Метод проектов как способ активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Из опыта работы.
Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Из опыта работы.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Используя при изучении какого-либо раздела метод проектов, необходимо все тщательно продумать, правильно организовать проблему над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.
Для подтверждения гипотезы в 7 классе МОСШ № 21 нами было проведено исследование, призванное доказать, что использование метода проектов на уроке иностранного языка способствует активизации познавательной деятельности учащихся и повышает мотивацию к изучению предмета. За основу исследования была взята технология метода проектов, разработанная Е.С. Полат и описанная в теоретической части.
В курсе иностранного языка метод проектов используется в рамках программного материала практически по любой теме. Учебник «HappyEnglish 2» В.П.Кузовлева и др. содержит информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие личностной активности учащихся, вовлечение их в творческую деятельность. В течение учебного года школьники выполнили проекты по следующим темам:
“Are You Happy at School?”
“What Are You Good at?”
“How Do You Treat the Earth?”
“Do You Have Any Problems with Your Friends?”
“What kind of Person Are You?”
На примере работы с разделом 2 рассмотрим как проектная методика использовалась в процессе освоения темы «WhatAreYouGoodAt?». Работа над проектом заняла 8 уроков.
На первом этапе (урок 1) ученикам предлагалась в скрытом виде проблема, которая должна была подвести учащихся к теме их будущего проекта. Используя исследовательский метод, с помощью наводящих вопросов предлагалась ситуация так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению. Но доске были размещены фотографии известных людей: Аллы Пугачевой, Павла Буре, Алины Кабаевой, Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварценегера и заданы классу следующие вопросы:
Do you know these persons?
What do you know about them?
Are there anything in common with all these people?
Can you put them on the Board of Fame? Why?
Далее, чтобы настроить учащихся на восприятие материала им предлагалось прочитать диалог – расспрос, записанный на доске:
- Katya, is Alla Pugachova the most popular singer in our country?
- Yes, she is.
- Zhenya, what do you think of her? How does she sing?
- I think she sing well.
- So she is good at singing. She is a good singer.
Потоммыотождествляливыражение to do smth. well = to be good at.
После прочтения, анализа и проигрывания диалога следовала беседа с учащимися по данном образцу, но с другим лексическим наполнением (о Павле Буре).
Далее с помощью следующих вопросов учащиеся были подведены к теме их будущего проекта:
And what about you?
What are you good at?
Have you got any prizes or rewards?
Can you make a Board of Fame for your class?
Итак, темабудущегопроекта: «Who is on the Board of Fame?»
Затем класс был разбит на группы с учетом способностей детей и их психологической совместимости.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений учебника, учащиеся просмотрели весь раздел и прочли заголовки:
«What Kind of Things Can You Do Well?»
«Have You Ever Got Prize?»
«How Do You Learn to Do Things Well?»
«Are You a Jack of All Trades?»
Уже на первом уроке ученики открыли так называемые копилки для проектов и наметили ступени своего творчества. Читая тексты и выполняя лексико-грамматические упражнения, мы вместе составили перечень необходимых для описания проекта наречий, существительных, глаголов и грамматических структур. Таким образом, у учащихся формировались рациональные приемы учения: приобретение знаний путем наблюдения за фактами языка и путем их анализа. Копилки позволяют формировать у детей навыки и умения работы с учебным материалом, овладение правилами выполнения заданий и самоконтроль.
Второй этап (урок 2-7) обеспечил языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим проводилась поэтапная работа над проектом. Тексты из учебника служили содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся.
Приведем пример работы над проектом на данном этапе.
Для того чтобы научить ребят описывать успехи и трудности при овладении школьными предметами, рассказывать о том как, где, когда, почему происходят какие либо действия потребовалось:
а) вспомнить окончание наречий, их сходство и различие с прилагательными, место в предложении;
б) активизировать уже знакомую лексику и выражение tobegoodat;
в) ввести новые лексические единицы.
После выполнения упражнений на закрепление лексики детям были предложены речемыслительные задачи и коммуникативные ситуации, которые способствовали повышению мотивации говорения учеников на иностранном языке и росту качества их речи. Приведем пример такой задачи.
В вашем классе создается учебный центр. В него войдут ученики, которые хорошо успевают по каким-либо школьным предметам и могут помочь отстающим. Расскажите, в каком школьном предмете вы лучше всего разбираетесь и можете оказать помощь тем, кто испытывает затруднения.
В результате были получены развернутые высказывания:
Sveta is good at English. She studies properly. She speaks quickly and nicely. She is very serious. She always listens to her teacher carefully.
Sasha is good at Physics because he always works hard. He gets very good results. Hedoeshomeworkgoodandregularly.
Ребята с удовольствием работали в группах. Мотивы благополучия и престижной мотивации играли большую роль, особенно, при формировании мотивационной сферы слабоуспевающих учащихся. Каждому хотелось показать себя с лучшей стороны, не отстать от товарищей. Далее с помощью фронтального опроса выяснялось как много дети узнали друг о друге в процессе общения в группе. Для этого были предложены следующие вопросы:
WhatsubjectisSashagoodat?
Who can help your classmates to solve sums?
Who is the cleverest reader?
Why Dima is good at Literature?
What can you say about Natasha?
Who is good at Geography?
Таким образом, ребята готовились к рассказу по первому пункту плана своего будущего проекта Whatsubjectareyougoodat?
