Поурочное планирование курса Обществознание в социально-экономическом классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, и с учетом авторской программы А. Ф. Никитина (Никитин А. Ф. Обществознание. Право. 10-11 классы. М., Дрофа, 2013г.).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Предлагаемая рабочая программа предполагает использование учебника Обществознание. 10-11 класс. (под ред. А. Ф. Никитина, М., Просвещение, 2014г.) и рассчитана на 105 часов при 3-х часовой учебной нагрузке в неделю.
Методический аппарат учебника, выдержки из документов, научной и научно-популярной литературы, задания для самостоятельной работы, темы для рефератов, сообщений, дискуссий помогут учителю организовать эффективную работу на уроке.
Полноценной организации обучения призваны способствовать средства наглядности, аудио и видеоматериалы, компьютерные средства обучения, соответствующие содержанию курса.
В основе курса обществознания в 10 классе лежат проблемы сущности человека, духовного мира личности, социальной структуры и общественных отношений.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную формы работы учащихся через исследовательскую, самостоятельную, дискуссионную, информационную, проектную, игровую, творческую деятельность. Предполагается проведение разных видов уроков: лекция, семинар, конференция, проблемная и эвристическая беседы, ролевая и деловая игра, практикум, лабораторный урок, урок-исследование и другие, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию их личности, познавательных и созидательных способностей.
Общая характеристика курса
Обществознание как учебный предмет включает основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, политологии, экономики и правоведения), сосредоточиваясь на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса является то, что общественные науки рассматриваются не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Таким образом, обществознание позволяет сформировать у учащихся целостную картину социального мира. Курс «Обществознание» занимает особое место среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе. Его особенность заключается в том, что этот курс не наука или раздел в системе научного знания, а учебная дисциплина, призванная познакомить школьников и с основами жизни общества, и ввести в комплекс социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах.
Обществознание знакомит учащихся с целостной картиной общественной жизни, рассматривая все ее компоненты. Поэтому содержание курса включает широкий круг тем — от философии до политологии, от социологии до этики и эстетики. Обществознание призвано расширить горизонт восприятия окружающего мира. При этом оно закладывает начала теоретического мышления, учит способности мыслить. Благодаря формированию теоретического мышления учащиеся смогут не только получить знания на уроке, но и развить способность приобретать новые знания самостоятельно.
Таким образом, для обществознания как школьного предмета характерны:
направленность на теоретическое обобщение учебного материала;
интегрированный характер, особая, по сравнению с другими школьными дисциплинами, направленность на межпредметные связи;
дискуссионный характер;
практико-ориентированный характер;
необходимость привлечения материалов современной жизни.
Важная содержательная и дидактическая особенность курса — распределение учебного материала с выделением основных блоков-модулей. В начале даются интегративные разделы, касающиеся проблем человека, характеристики общества, его духовной сферы. Далее следуют три монолитных блока-модуля: политика, экономика, право. Таким образом, в учебнике выдержан дидактический принцип: от интегративности организации материала на начальных этапах к модульному расположению на заключительной стадии обучения обществознанию.
Цели изучения обществознания
• Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
формирование навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
формирование умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли я-личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
•владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Результаты освоения содержания курса
Личностными результатами выпускников средней (полной) школы, формируемыми при изучении содержания курса «Обществознание», должны стать:
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов;
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты изучения курса «Обществознание» выпускниками основной школы проявляются в:
умении самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владении навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умении определять назначение и функции различных социальных институтов;
умении самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владении языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
•владении навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоения учебного предмета «Обществознание» должны стать:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 класс (профильный уровень, 105 часов)
Тема I. Человек. Познание
Бытие человека. Природа, сущность и происхождение человека. Религиозный и научный взгляды. Природное и общественное в человеке. Индивид и личность. Человек — существо духовное. Становление человека. Взаимосвязь свободы и ответственности личности.
Деятельность в жизни человека. Что такое деятельность? Виды деятельности: игра, общение, учение, труд. Практическая и теоретическая деятельность. Созидательная и разрушительная деятельность. Структура деятельности: субъект и объект деятельности. Мотивы деятельности. Роль потребностей, интересов и способностей в человеческой деятельности. Соотношение свободы и деятельности человека. Воля. Импульсивность.
Смысл жизни. В чем заключается смысл жизни? Нравственный выбор. Смысл жизни и социализация. Институционализированная (целенаправленная) и спонтанная социализация.
Сознание, познание, знание. Три формы сознания — индивидуальное, групповое и общественное. Самосознание. Рефлексия и самооценка. Знание как результат познания. Процесс познания. Ощущения и восприятия. Память. Мышление. Обобщение. Анализ, синтез и сравнение. Понятия, суждения и умозаключения. Мышление и речь. Моделирование. Уровни познания: эмпирический и теоретический. Интуиция.
Научное познание. Формы человеческого знания. Истина и ее критерии. Научное познание. Социальное познание.
Тема II. Общество
Что такое общество? Общество: основные подходы к определению понятия. Взаимосвязь природы и общества. Окружающая среда: естественная и искусственная. Подсистемы общества — сферы общественной жизни. Социальные институты. Общество и государство: сходство и различия. Типология обществ. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество. Тип современного российского общества.
Как развивается общество? Исторический процесс и его участники. Роль народных масс и личности в истории. Понятие общественного прогресса. Регресс. Деградация. «Принцип маятника» в историческом развитии. Причины общественного развития. Социальные инстинкты. Есть ли у истории конец? Критерии общественного прогресса. Социальный прогресс и социальные революции. Социальная эволюция.
Общественные отношения. Виды общественных отношений. Социокультурные, политические и производственные отношения. Социальная мобильность. Социальный статус и социальная стратификация. Виды социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Индивидуальная и групповая мобильность. Социальные конфликты. Общественные отношения в современной России. Социальные общности и их виды. Стадии социального конфликта. Методы разрешения конфликтных ситуаций.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Понятие социальной нормы. Источники и характеристики социальной нормы. Виды социальных норм. Моральные нормы. Традиции, обычаи, ритуалы. Правовые нормы, их отличие от других норм. Способы регулирования общественных отношений посредством социальных норм. Санкции. Отклоняющееся поведение, его факторы. Отличие моральных норм от правовых. Функции социальной нормы. Способы нормативного регулирования социальных отношений: дозволение, предписание, запрет.
Многообразие социальных групп. Понятие социальной группы. Социальная структура общества и социальные группы. Малая группа. Классы и классовый подход. Классификации социальных групп. Групповое сознание. Молодежь как социальная группа. Семья как малая группа и социальный институт. Неполные семьи. Обострение демографической ситуации. Люмпены и маргиналы. Социальная страта. Возрастная стратификация и молодежь. Семейные правоотношения.
Национальные отношения. Понятие этноса (этнической общности). Этнос и народ. Субэтносы, метаэтносы. Типы этносов: племя, народность, нация. Межнациональное сотрудничество. Национальные и многонациональные государства. Принципы национальной политики в Российской Федерации. Проблемы федерализма и межнациональные отношения. Межнациональные отношения в России. Этносоциальные конфликты, их причины и способы предотвращения. Культурно-поведенческие стереотипы. Национальное самосознание. Соборность. Федерализм и национальные отношения. Конституционные принципы национальной политики Российской Федерации.
