Поурочное планирование по курсу Окружающий мир 2 класс УМК Школа России
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Тема урока
Кол-во часов
Типурока
Элементы содержания
Требованияк уровню подготовки обучающихся
Характеристика деятельности
Датапроведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
8
9
10
1.
Страна- Россия. Госуд. cимволы. Многонациональность России. Государственный язык.
1
Урок-пу-тешест-
вие
Название нашей планеты – Земля. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, гимн, флаг).
Знать:
- название нашей планеты;
- родной страны и ее столицы;
- региона, где живут учащиеся.Уметь:
- называть свой адрес в мире: плане-та Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира;
- давать устное описание объектов окружающего мира.
Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).
Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию и иллюстрации.
Работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственные границы.
Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.
Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.
Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
04.09
2.
Город, село. Характерные особенности. Занятия жителей города и села. Проект.
1.
Урок-игра
Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села.
Знать, что нас окружает; предметы живой и неживой природы.Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
06.09
3.
Природа. Объекты природного мира и предметы рукотворного мира, их классификация.
1
Открытие новых знаний
Солнце, воздух, вода, растения, животные – окружающая нас природа. Первоначальные представления о живой и неживой природе.
Знать:
- названия времён года;
- основные свойства воздуха и воды;
-общие условия, необходимые для жизни растений и животных.Уметь различать объекты природыи предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы.
11.09
4.
Проверочная работа по теме «Где мы живем» (тест)
1
Групповая работа
Проверка знаний и умений . Формирование адекватной оценки своих достижений.
Знать:
- понятие «явления природы»;
- основные свойства воздуха и воды.Уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы;
- определять признаки сезонных изменений в природе;
Составлять рассказы о природе по иллюстрациям учебника и наблюдениям.
Пересказывать и понимать тексты о природе.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.
Описывать сезонные изменения в природе.
Характеризовать признаки времен года.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
13.09
5
Живая и неживая природа. Признаки и связи живой и неживой природы.
1
Урок-исследо-вание
Что такое окружающий мир. Как человек познаёт общество, природу и самого себя.
18.09
6
Явления живой и неживой природы. Сезонные явления. Термометр.
1
Урок-практикум
Знакомство с различными видами термометров. Правила пользования ими. Уметь измерять и записывать температуру. Опыты с природными объектами, простейшие измерения температуры воздуха и воды.
Знать:
- понятие «температура»;
- правила измерения температуры;
- названия времён года.
Уметь определять температуру воздуха, воды и тела человека;
Проводить измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Наблюдать за изменением температуры при изменении условий.
Описывать проводимые измерения.
20.09
7
Погода и погодные явления. Метеорологические знаки. Народные и научные предсказания погоды.
1
Урок-исследо-вание
Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды
Знать:
- понятие «погода»;
- названия времён года;
- названия осенних месяцев;
- основные свойства воздуха и воды.Уметь:
- отмечать погоду в дневнике наблюдений;
- определять признаки сезонных изменений в природе;
- определять темпе-ратуру воздуха,воды и тела человека
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.
Описывать сезонные изменения в природе.
Характеризовать признаки времен года.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
25.09
8
Экскурсия «Осенние явления в живой и неживой природе»
1
Урок-экскурсия №1.
Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе.
Знать
правила поведения на экскурсии.
Уметь:
- устанавливать связи между сезон-ными изменениями в неживой и живой природе;
- выполнять правила поведения в природе.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.
Описывать сезонные изменения в природе.
Характеризовать признаки времен года.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
27.09
9.
Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.
1
Групповая работа
Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой при-роды, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе.
Знать:
- признаки осени;
- названия осенних месяцев;
- основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе
Описывать сезонные изменения в природе.
Характеризовать признаки времен года.
02.10
10.
Звёзды и созвездия. Зодиак. Урок-презентация.
1
Работа с атласом –определителем
Земля – планета. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Зодиак
Знать:
- понятия «звездное небо»;
- «созвездие». Уметь:
- работать с картой звездного неба;
- использовать при-обретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненно го опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, удовлетворения по-знавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете.
Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.
Работать с готовыми моделями, картой звёздного неба.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения.
04.10
11.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав.
1
Урок-практикум.
Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи живой и неживой природы.
Знать:
- понятия «горная порода» и «минералы»;
- названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала);
- состав гранита.
Уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.
Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.
Различать изученные полезные ископаемые.
Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).
09.10
12.
Воздух, значение воздуха. Охрана чистоты воздуха.
1
Урок-открытие новых знаний.
О чистом воздухе и его необходимости для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами.
Знать:
-основные свойства воздуха и воды;
- общие условия, необходимые дляжизни растений и животных.Уметь:
- определять свойства воздуха;
- определять признаки сезонных изменений в природе;
- определять температуру воздуха.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.
Характеризовать свойства воздуха.
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние.
Измерять температуру воздуха с помощью термометра.
11.10
13.
Вода, её распространение в природе. Значимость воды. Охрана чистоты воды.
1
Урок-открытие новых знаний.
Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Разные состояния воды. Вода в природе. Охрана воды.
Знать,
где используется вода, как и почему она загрязняется.Уметь:
- называть свойства воды;
- роль воды для живой природы;
- называть очистительные сооружения.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Характеризовать свойства воды.
Измерять температуру воды с помощью термометра.
16.10
14.
Виды растений. Лиственные и хвойные. Характеристика, различие.
1
Урок-практикум.
Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения.
Знать:
- чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы;
- лиственные и хвойные деревья;
- 2-3 вида растений, занесённых вКрасную книгу.
Уметь:
- определять растения;
- называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие).
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности).
Определять части цветкового растения.
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).
Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).
18.10
15.
Многообразие животных. Зависимость строения животных от их образа жизни.
1
Урок-исследо-вание
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных.
Знать:
- общие условия, необходимые дляжизни животных;
- особенности внешнего вида животных.
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности).
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние, дикие животные.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
23.10
16.
Связи в природе, между природой и человеком..
1
Урок- проект.
Связь между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей природой.
Знать
Понятие «невидимые нити в природе».
Уметь устанавливать взаимосвязи в природе.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
25.10
17.
Дикорастущие и культурные растения, их различия. Разнообразие культурных растений.
1
Урок-открытие.
Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения.
Знать дикорастущие и культурные растения.
Уметь:
- делить растения на дикорастущие (деревья, кустарники, травы) и культурные (овощные, плодовые, зерновые, декоративные прядильные);
- различать части растений, отображать их на рисунке;
- оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, (на примере своей местности).
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные и дикорастущие растения.
06.11
18.
Дикие и домашние животные, их сходство и различие Значение для человека. Тест.
1
Групповая работа.
Деление на диких и домашних животных. Особенности жизни, питания, ухода, выращивания детёнышей.
Знать:
- общие условия, необходимые дляжизни животных;
- особенности внешнего вида животных и растений;
-особенности ухода за домашнимиживотными;
- меры безопасности при общении сживотными.
Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера- меры безопасности при общении сживотными.
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние и дикие животные.
08.11
19.
Комнатные растения. Их роль в жизни человека. Уход за комнатными растениями.
1
Урок-практикум.
Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения.
Знать
особенности выращивания комнатных растений.Уметь выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).
Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).
13.11
20.
Обитатели живого уголка. Особенности ухода.
1
Урок-проект
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных.
Знать:
- представителей живого уголка;
- правила ухода за животными живо-го уголка.
Уметь
правильно ухаживать за животными живого уголка
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.
15.11
21.
Кошки и собаки. Породы. Уход. Ответственность. Роль кошек и собак в жизни человека.
1
Урок-практикум.
Ответственность за животных, бережное отношение к ним. Наиболее распро-странённые породы кошек и собак. Отработка приёмов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Знать:
- породы кошек и собак;
- правила ухода за животными живого уголка.
Уметь:
- называть редкие породы кошек исобак;
-характеризовать условия жизникошек и собак.
Рассказывать правила ухода за животными живого уголка.
Характеризовать условия жизникошек и собак.
20.11
22.
Красная книга. Необходимость её создания.
1
Урок-проект
Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.
Знать:
- историю создания Красной книги;
- 2-3 вида рас-тений и животных, занесённых в Красную книгу.Выполнять
правила поведения вприроде
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).
22.11
23.
Работа над проектом « Красная книга». Правила поведения в природе.
1
Урок-конференция
Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.
Знать
2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу.Уметь:
- объяснять экологические знаки;
- выполнять правила поведения вприроде.
Приводить примеры зависимости удов-летворения потребностей людей от природы.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
27.11
24.
Проверочная работа по теме « Природа» Тест
1
Проверка знаний
Проверка знаний и умений , формирование адекватной оценки своих достижений
29.11
25.
Экономика и её составные части. Экономика Костромской области. Деньги.
1
Урок-открытие новых знаний
Человек – член общества. Составные части экономики. Деньги. Современные деньги разных стран.
Знать:
- понятие «экономика»;
- названия строительных машин;
- примеры различных видов транс-порта;
- составные части экономики;
- названия товаров.
Иметь первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах.
Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей.
Характеризовать составные части экономики
Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
Анализировать ситуации использования различных денежных единиц.
04.12
26.
Производственные процессы. Добыча сырья в природе .Изготовление и получение продукции.
1
Урок-исследо-вание
Это всё из глины. Как рождается книга? Как делают шерстяные вещи? Чудеса из глины. Как дерево стало бумагой.
Знать:
материалы и объекты труда;
- составные части экономики;
- названия товаров;
- названия профессий.
Уметь определять материалы, из которых изготовлены товары.
Анализировать материалы и продукты труда.
Классифицировать и группировать материалы и товары, которые из них сделаны.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения.
06.12
27.
Представление о технологии строительства. Виды строительной техники.
1
Урок-наблюде-ние
Этапы строительства дома. Названия профессий и строительных машин. Строительство в городе и селе.
Знать:
материалы и объекты труда;
- составные части экономики;
- названия товаров;
- названия профессий.
Уметь определять материалы, из которых изготовлены товары.
Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время строительства.
Называть строительные профессии и характеризовать деятельность людей.
11.12
28.
Виды транспорта. История развития транспорта.
1
Урок-игра
Человек – член общества. Понятие «транспорт». Виды транспорта: наземный, подземный, пассажирский, воздушный, водный, грузовой, специальный, личный, общественный. Как человек научился плавать и летать.
Знать:
- понятие «транспорт»;
- виды транспорта.
Уметь приводить примеры различных видов транспорта
Приводить примеры
различных видов транспорта.
Характеризовать и описывать их деятельность.
13.12
29.
Культура и образование, их роль в жизни человека и общества.
1
Учебная игра
Понятие о культурных и образовательных учреждениях. Названия профессий в сфере культуры и образования.
Знать:
- понятия «культура», «образование», «культурное учреждение»,«образовательное учреждение»;
- названия профессий.
Уметь называть профессии в сфереобразования и культуры.
Участвовать в учебной игре, связанной со знакомством с профессиями в сфере кул