Примерно по такой же схеме велась работа над остальными вопросами.
Важно, что весь языковой материал проекта прорабатывался на уроках. Отслеживалась деятельность школьников шаг за шагом. Конечно, основная поисковая работа велась во внеурочное время, например, сбор информации по пункту плана Personswe’dliketoputontheBoardofFame. На уроке обязательно отводилось время (10-15 минут), чтобы потрудиться над проектом. На переменах до урока или после него обсуждался ход работы. Кроме того, учащиеся сами обращались за помощью, если сталкивались с языковыми или иными трудностями.
Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблемы, ребята обучались тактике группового общения, учились высказываться связно, продуктивно, логично. Вначалеониучилисьвыражатьсвоесобственноемнениеспомощьюречевых клише типа: I think...; To my mind...; In my opinion...; As for me...; As for as I see it ...
Для дискуссии им также были предложены фразы согласия и несогласия:
a) согласие: Yes, I think so too; Right. I think the same; I absolutely agree with you; That’s true; Right. I have the same problem.
b) несогласие: No, I can’t say (that) …; I’m not sure (that)…; Sorry, I don’t think so; I’m afraid you are wrong.
c) обобщениесказанного: On the whole…; In general… .
Тренировка школьников в использовании этих клише начиналась сразу же со второго урока в разных упражнениях. Учащимся предлагалось разработать в парах небольшие диалоги с использованием данных фраз. Такие задания способствуют запоминанию клише и закреплению лексики, учат связному и логическому изложению мыслей и этикету общения.
a) - What subject are you good at?
- As for me I am good at Maths. And you?
- In my opinion I’m good at Biology.
b) - Who is the fastest runner in your class?
- I’m sure Misha is the best runner
- I think so too.
c) - What would you like to be good at?
- It seems to me I’d like to be good at Russian. It’s the most difficult school subject for me. I make a lot of mistakes.
- Right. I have the same problem.
d) - Is it good to be a Jack of All Trades?
- As for as I see it. It’s good to be a specialist in one thing, not in many.
- As for me I’m not sure if it is good or bad, but in general I’d like to be a Jack of All Trades.
Важно, что школьники тренировались в употреблении разговорных клишес самого начала, т.к. такие коммуникативные связки необходимы при проведении дискуссии в группах. Учащиеся поощрялись за использование таких клише (например, оценивались положительно только те ответы, которые содержали данные фразы).
В качестве содержательно – смысловой основы, позволяющей решать коммуникативные задачи, выступали тексты. Содержание этих текстов служило стимулом высказываний учащихся, поводом к общению. Какое бы упражнение ни выполнялось, какой бы текст ни читался, дети искали в изученном материале что-то для их будущего проекта. Итак, на подготовительном этапе проектной работы совершенствовались сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладывались основы будущих самостоятельных высказываний учеников. Перед защитой проекта велся промежуточный контроль и назначались дни консультаций.
Третий этап (защита и обсуждение проектов, урок 8) - это заключительный этап. Каждая группа защищала перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. Предварительно просматривались готовые проекты, чтобы на их основе организовать обсуждение темы. Заранее были:
подготовлены возможные вопросы по теме проекта;
определены правила ведения дискуссии, организационные моменты, этические нормы, обязательность использования речевых клише, аргументированность высказываний.
Ребята старались ярко преподнести весь собранный материал, чтобы вызвать интерес у одноклассников. Это данные об участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, викторинах, о чем свидетельствовали похвальные грамоты, награды, фотографии.
Перед тем как дети приступили к защите своих проектов, им была предложена коммуникативная ситуация: «Я корреспондент газеты «Молодежная тусовка». Вам предоставлена приятная возможность рассказать о своих достижениях и попасть на страницы нашей газеты.»Такая коммуникативная ситуация обеспечила высокую мотивацию. Далее каждая группа делала сообщение по своему проекту. Учащиеся других групп внимательно слушали, т.к. после защиты проекта им предстояло выбрать лучшего спортсмена, танцора, читателя и т.д., вручить им заранее подготовленные награды, и задать интересующие их вопросы. Например:
Does your skill help you in your life? Why?
Do you think it is useful for your future profession?
What do your friends, parents think about your abilities in this activity?
Are you going to improve your skill?
После презентации проектов каждая группа разместила свою доску почета на стенде, а затем для общего обсуждения были предложены следующие вопросы:
Why the project was so useful for you?
Have you got more in formation about each other?
What point of your project was the most interesting for you?
Во время обсуждения и защиты проектов анализировались высказывания учащихся, качество усвоения лексики, грамматических структур.
Результат проекта - доска почета учащихся каждой группы и описание содержания предварительной работы перед его защитой. Была разработана четкая структура оформления проекта: титульный лист, план, содержание, используемая литература, комментарии учителя. Дизайн доски почета участники выбирали самостоятельно. Элементом информационного проекта стала работа над поиском и сбором информации об известных деятелях искусства, спорта, заслуживающих, по мнению детей, быть на доске почета.
Как видим, исход данного проекта был четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников. Во время работы над проектом учитель не являлся для ребят единственным источником информации, а выполнял консультирующую и вспомогательную функцию. Свою работу ученики предъявляли скорее своим одноклассникам, чем учителю. Работа над проектом позволила детям показать свои организаторские возможности и скрытые таланты, стимулировала их учебно-познавательную мотивацию и самостоятельность.