Глобальные проблемы человечества. Общая характеристика глобальных проблем. Проблема сохранения мира. Экологическая проблема. Преодоление отсталости слаборазвитых стран мира. Демографическая проблема и нелегальная иммиграция. Борьба с терроризмом. Развитие идей о мире. Проблемы «пирамидальной модели глобализации».
Тема III. Культура. Мораль. Духовность
Духовная жизнь человека и общества. Понятие духовности. Духовная культура. Искусство — центральное звено духовной культуры. Общественные функции искусства.
Культура. Цивилизация. Четыре смысла слова «культура». Материальная и духовная культура. Элитарная, народная, массовая культура. Цивилизация и культура. Мировоззрение как выражение культуры человека. Типы мировоззрения.
Мораль. Мораль и нравственность. Этика. Основные подходы к вопросу о происхождении морали: теологический, натуралистический, социологический, культурологический. «Золотое правило» нравственности. Принцип моральной автономии личности. Гуманизм. Моральные ценности. Нравственные идеалы. Мораль и право. Добро и зло. Понятие добродетели. Нравственная культура личности. Этапы формирования нравственной культуры личности.
Религия. Вера. Вера как психологическое явление. Соотношение веры и знания. Религия как часть духовной культуры. Функции религии. Многообразие религий. Атеистические, теократические и светские государства. Веротерпимость и свобода совести.
Наука. Классификация наук. Науки о природе (естественные науки), науки об обществе (гуманитарные и социальные науки), науки о познании и мышлении (логика, гносеология, диалектика), технические науки и математика. Место философии в науке. Фундаментальные и прикладные науки. Междисциплинарные исследования. Научная картина мира, ее развитие. Роль науки в и морали. Наука и мораль — социальная ответственность ученого. Положение науки в России.
Образование. Роль образования в жизни человека и общества. Функции образования. Общие тенденции в условиях глобализации: интернационализация, информатизация, непрерывность, гуманизация и гуманитаризация образования. Система образования в России. Образование и культура. Самообразование.
Тема IV. Политика
Политические отношения. Власть и политика. Легитимность власти. Субъект и объект власти, ее источники, ресурсы и функции. Виды политической власти. Отличительные признаки политической власти. Государственная и общественная власть, ее признаки. Политическая система общества. Политическая культура. Политическая система современной России.
Государство. Государство — центральный институт политической системы. Основные теории происхождения государства. Сущность и типология государств. Внутренние и внешние функции государства. Формы правления. Формы территориально-государственного устройства. Правовое государство, его признаки. Социальное государство.
Современные политические режимы. Понятие политического режима. Демократия, значение понятия. Формы демократии. Тоталитаризм и авторитаризм. Существуют ли политические режимы в чистом виде?
Становление демократического государства в современной России. Политико-правовая культура россиян. Переход от тоталитаризма к демократии: проблемы и перспективы. Роль политической элиты в трансформации политического режима.
Гражданское общество. Сущность и предпосылки формирования гражданского общества. Структура гражданского общества. Взаимоотношения гражданского общества и государства. Гражданин, гражданственность, гражданство. Современное гражданство: «принцип крови» и «принцип почвы». Натурализация. Двойное гражданство. Политические партии. Основные характеристики политической партии. Типология партий. Противодействие политическому экстремизму. Политический плюрализм. Партийная система современной России. Политическое участие. Политическое поведение. Поведение политических лидеров.
Итоговое повторение – 4 часа
Тематическое планирование
№ тема Количество
часов Форма контроля
1. Человек. Познание 26 Зачет, устный опрос, выполнение рефератов, тестирование
2. Общество 29 Зачет, тестирование, выполнение эссе
3. Культура. Мораль. Духовность 26 Зачет, Тестирование, выполнение части В и А вариантов ЕГЭ, выполнение рефератов, сообщений
4. Политика 24 Зачет, терминологический диктант, тестирование
ИТОГ 105 ЧАСОВ Поурочное планирование (профильный уровень) (105 часов)
№ Тема урока Кол-во
часов Тип
урока Элементы
содержания Требования
к уровню подготовки Вид
контроля Элементы
Дополнительного
содержания Домашнее задание
Раздел I. ЧЕЛОВЕК. ПОЗНАНИЕ
1-2 Человек, люди, общество 3 1) Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.
2) Расширение и закрепление знаний. Семинар Обзор содержания курса обществознания в 10-11 Классах.
Представления о происхождении
человека
и общества.
Человек -
духовное,
социальное и биологическое существо. Социальное познание. Цели изучения общества в старшей школе Знать: особенности курса обществознания в 10-11 классах и его связи с курсом
обществознания в 8-9 классах;
цели изучения общества в старшей школе; представления о происхождении человека и
общества (религиозные, биологические);
какие науки изучают человека; духовная, социальная и физическая (телесная, биологическая) жизнь человека, ведущая роль
духовного начала; особенности социального познания; понятия: личность, индивид, индивидуальность; зрелость физическая социальная, духовная; социальное познание.
Уметь: работать с таблицей, схемой, определять отличия личности от индивида; комментировать цели обществоведческого образования, высказывать личные суждения об их относительной значимости; обсуждать проблемные вопросы, анализировать Беседа, таблица «Религиозное
и эволюционное представления
о происхождении
человека и общества», схема
«Модель
человечества»;
проблемные вопросы, анализ мнений, работа с материалами СМИ и Интернет-ресурсами
Человек, его сущность
и качества (по
различным философским и
религиозным
учениям)
§ 1, вопросы, с. 13-14; рефераты на темы:
«Науки, изучающие человека», «Личность как
субъект общественной жизни», «Кто из
известных людей был человек духовный?»; опережающее задание - проект по теме «Человек. Познание»
(тема проекта сформулирована
самостоятельно)
3-4 Деятельность
в жизни
человека 3 1)Изучение нового
материала.
Лекция
с элементами самостоятельной групповой работы.
2) Применение знаний. Семинар
Деятельность
в жизни чело-
века. Виды
и структура
деятельности.
Роль потребностей, интересов и способностей
в человеческой
деятельности.
Свобода и деятельность человека
Знать: что такое деятельность; какую роль в жизни человека и общества играет
деятельность; виды деятельности: труд,
игра и др.; структура деятельности; понятия: интересы, потребности, способности, воля, мотивы, предпочтения, деятельность.
Уметь: работать с текстом учебника, конспектировать основные понятия; составлять таблицу; самостоятельно работать
в группах над выполнением проблемных заданий; описывать основные социальные объекты, человека как социально деятельное существо Беседа, работа с текстом, самостоятельная
групповая
работа, проблемные
задания,
конспектирование понятий, таблица
«Жизнь
человека
в обществе:
понятия»
Взаимосвязь видов деятельности
§ 2, проблемы и аспекты;
реферат «Какая
деятельность
предпочтительнее для человека выгодная или интересная?»
5-6 Смысл жизни 3 1)Изучение нового
материала.
Лекция с элементами беседы.
2) Применение знаний, их
расширение и закрепление
В чем заключается смысл
жизни?
Смысл жизни
и цель жизни
Нравственный выбор.
Соотношение
смысла и цели жизни
Знать, в чем заключается смысл жизни;
как соотносятся смысл жизни и цель жизни; что такое нравственный выбор; проблема смысла жизни человека; понятия:
нравственный выбор, смысл жизни.
Уметь: участвовать в психологическом
эксперименте «Ваше понимание счастья»; писать эссе; анализировать суждения;
комментировать высказывания, афоризмы; высказывать свое мнение; готовить
сообщения; самостоятельно выполнять задания; приводить примеры из литературных произведений, личного опыта; работать со схемой Беседа, анализ суждений, комментирование афоризмов, высказываний,
схема «Модель человечества»,
психологический эксперимент
С. 27-29, реферат «Счастье есть удовольствие без
раскаяния»
(Л. Толстой),
эссе «Главные
жизненные
цели. Смысл
жизни»
7-8 Личность в общественной жизни 3 1) Изучение нового материала.
Лекция.
2) Расширение и
закрепление знаний. Практикум Социализация
Человека в обществе
Приобщение
к культуре
(инкультурация). Самореализация
Личности в обществе
Проблема смысла жизни человека. Факторы социализации
Социализация в
подростковом
возрасте
Знать: что такое социализация человека в обществе; приобщение к культуре (инкультурация); самореализация личности в обществе; понятия: социализация; факторы социализации; особенности и трудности социализации в старшем подростковом возрасте; конформизм, конформность; инкультурация; типы, объем, уровни инкультурации (актуальная, поколенная, родовая); гражданство и гражданственность; призвание; жизненные цели; самореализация; смысл жизни.
Уметь: определять, как связаны смысл жизни и социализация; выяснять, почему термин «социализация» редко используется; анализировать суждения; комментировать высказывания, афоризмы; высказывать свое мнение; готовить сообщения, работать с различными источниками информации; самостоятельно выполнять задания; приводить примеры из литературных произведений, личного опыта; работать со схемой Схема «Модель человечества»,
психологический эксперимент,
эссе, проблемные
задания, словарик
темы, работа с различными источниками
материалами
СМИ и
Интернет-
ресурсами
С. 25-29, эссе
«Призвание
человечества
(на примере
конкретной
биографии
деятеля отечественной истории и культуры)»
9-10 Сознание, познание, знание 3 1)Изучение нового
материала
Лекция
с элементами самостоятельной работы и беседы.
2) Применение знаний. Семинар
Сущность
и процесс познания. Познание и сознание. Самосознание самопознание самовоспитание. Виды
и направления познания
Познание
и знание.
Речь. Многообразие путей познания
Знать: что такое сознание и какова его природа; что такое познание; какие психические процессы составляют процесс познания; уровни познания; роль мышления в процессе познания; понятия: проблема познаваемости мира, познание; сознание, состояния сознания; самосознание;
самопознание; мышление; анализ, синтез, сравнение, понятие, суждение, умозаключение, речь.
Уметь: решать проблемные задачи; анализировать; структурировать учебный материал графически; объяснять смысл понятий; готовить сообщения; работать с материалами СМИ и Интернет-ресурсами Беседа, обсуждение
проблемных
вопросов, сообщения,
работа с материалами
СМИ и Интернет-ресурсами,
упражнение
на самопознание
Психофизиология сознания, мышления, познания
§ 4, рефераты
на темы:
«Многообразие путей познания», «Знание и вера»,
«Опыт самопознания человека в религиозной культуре
православное
христианство,
ислам, буддизм и другие (по
выбору)»
11-12 Мышление 3 1)Изучение нового
материала.
Лекция.
2) Проверка знаний
и умений.
Семинар
Сущность
и процесс
мышления.
Формы мышления. Основные логические операции. Виды
мышления.
Критическое
мышление.
Научное мышление
и современный человек
Знать: сущность и процесс мышления; формы мышления; основные логические операции; виды мышления; критическое
мышление; понятия: мышление, формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, индукция и дедукция; логика; основные логические операции: сравнение,
анализ, синтез, абстракция и обобщение; виды мышления; творческое мышление;
критическое мышление.
Уметь: работать со схемой; обсуждать проблемные вопросы; самостоятельно выполнять задания; составлять логический план-конспект; анализировать; высказывать свое мнение; выполнять психологические упражнения Беседа, проблемные
задания, работа с текстом, схема
«Мышление», план-конспект,
самостоятельная работа, психологические
упражнения
Психология творчества
С. 34-37, вопросы на с. 38;
реферат «Научное мышление, научное
познание, развитие представлений
о мире в науке»
13-14 Научное познание 3 1)Изучение нового материала.
Лекция.
2) Проверка знаний и умений.
Семинар
Формы человеческого
знания. Истина и ее критерии. Научное
познание.
Социальное познание.
Мировоззрение. Особенности научного познания
Знать: какие существуют формы человеческого знания; что такое истина и каковы ее критерии; чем научное познание отличается от других форм познания окружающего мира; какие науки осуществляют социальное познание; в чем сложность постижения социальной действительности; понятия: истина, научное познание,
социальное познание, гипотеза, концепция, теория, метод.
Уметь: работать с текстом учебника; давать определения понятий; обсуждать мнения, суждения, факты; высказывать
свое мнение; готовить сообщения Беседа, проблемные
вопросы,
обсуждение
мнений,
фактов, сообщения,
работа с текстом
учебника
Как развивался
Процесс познания
общества?
Вопросы,
с. 47-48; рефераты «Чувственное и рациональное
познание»,
«Науки, изучающие общество»
15-16 Свобода и ответственность 3 1. Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы
2. Изучение нового материала. Беседа Свобода и ответственность в жизни человека и общества. Учение о свободе в духовной культуре. Регуляторы свободы. Свобода и творчество Знать: свобода и ответственность в жизни человека и общества; учения о свободе в духовной культуре; регуляторы свободы; свобода и творчество; понятия: свобода, ответственность, совесть, самовыражение, творчество.
Уметь: индивидуально работать с заданиями и коллективно их обсуждать; анализировать; высказывать свое мнение;
структурировать учебный материал в виде тезисного плана Беседа, индивидуальные задания, анализ
суждений, проблемные
вопросы, задания, тезисный план
1) Тезисы
в тетради, понятия;
2)вопросы
на с. 48; подготовиться
к урокам повторения
и контроля
знаний; ранее
написанные
сообщения
17-18 Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек. Познание» 2 1) Повторение и
Контроль знаний
(ученическая конференция).
2) Повторение
и контроль
знаний.
Практикум
Что такое личность? Роль
деятельности
в жизни человека и общества. Нравственный вы-
бор, его осуществление.
Почему люди
с таким трудом осознают смысл своей жизни? Роль
мышления и речи в процессе познания. Истина и ее критерии
Знать: основные вопросы и понятия темы: особенности социального познания;
что такое деятельность, виды деятельности; что такое нравственный выбор, социализация личности; что такое сознание и познание; сущность и процесс мышления; что такое истина и ее критерии.
Уметь: презентовать и обсуждать доклады, сообщения, проекты, другие творческие работы; решать проблемные задания, письменно (самостоятельно) отвечать
на вопросы; выполнять тестовые задания Беседа, сообщения,
Проблемные задания,
тесты
Повторить понятия, основные вопросы темы
РАЗДЕЛ II ОБЩЕСТВО
19-20 Общество и природа 3 Изучение нового материала. Лекция.
Закрепление знаний. конференция Взаимосвязь
Природы и общества.
Экология
и экологическая безопасность общества. Природа
и общество в России. Глобальные
экологические проблемы. Охрана
природы.
Экологическая культура
Знать: взаимосвязь природы и общества; что такое экология и экологическая безопасность общества; природа и общество в
России; особенности природы России; понятия: природа; охрана природы; экология; экологическая культура; природные бедствия, их виды; глобальные экологические проблемы; экологическое законодательство, экологическая экспертиза; экологическая безопасность общества.
Уметь: работать с текстом учебника, делать выводы; работая с различными источниками, готовить выступления, доклады; анализировать причины событий, которые приводят к природным бедствиям;
обсуждать экологическую ситуацию в регионе; предлагать направления, способы, средства решения экологических проблем Работа с текстом
учебника, СМИ, Интернет-ресурсами, беседа, проблемные
задания, доклады,
выступления, анализ ситуаций
Архитектурно-
природный заповедник
в России
(по выбору учителя или учащихся)
1) § 6, с. 50-51.
Вопросы 1,2, с. 53; реферат
«Общество и
природа: единство и противоречия»;
2) материалы
по теме «Общество и куль-
тура»; проект
по теме «Общество»
21 Общество и культура 3 Изучение нового материала.
практикум Сущность культуры.
Виды и типы культуры.
Функции культуры.
Культурное наследие.
Воспроизводство и развитие культуры в обществе. Российская культура
Знать: сущность культуры; виды и типы культуры; функции культуры; воспроизводство и развитие культуры в обществе;
российская культура; национальное и международное законодательство об охране
памятников истории и культуры; понятия:
культура; материальная и духовная культура; виды культуры; простое и расширенное воспроизводство культуры; мировое культурное наследие; традиции и новации в культуре; российская культура.
Уметь: выполнять практические задания,
участвовать в дискуссии; заполнять таблицу; работать с материалами СМИ, Интернет-ресурсами по теме Беседа,
практические задания, дискуссия, таблица
«Сетка мировой культуры», работа со СМИ,
Интернет-
ресурсами
Культурное наследие,
его сохранение
и защита
Эссе «Общество и культура»,
реферат
«Культура Московской Руси
и Российской
империи»
22-23 Изучение общества 3 Изучение нового материала. Лекция
Расширение, обобщение и систематизация знаний. Дискуссия Общество и его строение. Общество в статике - виды общественных объединений.
Общество
в динамике -системное
описание общества
Особенности, возможности и проблемы социального познания
Знать: общество и его строение; виды общественных объединений; системное
описание общества; особенности, возможности и проблемы социального познания; понятия: общество (социум); основные сферы общественной жизни; виды
общественных объединений (биосоциальные и социальные); нация; система; системная модель общества; причинные и
функциональные связи людей в обществе; социальное познание; социология. Уметь: обсуждать проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; работать со схемами; тезисно структурировать учебный материал; решать познавательные задачи Беседа, схемы «Модель
человечества» и «Виды общественных объединений»; проблемные вопросы, дискуссия, тезисный план
Сходство
и различие общества и
государства. Социология
в системе
социального познания
§ 6, вопросы 1,
3,4, с. 53. Рефераты на темы: «Общество как сложная
система»,
«Взаимосвязь
основных сфер
общественной
жизни»
24-25 Общество в историческом времени 2 Изучение нового материала. Лекция.
Расширение знаний и их применение. Лабораторный урок Исторический
процесс и его
участники
Основные
типы представлений
о развитии общества.
Общественный прогресс, его критерии.
Общественно-
экономические формации. Типы
общества. Циклы развития общества
Знать: что такое исторический процесс, его участники; подходы к объяснению
прогресса в сфере общественных отношений; причины общественного развития; критерии общественного прогресса; понятия: линейное развитие общества; революционные учения о развитии общества; общественно-экономические формации; коммунизм; революция как форма социального изменения; эволюционные учения
о развитии общества; эволюция как форма социального изменения; постиндустриальное, информационное общество;
циклическое развитие общества; учение о культурно-исторических типах; религиозные представления о развитии общества.
Уметь: работать в группе, коллективно обсуждать проблемные вопросы; анализировать представления о развитии общества, составлять его характеристику; представлять работу группы в виде доклада; работать со схемами, с текстом учебника; делать выводы Работа с текстом,
групповая
работа, доклад, схема, характеристика развития общества, проблемные
вопросы
Прогресс
технический и
нравственный:
связь и соотношение.
Смысл истории
человечества (по
философским
или религиозным источникам)
§ 7, с. 60-63,
вопросы на
с. 60.
Рефераты на темы:
«Принцип маятника» в истории России»,
«Вклад Питирима Сорокина в изучение общества»
26-27 Общественные отношения 3 Изучение нового материала. Лекция.
Практическое применение знаний и умений. Семинар Виды общественных отношений. Социальная мобильность.
Социальные
конфликты.
Общественные
отношения в
современной России. Социальные общности
Знать: виды общественных отношений; причины социальных конфликтов; оценки общественных отношений в современной
России; понятия: общественные отношения, социальный статус, вертикальная и горизонтальная мобильность, социальный конфликт социальная общность. Уметь: анализировать мнения и суждения, высказывать свою точку зрения; составлять словарь темы; извлекать из текста учебника необходимую информацию; сравнивать суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия Беседа, работа с текстом учебника, словарь темы,
анализ мнений
и суждений
Возможно ли
бесконфликтное
общество?
§ 8, с. 68-70;
вопросы на
с. 68;
реферат
«Социальные
процессы в
современном
российском
обществе»
28-29 Социальные нормы и отклонения 3 Изучение нового материала. Лекция.
Практическое применение знаний и умений. Урок -исследование Социальные
нормы. Отклоняющееся
поведение.
Отличие моральных норм от правовых.
Функции социальной нормы. Способы регулирования общественных
отношений
социальными нормами
Знать: что такое социальные нормы, каковы их виды и функции; роль моральных
норм, обычаев и традиций в обществе; что характерно для правовых норм; проявления отклоняющегося поведения; понятия:
социальные нормы, моральные нормы, обычаи, традиции, ритуалы, отклоняющееся поведение, дозволение, предписание, запрет, эксцессы.
Уметь: сравнивать, находить отличительные черты; решать проблемные задачи; анализировать ситуации; высказывать свое мнение; структурировать учебный
материал в виде таблицы; решать познавательные и практические задачи Беседа, проблемные
задачи, ситуации, работа с текстом, таблица «Социальные нормы»
Каким должно
быть общество,
в котором
преступность
была бы
абсолютно аномальным
явлением?
§ 9, вопросы
на с. 75.
Реферат «Изменения в сфере
социальных
норм в России за последние годы»
30-31 Многообразие социальных групп 2 Изучение нового материала. Лекция.
Практическое применение знаний и умений. Круглый стол Молодежь как
Социальная группа. Люмпены и маргиналы. Что такое страты.
Происхождение и функции семьи. Семья в истории
и культуре народов. Семья - общество - государство. Традиции
семейной жизни в России. Семья в современной Российской Федерации
Знать: что такое социальная группа; какие бывают социальные группы; что характерно для молодежи как социальной группы; кто такие люмпены и маргиналы; происхождение и функции семьи; виды семьи; семья в истории и культуре народов; взаимосвязь семьи, общества и государства; традиции семейной жизни в России; семья в современной Российской Федерации и перспективы развития нашего общества и государства; государственная семейная политика;
понятия: группа, социальная группа, люмпены, маргиналы,
мигранты, страты, семья; нуклеарная семья; неполная семья; патриархальная моногамная семья; многопоколенная семья; брак; семейное положение человека.
Уметь: работать с текстом учебника, схемой, материалами СМИ и Интернет-ресурсами; анализировать мнения и суждения; высказывать свое мнение; решать проблемные вопросы Беседа, работа с текстом учебника, материалами
СМИ и Интернет-ресурсами,
проблемные
вопросы, анализ мнений и суждений, схема «Семейные связи и
отношения»
§ 10,вопросы
на с. 84. Рефераты по теме
«Традиционный уклад семейной жизни, принятый
у разных народов России» (по выбору учащихся)
32-33 Национальные отношения 3 Изучение нового материала. Лекция.
Практическое применение знаний и умений. Семинар Этнические общности в человечестве.
Этническая интеграция
и дифференциация (на примере русского народа).
Этносы в Российской Федерации. Национальное
самосознание.
Связь проблем федерализма и национальных
отношений.
Конституционные принципы национальной политики РФ
Знать: что такое этнические общности, этническая интеграция и дифференциация; межнациональные отношения и этносоциальные конфликты; понятия: этнос, нация, конфессии, суверенитет, сепаратизм, соборность, национальное самосознание.
Уметь: работать со схемами «Виды общественных объединений», «Модели человечества», «Древо языков»; извлекать
необходимую информацию из текста учебника; на основе различных источников (СМИ, Интернет-ресурсов) готовить
сообщения; анализировать, обсуждать проблемные вопросы; высказывать свое
мнение; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов; оценивать поведение людей с точки зрения социальных
норм; сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия Беседа, сообщения,
проблемные
вопросы,
работа с текстом
учебника,
дополнительной литературой,
СМИ, Интернет-ресурсами
Связь проблем
федерализма и
национальных
отношений.
Конституционные
Принципы национальной политики РФ. Процесс формирования современной нации
§11, вопросы
на с. 92. Рефераты на темы:
«Почему для многих людей так важна их
национальная
(этническая)
принадлежность?», «Как связаны национальная
культура и национализм?»
34 Российское общество 2 Урок изучение нового материала. Лекция с элементами беседы Мы - россияне. Наша историческая
память. Проблемы и условия развития российского общества. Демографический
кризис - главная угроза нашему обществу. Исторический опыт и проблемы обустройства России. Современное российское общество. Модернизация
общества
Знать: проблемы и условия развития российского общества; демографический кризис - главная угроза нашему обществу; исторический опыт и проблемы обустройства России; понятия: российское общество; историческая память; духовная и культурная самобытность (идентичность); социальное единство; экономическая и технологическая модернизация общества; современная демографическая ситуация в Российской Федерации; актуальные проблемы современного российского общества.
Уметь: обсуждать особенности развития
российского общества, различные стороны его жизни, проблемы и перспективы; анализировать и использовать ранее полученные знания; обсуждать проблемные
вопросы; привлекать дополнительный материал по курсу отечественной истории;
работать в группе; готовить сообщения на материалах СМИ, Интернет-ресурсов;
структурировать учебный материал в виде схемы; составлять график численности населения России Групповая
работа, сообщения,
работа с текстом,
проблемные
вопросы, беседа, работа со СМИ, Интернет-ресурсами, схема, график
Геополитическое
положение Российской
Федерации
Записи в тетрадях (схемы, тезисы); реферат «Историческая миссия России: взгляд на проблему
(по материалам русской религиозной и философской
мысли)»
35-36 Глобальные проблемы человечества 3 Изучение нового материала. Лабораторный урок
Обобщение, систематизация и применение полученных знаний. Деловая игра игра «Международная конференция»
их решения. Проблема нехватки ресурсов и пути ее решения. Проблема международной безопасности и пути ее решения. Целостность и противоречия современного мира
Современное
человечество:
глобализация
общественной
жизни при
сохранении
национально-
культурного
разнообразия.
Демографические проблемы и пути их решения. Экологические проблемы и пути сов; международная безопасность; «новый мировой порядок»; целостность и противоречия современного мира; международное сотрудничество.
Знать: какие глобальные проблемы существуют в современном мире; суть проблемы охраны окружающей среды; в чем
состоит демографическая проблема; почему проблема терроризма в последнее
время стала столь актуальной; как развивались идеи о мире; как победить мировой
терроризм; понятия: экология, иммиграция, терроризм; многообразие путей и форм социального развития; многообразие форм общественного устройства;
глобализация; глобальные проблемы человечества; демографические инвестиции;
депопуляция (вымирание); глобальные экологические проблемы; дефицит ресурсов; Многополярный мир сегодня -угрозы и перспективы
Уметь: участвовать в деловой игре; обсуждать вопросы; комментировать документы; использовать при подготовке дополнительный материал, данные СМИ, Интернет-ресурсы, выбирать из них необходимую информацию; обсуждать мнения, суждения, факты; решать проблемные задачи; приводить примеры социальных отношений Беседа, работа с текстом учебника, материалами СМИ и Интернет-ресурсами,
проблемные
вопросы, анализ мнений, фактов,
суждений, деловая
игра
Актуальна
ли концепция
Т. Мальтуса в наши дни?
Министерство
по чрезвычайным
ситуациям
РФ (функции,
структура, самые
1) § 12, вопросы, эссе «Лучше верный мир, чем расчет на победу»
(Тит Ливии);
2) Вопросы
на с. 108;
подготовиться
к повторительно-обобщающему
уроку
37-38 Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество» 2 Повторение и контроль знаний. Деловая игра «Симпозиум»
Причины общественно-экономического развития. Общественный прогресс и его критерии. Виды общественных отношений. Причины социальных конфликтов
Знать: основные вопросы темы: взаимосвязь природы и общества; глобальные экологические проблемы; виды общественных объединений; особенности и проблемы социального познания; что такое исторический процесс; причины общественного развития; общественно-экономические формации; эволюционные учения о развитии общества; виды общественных отношений; причины социальных конфликтов; что такое социальные нормы; виды и функции социальных норм; виды социальных групп; понятия: общество, этнос, нация. Уметь: использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях; обсуждать спорные вопросы, решать проблемные задачи; использовать при подготовке к уроку материалы СМИ и Интернет-ресурсов; участвовать в деловой игре; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Беседа, проблемные вопросы, задачи, деловая игра
Вопросы на с. 108
РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА. МОРАЛЬ. ДУХОВНОСТЬ
39 Духовная жизнь человека и общества 3 Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы
Духовная жизнь человека. Духовная жизнь общества. Как трактовалась духовность после Октябрьской революции 1917 года? Как связаны духовность и вера в высшие идеальные ценности?
Знать: в чем заключается духовная жизнь человека; как протекает духовная жизнь общества; что такое духовная культура; понятия: духовность, форма общественного сознания, духовная культура. Уметь: структурировать учебный материал в виде тезисов; участвовать в обсуждении проблемных вопросов; анализировать мнения, суждения, факты; работать с тестами; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного Ктериала; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в информации факты и мнения Беседа, проблемные вопросы, анализ мнений, суждений, фактов; тезисы, тесты
Тенденции духовной жизни совреКой России. Традиции и новации в духовной жизни российского общества в ХХ веке
§ 13 (с. 110-111), записи в тетради; реферат «Духовная культура современного общества» (свободный выбор конкретной темы); проект по теме «Культура. Мораль. Духовность»
40 Искусство 3 Расширение, обобщение и систематизация знаний. Лекция с элементами беседы, дискуссия
Сущность и особенности искусства в духовной культуре. Основные понятия красоты. Виды искусства. Функции искусства в обществе.
Современное искусство
и тенденции его развития
Знать: специфику искусства в духовной культуре, его отличия от религии, науки, морали; какую роль играет искусство в духовной жизни общества; общественные функции искусства; виды искусства; современные тенденции развития искусства;
понятия: искусство, его особенности; понятия красоты; масскультура. Уметь: составлять схему; работать с таблицей; анализировать иллюстративный материал; обсуждать проблемные вопросы; решать познавательные задачи; осуществлять поиск социальной информации;
различать в информации факты и мнения Беседа, проблемные вопросы, схема «Искусство»; таблица «Виды искусства»
Современное искусство и его роль в жизни современного общества. Смысл и образ в искусстве.
Нравственные
требования в искусстве
§ И (с. 112), эссе «Искусство и молодежь»
41-42 Культура. Цивилизации 3 Изучение нового материала.
Лекция.
2) Практическое
применение, обобщение
и расширение знаний. Семинар
Культура
Цивилизация
и культура.
Мировоззрение как выражение культуры человека. Причины изменения мировоззренческих
Ориентиров отдельных
людей. Споры западников и
почвенников
Знать: значения понятий «культура»; что такое культура в самом общем смысле слова; виды культуры; как соотносятся
цивилизация и культура; понятия: культура, цивилизация, мировоззрение.
Уметь: структурировать учебный материал в виде схемы; сравнивать, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно
следственные связи; обсуждать спорные
вопросы; высказывать свое мнение; работать с тестами; приводить примеры социальных объектов, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм Беседа, проблемные
вопросы,
схема «Культура»,
тесты
Судьбы
цивилизаций по
Хантингтону
§ 14, вопросы,
с. 120; рефераты на темы:
«Современная
Россия: культура и цивилизация»,
«Смысл и значение диалога культур в современном
мире»
43-44 Мораль 3 Изучение нового
материала.
Лекция
с элементами беседы.
2) Расширение и использование
полученных знаний. Практикум
(деловая
игра)
Мировоззренческие основы и сущность
морали. Представления об источниках и
происхождении морали.
Мораль и право, политика,
наука. Категории морали. Становление
нравственного
в человеке
Знать: духовно-мировоззренческие основы и сущность морали; источники морали; функция морали в обществе; соотношение
морали и права, политики, науки; какое место занимают добро и зло в системе моральных понятий; понятия: нравственность личности и общественная мораль;
этика; системы морали; моральный идеал; общечеловеческая мораль; мораль и право; мораль и политика; мораль и наука; профессиональная и социальная этика ученого.
Уметь: работать коллективно; готовить
сообщения, творческие работы, используя
дополнительную литературу, материалы
СМИ, Интернет-ресурсы; анализировать
ситуации; участвовать в деловой игре; моделировать ситуации; сравнивать, обобщать, делать выводы; соотносить; обсуждать проблемные вопросы Беседа, проблемные
вопросы,
коллективная работа, творческие
работы, анализ ситуаций; деловая игра; моделирование ситуаций, работа с дополнительной литературой, материалами
СМИ и Интернет-ресурсами
Является ли правда
«прирожденной
правдой»?
Мораль и этикет
Разных сословий
Русского общества XV в.,
XIX в.
Система морали
(анализ любой
Системы по выбору)
§ 15; рефераты
на темы: «Роль
морального
идеала в нравственном развитии личности», «Трудности и достоинства нравственной оценки
человека и его
деятельности»
45-46 Религия и религиозные объединения 3 Изучение нового материала.
Лекция с элементами беседы.
2) Систематизация и обобщение знаний. Практикум, семинар Основные религиозные понятия и термины. Религия в государстве
и обществе.
Многообразие
религий. Религия в современном российском обществе. Различные определения религии, ее значение и роль в
обществе. Вероучение в мировых религиях. Вера и верования Знать, в чем суть веры; связь веры и религии; какие религии существуют в мире;
когда проявляется квазирелигия; положение религии в современной России; свобода совести и свобода вероисповедания;
религиозные организации в РФ; типы светского государства; понятия: религия, религиозная культура, религиозная вера,
вероучение, культ; мировые религии; религиозная традиция; традиционные и нетрадиционные религии; государствообразующая, кулътурообразующая религии;
деструктивные (разрушительные) религиозные объединения и культы; прозелитизм; государственно-религиозные отношения; светское государство; религиозное объединение, группа, организация;
секуляризация, атеизм, клерикализм.
Уметь: работать со статистическими данными; анализировать учебный материал; рассматривать проблемные ситуации; обсуждать известные факты; высказывать свое мнение; использовать дополнительный материал из СМИ, Интернет-ресурсов Беседа, составление
конспекта
лекции, работа с дополнительной литературой, проблемные
ситуации
Новые религиозные
объединения и
культы
деструктивной
направленности. Памятники
религиозной
культуры в области (округе,
крае, республике)
§ 16, вопросы;
рефераты на
темы: «Религия как феномен культуры», «Современные течения христианства и ислама»,
«Бытовые традиции и обряды в традиционных религиях народов
России»
47-48 Философия и идеология 3 Изучение нового материала.
Лекция с элементами беседы.
2) Систематизация и использование знаний. Лабораторная работа Что такое философия, история философской мысли. Что такое
идеология, основные типы идеологий.
Идейные течения в истории России. Тенденции духовной жизни современного
российского
общества
Знать: основные типы мировоззрений
(религиозные и философские); идейные
течения нового времени; основные идейные течения в истории России; понятия:
мировоззрение, философия; философский гуманизм (антропоцентризм), материализм, позитивизм, экзистенциализм; законы диалектики; идеология; пропаганда; национализм, коммунизм, либерализм,
фашизм; консерватизм, глобализм; «русская идея».
Уметь: структурировать учебный материал в виде схемы, тезисов; комментировать статью 13 Конституции РФ; участвовать в дискуссии; работать с материалами СМИ, документами, анализировать их Работа с текстом
учебника,
документами, Конституцией РФ, материалами СМИ; схема «Основные типы мировоззрений»;
беседа, моделирование
ситуаций
Философы об
устройстве и развитии
общества.
Учения о свободе
в философии
и религии
Записи, схема,
тезисы; рефераты на темы:
«Идеи и партии в современном обществе», «Философия и религия о смысле
жизни», «История развития
философской
мысли»
49-50 Наука 3 Изучение нового материала.
Семинар
2) Расширение знаний. Дискуссия Наука, научное знание, научное
мышление. Развитие науки и научной
картины мира. Наука в современном
мире и российском
обществе. Научно-исследовательские и академические институты. Сочетание научной и педагогической
функций в университете Знать: наука как вид познания и социальная деятельность; особенности научного познания и научного типа мышления;
основное противоречие научного способа
познания; научная картина мира; цель и задачи научной деятельности; этапы развития науки (классическая, неклассическая, постклассическая научные картины мира);
дифференциация и интеграция наК; наука в
современном обществе; понятия: научный закон,
научная теория, научная гипотеза; основные отрасли научного знания (естественные, социально-гуманитарные, технические науки); фундаментальные и прикладные науки; науковедение.
Уметь: работать индивидуально и в группе; использовать дополнительные материалы из СМИ и Интернет-ресурсов; анализировать; решать проблемные вопросы; работать со схемой; находить отличия естественных знаний от гуманитарных Беседа, работа с текстом учебника,
материалами
СМИ, Интернет-ресурсами; проблемные вопросы
схема «Единство и взаимосвязи научных дисциплин»
Личность и наука.
Состояние и
Развитие науки
в современной
России
§ 17, рефераты
на темы:
«Наука – это
драма идей»
(на примере
научной деятельности одного из ученых),
«Российский
научный центр»
(по выбору)
51-52 Образование 3 Изучение нового материала.
Лекция с элементами беседы.
2) Систематизация и обобщение знаний. Образование –
обучение, воспитание, развитие личности. История развития образования в мире. История развития
образования в России. Система образования. Состояние и развитие образования в Российской Федерации
Знать: личностный смысл и общественную значимость образования; что такое система образования; особенности современного образования; знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества; задачи развития российской системы образования; в чем заключается самообразование;
понятия:
образование; воспитание; обучение; просвещение; образовательное учреждение
общеобразовательная школа; университет; педагогика.
Уметь: используя личный опыт, сопоставлять понятия, раскрывать разные стороны понятия «образование»; структурировать учебный материал в виде схемы, тезисного плана; анализировать; высказывать свое мнение решать практические задания; обсуждать проблемные вопросы Беседа, схема, тезисный план;
практические задания, проблемные
вопросы
Система
образования
в нашем регионе.
Российская система образования: традиции и современность
1)§ 18, вопросы; реферат
«Нужна ли
профильная
школа?»;
2) Вопросы ; подготовиться к повторительно-обобщающему
уроку
53-54 Повторительно-обобщающий урок «Культура. Мораль. Духовность» 2 Повторение и контроль знаний. Семинар. Духовная жизнь человека и общества. Знать: основные вопросы темы: что такое духовная культура; какую роль играет искусство в духовной жизни общества; общественные функции искусства; что такое
культура, виды культуры Беседа, проблемные
вопросы, работа с дополнительными источниками
Вопросы ; доклады, презентации, проекты
РАЗДЕЛ IV. ПОЛИТИКА
55-56 Политические отношения 3 Изучение нового материала. Лекция. Обобщение и закрепление знаний. Семинар Власть и политика. Политическая система общества. Политическая культура. Развитие представлений о сущности политики. Черты политической системы современного российского общества Знать: соотношение власти и политики; состав политической системы общества; развитие представлений о сущности политики; черты политической системы современного российского общества.
Понятия: власть, политика, политическая власть, политическая система, экономический базис, политическая культура, политическая идеология, политическая культура человека.
Уметь: работать с текстом, составлять схему, сравнивать, анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, суждения, факты, работать с источниками Беседа, схема «Политическая система», анализ мнений, суждений, фактов, проблемные вопросы, тесты §19. вопросы. Эссе «Что надежнее: власть, опирающаяся на военную силу, или власть, опирающаяся на авторитет? »
57-58 Государство 3 1)Изучение нового материала.
Лабораторный
урок.
2) Обобщение и
закрепление знаний. Семинар
Что такое государство?
Функции государства.
Формы государства.
Структура
государства.
Отличительные признаки и атрибуты
государства.
Правовое государство
Социальное государство
Знать: что такое государство; внутренние
и внешние функции государства; формы
государства (формы правления, территориально-государственного устройства);
правовое государство и его признаки; социальное государство; понятия: государство, правовое государство, социальное
государство.
Уметь: работать с текстом учебника, составлять схемы; сравнивать, делать выводы; высказывать и аргументировать свое
мнение; обсуждать проблемные вопросы,
мнения, суждения, факты; схематично
изображать формы территориально-государственного устройства Схемы «Государство»,
«Формы государства»;
беседа; анализ мнений, суждений,
фактов; проблемные вопросы; работа с текстом учебника;
схемы «Федерация», «Унитарное государство», «Конфедерация»
Особенности
государства как
союза власти и
подчинения.
Сходство между
событиями в
США и СССР
§ 20,вопросы
на с. 175; рефераты на темы: «Экономические
функции государства»,
«Правовое
государство
и форма правления»
59-60 Современные политические режимы 3 Изучение нового материала. Практикум. Обобщение и закрепление знаний. Семинар Политические
режимы.
Классификация типов политических
режимов. Тоталитаризм и авторитаризм. Первобытная и античная демократия. Что такое нацизм?
Знать: политические режимы; особенности демократии как политического режима; сходство и различие тоталитаризма
и авторитаризма; чем отличаются от демократии тоталитарный и авторитарный
режимы; как развивалась первобытная
и античная демократия; что такое нацизм.
Понятия: политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм, нацизм, ксенофобия, расизм, антисемитизм.
Уметь: работать с текстом; составлять таблицу; обсуждать мнения, суждения, факты; высказывать свое мнение; сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с практическими заданиями; выполнять тестовые задания; работа с Конституцией РФ Беседа; анализ мнений, суждений,
фактов; таблица «Политические
режимы»; практические задания, работа
с текстом, тесты; работа с Конституцией РФ
Существуют ли
политические
режимы в чистом
виде?
§ 21,вопросы
на с. 182; эссе
«Прав ли Черчилль, определивший демократию как «наихудший из режимов за исключением всех остальных
61
Становление демократического государства в современной России 3 Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Политико-правовая
культура россиян. Перестройка и
экономическая реформа. Проблема
федерализма.
Перспективы
демократического развития Знать: какой была политико-правовая культура россиян в начале XX века; как
происходили перестройка и экономическая реформа; роль политической элиты
в развитии страны; проблемы федерализма; перспективы демократического развития России; понятия: перестройка, политическая элита, федерализм, авторитаризм, демократия.
Уметь: анализировать мнения, суждения, факты; высказывать и аргументировать
свою точку зрения; работать с материалами СМИ, Интернет-ресурсами; работать с тестами Беседа, проблемные
вопросы, анализ мнений, суждений, фактов; работа с материалами
СМИ, Интернет-ресурсами;
рефераты; тесты Японский опыт
возрождения
страны. Переход
Испании от авторитаризма к демократии
§ 22,вопросы
на с. 194; рефераты на темы: «Россия:
трудный путь
к демократии»,
«Возможна ли
в России демократия западного типа?»
62-63 Гражданское общество 3 1) Комбинированный.
2) Обобщение и
закрепление знаний. Круглый стол
Что такое гражданское общество? Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Гражданин, гражданственность,
гражданство
Знать: какое общество называют гражданским; что мешает обществу стать гражданским; без чего невозможно создание
гражданского общества; понятия: гражданское общество, гражданин, гражданственность
гражданство.
Уметь: работать с текстом учебника; выполнять тестовые задания, сравнивать,
делать выводы; анализировать мнения,
суждения, факты; работать с материалами СМИ,
Интернет-ресурсами; участвовать в дискуссии Схема
«Приобретение и прекращение
гражданства»;
беседа, дискуссия,
проблемные
вопросы, анализ мнений суждений, фактов; работа с материалами СМИ
§ 23,вопросы
на с. 204; сообщение «Каковы различия между
традиционным
и гражданским
обществом?»
64 Политические партии 3 Изучение нового материала. Лекция
с элементами беседы
Что такое партия? Типология партий. Политический плюрализм. Партийная система в
современной
России. Политическое участие
Знать: типологию партий; какова партийная система в современной России
формы политического участия; понятия:
политическая партия, политический плюрализм, массовые партии, кадровые партии, универсальные партии, партийная
система, политическое участие. Уметь:
анализировать; работать со схемой; выполнять тестовые задания; решать проблемные и познавательные задачи; осуществлять поиск информации в СМИ Беседа, анализ мнений, суждений,
фактов;
схема «Политические
партии», тесты
Почему Алексис
де Токвиль считал партии
злом?
§ 24, реферат
«Перспективы
политических
партий в демократических
обществах»
65-66 Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика» 2 Обобщение и контроль знаний. Семинар
Соотношение
власти и поли-
тики. Политическая система
общества. Государство, его
внутренние и
внешние функции. Признаки
правового государства. Политические
режимы. Система политических партий
в России
Знать: основные вопросы темы: соотношение власти и политики; состав политической системы общества; черты политической системы общества; что такое государство; функции государства, формы государства; политические режимы; какое
общество называют гражданским; какой
была политико-правовая культура россиян в начале XX века; как происходили перестройка и экономическая реформа; понятия: власть, политика, политическая
система общества, государство, право-
вое государство, гражданское общество,
политическая партия.
Уметь: обсуждать вопросы; анализировать; высказывать свое мнение Беседа Перспективы политических партий в демократических
обществах. Интересы партии и интересы
общества:
гармония или противоречие?
1)Повторить
понятия темы.
2) Вопросы
на с. 218-220,
подготовиться
к итоговому
повторению
курса «Обществознание»
67-70 Итоговое повторение курса обществознания 4 Повторение, закрепление и контроль знаний.
Семинар, зачет Науки, изучающие человека. Личность
как субъект
общественной
жизни. Взаимосвязь свободы и ответственности личности. Смысл
жизни. Пути
научного познания. Постижение социальной действительности.
Общество.
Типы общества. Сходство
и различия
между обществом и государством. Человек и природа.
Отличие моральных норм от правовых. Реализация в жизни моральных норм. Установление цивилизованных отношений между людьми в обществе
Знать: основные вопросы тем: «Человек.
Познание», «Общество», «Культура. Мораль. Духовность», «Политика»; понятия:
гуманитарный, демография, критерий,
культурология, логика, массовая культура,
мотив, оппонент, политология, педагогика, правоведение, психология, публицист
рефлексия, философия, социальная философия, социология, субъект, объект, ценность, экономика, эмпирический, этика,
этнография, анархизм, ассимиляция, бюджетник, гарантия, геополитический, глобализация, глобальный, градация, деградация, демократический, «зеленые», идеология, иммиграция, ислам, капитализм, консервативный, левое радикальное движение, лоббисты, локальный, марксизм, мигранты, модернизация, национализм, сепаратизм, социализм, социальный статус,
страта, суверенитет, терроризм, формация, шовинизм, элита, идеал, интеграция,
либерал, традиционализм, альтернатива,
геноцид, государство, инфляция, милитаризация, монополия, номенклатура, общественно-политическое движение, олигархия,
плюрализм, расизм, экономический базис,
экстремистский. Уметь: применять имеющиеся знания; анализировать мнения, суждения, факты; сравнивать, делать выводы; высказывать свое мнение, аргументировать его; решать познавательные и проблемные задания; работать с тестовыми заданиями; давать определения; извлекать необходимую информацию из знаковых систем (текст, таблица
график, диаграмма и др.); владеть приемами исследовательской деятельности; формулировать полученные результаты; представлять проекты Беседа, проблемные
вопросы, познавательные задачи, тесты,
практические задания, анализ
мнений, суждений,
фактов; тесты, графики, диаграммы,
схемы, таблицы; дискуссия, проекты
Вопросы,
с. 218-220
Список литературы
Бегенеева Т. П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 288с. – (В помощь школьному учителю)
Котова О. А., Лискова Т. Е. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Обществознание. Старшая школа: [учебное пособие] / О. А. Котова, Т. Е. Лискова; [под общ. Ред. А. О. Татура]; Московский центр качества образования. – Москва: Интеллект – Центр, 2012. – 216с.
Лобанов И. А. Обществознание. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 10 класс/И. А. Лобанов. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – 144с. + прил. 32с. – (ФГОС, Тематический контроль)
Метлик И. В., Никитин А. Ф., Галицкая И. А.. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: базовый уровень: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / И. В. Метлик, А. Ф. Никитин, И. А. Галицкая; под. Ред. И. В. Метлика. – М.: Просвещение, 2009. – 160с.
Обществознание. Право. 10 -11 классы: методическое пособие: рекомендации по составлению рабочих программ / Г. И. Грибанова, Д. С. Мартьянов, Т. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2013. – 349.
Интернет-ресурсы
Запечатленное время. http://istorik.ucoz.com/index/konspekty/0-165Интернет урок. http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klassКомпьютер на уроках истории, обществознания и права. http://www.distedu.ru/mirror/_hist/lesson-history.narod.ru/Прошколу. Ру http://www.proshkolu.ruПодготовка к ЕГЭ. http://mirege.ru/187-prezentacii.htmlПрезентации по Обществознанию. http://www.prezent48.narod.ruУчительский портал. http://www.uchportal.ru/load/143