварительной системы. Обсуждать правила рационального питания.
Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.
Составлять меню здорового питания.
Готовиться к выполнению проекта. 30 Дыхание и кровообращение
Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы.
Обсуждать взаимосвязь данных систем.
Практическая работа в парах: измерение пульса.
Измерение пульса у членов семьи.
Заботиться о своём здоровье.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 31 Умей предупреждать болезни
Характеризовать основные факторы закаливания, учиться закаливать свой организм.
Формулировать правила закаливания.
Составлять памятку.
Регулярно проводить закаливание своего организма.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 32 Здоровый образ жизни. Характеризовать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.
Различать факторы, укрепляющие здоровье. 33 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье» Выполнять тесты с выбором ответа.
Адекватно оценивать свои знания. 34 Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» Выступать с подготовленными сообщениями.
Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и других учащихся. Раздел «Наша безопасность» (7 часов)
35 Огонь, вода и газ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Регулятивные УУД:
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.
Моделировать действия ситуаций в игре, и в виде схем.
Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 36 Чтобы путь был счастливым
Анализировать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Обсуждать предложенные ситуации.
Выполнять тесты с выбором ответа. 37 Дорожные знаки Актуализировать знания о основных дорожных знаков, уметь ориентироваться на дороге.
Моделировать в виде схемы путь от дома до школы.
Работа со словарем.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 38 Проект «Кто нас защищает» В ходе выполнения проекта дети учатся:
- находить информацию,
- интервьюировать сотрудников полиции, ветеранов.
- оформлять собранные материалы.
- презентовать и оценивать результаты 39 Опасные места Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.
Анализировать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.
Составлять схему своего двора с указанием опасных мест.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 40 Природа и наша безопасность. Характеризовать опасности природного характера.
Обсуждать правила безопасности при общении с природой.
Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными.
Отличать гадюку от ежа.
Находить в атласе информацию о ядовитых растениях и грибах. 41 Экологическая безопасность.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность»
Анализировать по схеме цепь загрязнения.
Выполнять правила личной экологической безопасности.
Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) 42 Для чего нужна экономика развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Раскрывать понятие экономика, главную задачу экономики.
Различать товары и услуги.
Характеризовать роль труда.
Прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение недели. 43 Природные богатства и труд людей – основа экономики. Характеризовать основные составляющие экономики.
Раскрывать роль природных богатств.
Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий.
Выяснять роль профессии родителей в экономике. 44 Полезные ископаемые. Анализировать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.
Определять ископаемые с помощью атласа-определителя.
Характеризовать особенности добычи полезных ископаемых.
Готовить сообщения.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 45 Растениеводство Отличать культурные растения от дикорастущих.
Различать культурные растения по атласу- определителю.
Исследовать растение и описать его по плану.
Характеризовать роль выращивания растений.
Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье. 46 Животноводство Характеризовать особенности разведения и содержания домашних животных.
Выявлять взаимосвязь.
Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 47 Какая бывает промышленность. Характеризовать отрасли промышленности. Различать продукцию каждой отрасли промышленности.
Соотносить продукцию и отрасли промышленности.
Характеризовать труд работников промышленности. 48 Проект «Экономика родного края» В ходе проекта дети учатся:
- собирать информацию об экономике края.
- оформлять собранные материалы,
-презентовать и оценивать свою работу. 49 Что такое деньги. Определять роль денег в экономике.
Различать современные российские монеты.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 50 Государственный бюджет Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.
Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства.
Моделировать доходы и расходы в виде математических задач.
Работать со словарем.
Отвечать на итоговые вопросы. 51 Семейный бюджет. Выявлять основы семейного бюджета.
Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья.
Моделировать семейный бюджет.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 52 Экономика и экология.
Характеризовать задачи экологии и две стороны экономики.
Анализировать и составлять простейшие экологические прогнозы.
Раскрывать связь между экономикой и экологией.
Моделировать экологические прогнозы. 53 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика» Выполнять тесты с выбором ответа.
Адекватно оценивать свои знания. Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов)
54 Золотое кольцо России
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
Характеризовать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте.
Прослеживать маршрут путешествия по карте.
Узнавать города по фото.
Моделировать маршрут.
Готовить сообщения о любом городе.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 55 Золотое кольцо России 56 Золотое кольцо России 57 Проект «Музей путешествий» В ходе выполнения проекта дети учатся:
- собирать экспонаты,
- готовить сообщения,
- презентовать свои сообщения. 58 Наши ближайшие соседи Найти государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.
Обсуждать, почему с соседями-государствами нужно иметь дружеские отношения.
Готовить сообщения о странах.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 59 На севере Европы Изучить материал о северных европейских государствах. Уметь показывать их на карте.
Соотносить государства и их флаги.
Составлять вопросы к викторине.
Выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. 60 Что такое Бенилюкс Работа в группах. Самостоятельно изучать материал о странах Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.
Выступать одному из группы.
Составлять вопросы к викторине.
Описывать достопримечательности по фото.
Используя литературу находить интересные факты. 61 В центре Европы Анализировать страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.
Работа в группах.
Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего.
Моделировать достопримечательности из пластилина.
Выяснять, какие товары поступают из стран с Европы.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. 62 По Франции и Великобритании (Франция) Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.
Работа в группах.
Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.
Узнавать и описывать достопримечательности по фото.
Выяснять, какие товары поступают из Франции.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.
Оценивать достижения на уроке. 63 По Франции и Великобритании (Великобритания) Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.
Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.
Узнавать и описывать достопримечательности по фото.
Выяснять, какие товары поступают из Великобритании
Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.
Оценивать достижения на уроке. 64 На юге Европы Анализировать страны, расположенные на юге Европы, уметь показывать их на карте.
Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.
Узнавать и описывать достопримечательности по фото.
Выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.
Составлять вопросы к викторине.
Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.
Оценивать достижения на уроке. 65 По знаменитым местам мира Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.
Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.
Обсуждать цели международного туризма.
Работать с картой.
Описывать изучаемые достопримечательности.
Готовить сообщения о странах из дополнительной литературы. 66 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: « Путешествие по городам и странам» Выполнять тесты с выбором ответа.
Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои и другие выступления. 67
68 Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» Выступать с подготовленными сообщениями.
Обсуждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения.