Урок по информатике Повторение базовых алгоритмических конструкций по технологии Перевернутый класс, 11 класс
7. Разработка урока
Тема урока: повторение основных типов алгоритмических конструкций.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы обучения: частично-поисковый, практический, деятельностный, диалог.
Место урока: 1 урок из 6 запланированных в разделе «Повтор темы «Алгоритмизация»»
Цели урока:
Образовательные:
закрепить умение составлять алгоритмические конструкции разных типов;
формировать умение пользоваться технологией обработки графической информации на компьютере;
Развивающие:
способствовать развитию алгоритмического мышления;
способствовать развитию интеллекта.
Воспитательные:
формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.
Структура урока:
Орг. момент (2 мин.)
Проверка домашнего задания (4-5 мин.)
Актуализация знаний и целеполагание(5-6 мин.)
Практическая работа (20-22 мин.)
Физкультпауза (3 мин.)
Рефлексия (3 мин.)
Домашнее задание (2 мин.)
Резерв времени (3 мин.)
Технологическая карта урока
Этап урока:
Цель и методы
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
ЭОР
1.Организационный
(2 мин)
цель: создание психологического настроя, спокойной деловой обстановки для восприятия и усвоения нового материала.
метод: диалог
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, проверяет присутствующих, отмечает отсутствующих, создает положительный настрой в коллективе.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, готовятся к учебной деятельности, к восприятию учебного материала.
2. Проверка домашнего задания
( 4-5 мин.)
цель: выяснение готовности учащихся к усвоению темы;
метод: практический
В качестве домашнего задания вам было предложено самостоятельно просмотреть материал, выложенный в дистанционной оболочке.
Прошу пройти за компьютеры, ответить на вопросы теста и сообщить мне результат прохождения теста. Напоминаю об ограничении во времени выполнения теста. Сегодня это 3 минуты.
Переходят к компьютерам , запускают программу MyTestX,
знакомятся с критериями оценивания
, отвечают на вопросы теста,
сообщают учителю полученную отметку
MyTestX
3. Актуализация знаний и целеполагание
( 4-5 мин.)
цель: подготовка к выполнению практической работы; развитие познавательного интереса;
определить практическую и теоретическую значимость темы,.
метод: эвристическая беседа
Учитель:
Ожидаемый ответ:
Учитель:
Ожидаемый ответ:
Учитель:
Учитель:
Ожидаемый ответ: Учитель:
Ожидаемый ответ: .
Учитель:
Ожидаемый ответ: .
Учитель:
На доске прикреплен плакат:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Пароход уперся в берег,
Капитан кричит “вперед”!
Как такому ротозею
Доверяют пароход?Как вы думаете, в чем ошибка капитана?
Верно, умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать? Что такое план действий?
Согласна, такой план полезен, он позволяет лучше понять предстоящую работу и выполнить ее на должном уровне. Каждый человек хочет стать умнее и добиться успеха в жизни. Как вы думаете, что для этого нужно?
Верно, надо учиться мыслить ясно и четко. Важно научиться мыслить алгоритмически. Алгоритмическое мышление помогает человеку отчетливо увидеть шаги, ведущие к цели, заметить все препятствия и умело их обойти. Итак, алгоритмическое мышление - это искусство размышлять, умение планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними. Какой способ записи алгоритма наиболее наглядный?
На основе чего строится блок-схема?
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока
Принимают участие в беседе.
Осознают:
почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы,
какова основная задача предстоящей работы.
Ожидаемый ответ:
Он действует неумело, без плана, на “авось”.
Заранее составленный план действий - это алгоритм
Чтобы добиться успеха, нужно упорно работать, развивать свой интеллект.
Блок-схема
На основе основных алгоритмических конструкций
Основные алгоритмические конструкции
4. Практическая работа
( 20-22 мин.)
Цель: закрепление системы базовых знаний по теме;
применение знаний в измененных ситуациях;
развитие творческой активности учащихся; воспитание информационной культуры учащихся
Метод: практический, частично – поисковый, деятельностный
Объясняет хода работы, раздает темы сочинений и критерии оценивания. Оказывает помощь ученикам, организует диалог, обсуждение с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний, разбирает вопросы, вызвавшие затруднение.
В жизни много сложной работы и трудных задач. Попадая в сложную ситуацию, вы, как и многие другие, будете делать досадные ошибки, горевать и тратить уйму времени на их исправление. Чтобы не запутаться в сложной задаче её надо представить в ясной, наглядной и доходчивой форме, то есть описывать сложную работу в виде алгоритма. Сегодня вам предлагается решить одну из задач, встречающихся в жизни, используя навыки составления блок-схем алгоритмов. Назовем эту работу «Алгоритмическое сочинение».
Самостоятельно выбирают среду для создания блок-схемы.
Выполняют практическую работу за компьютером.
Word
Редактор
блок-схем
5. Физкультпауза
(3 мин.)
Цель: динамическая разрядка.
Метод: практический
Предлагает выполнить упражнения.
Выполняют упражнения
6. Рефлексия (3 мин.)
Цель развитие самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты.
метод: диалог
Проводит ретроспективную и проспективную рефлексии «шесть шляп»
Отвечают на вопросы предложенной схемы, дают свой вариант ответа.
7. Домашнее задание (2 мин.)
Цель: обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.
Дает четкую информацию с комментариями.
внимательно слушают, записывают задание в дневник, задают уточняющие вопросы.
Дистанционная оболочка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Дидактическое обеспечение урока
1. Дистанционная оболочка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Тестирующая оболочка MyTestX
3. Тест для проверки домашнего задания к (к программе MyTestX)
Автор: Popova
Задание #1
Вопрос:
Алгоритмическая структура, которая обеспечивает выбор одного из путей работы алгоритма в зависимости от результата проверки условия, называется
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) следование
2) ветвление
3) цикл
4) процедура
Задание #2
Вопрос:
Алгоритмическая структура, которая позволяет организовать повторяемость действий, называется
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) следование
2) ветвление
3) цикл
4) процедура
Задание #3
Вопрос:
Какое из перечисленных свойств алгоритма не является обязательным?
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) определенность
2) конечность
3) массовость
4) быстродействие
5) результативность
Задание #4
Вопрос:
Как называется графический способ описания алгоритма?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) рисунок
2) блок-схема
3) карта
4) чертеж
Задание #5
Вопрос:
Геометрическая фигура прямоугольник используется в блок- схеме для обозначения:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) условия
2) ввода-вывода информации
3) действия
4) начала алгоритма
Задание #6
Вопрос:
Для проверки условия в блок- схеме используется фигура:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) ромб
2) овал
3) прямоугольник
4) параллелограмм
Задание #7
Вопрос:
Какое понятие объединяет следующие термины: блок-схема, словесное описание, формула, программа?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) графические редакторы
2) набор слов
3) способы хранения информации
4) способы записи алгоритма
Задание #8
Вопрос:
Какое значение получит переменная Y после исполнения следующего алгоритма?
(в окне ввода разместить ТОЛЬКО число)
А=0
В=1
ЕСЛИ В>А, ТО
Y=А
ИНАЧЕ
Y=В
КОНЕЦ ВЕТВЛЕНИЯ
Запишите число:
___________________________
Задание #9
Вопрос:
9. Каким будет значение «Y» после исполнения следующего алгоритма?
А=1
В=1
ЕСЛИ А=В, ТО
Y=А*В,
КОНЕЦ ВЕТВЛЕНИЯ
ПОКА Y<1, ПОВТОРЯТЬ
Y=А+В
КОНЕЦ ЦИКЛА
Запишите число:
___________________________
4. Критерии оценивания теста
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
5. Темы алгоритмических сочинений
6. Текстовый редактор Word
7. Прикладная программа «Редактор блок-схем»
8. Критерии оценки сочинения:
Критерии
Вид ошибки
искажен смысл
использованы не все основные виды алгоритмических конструкций
неверно отражены алгоритмические конструкции
грубая ошибка
нечеткие формулировки пунктов алгоритма
погрешность
ошибка, не влияющая кардинально на знания, определенные программой обучения
недочет
неточности, не искажающие смысла, случайные описки и т.п.
мелкие погрешности
Отметки:
«5»----- безупречная работа, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4»----- при наличии 1-2 недочетов или погрешностей;
«3»----- 1–2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей
«2»----- незнание основного программного материала
9. Физкультпауза
Упражнения при утомлении
Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 с. Проделать 5-10 раз.
Откинуться на спинку кресла, положить руки на бедра, закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 10-15 с.
Выпрямить спину, тело расслабить, мягко прикрыть глаза. Медленно наклонять голову вперед, назад, вправо, влево.
Сидя прямо с опущенными руками, резко напрячь мышцы всего тела. Затем быстро полностью расслабиться, опустить голову, закрыть глаза. Посидеть так 10-15 с. Проделать упражнение 2-4 раза.
Сесть удобно, слегка расставив ноги. Руки положить на середину живота. Закрыть глаза и глубоко вздохнуть через нос. Задержать дыхание (насколько возможно). Медленно выдохнуть через рот. Проделать упражнение 4 раза (если не возникнет головокружение).
Упражнения для глаз
Закрыть глаза, расслабить мышцы лба медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайнее левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз.
Моргать в течение 1-2 мин., с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
В течение 10 сек. несколько раз сильно зажмуриться.
В течении 10 сек. менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.
Упражнения для рук
В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз.
Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти то пальцами внутрь (к груди), то наружу. Проделать несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.
Широко расставить пальцы напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.
10. Рефлексия
Каждому ученику (или группе учеников) предлагается выбрать случайным образом одну из шляп.
Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Красная шляпа предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.
Розовая– перечень фактов.
Черная – выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление)
Желтая – позитивное мышление, что было хорошего и почему
Зеленая шляпа ищет ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал
Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод.
11. Домашнее задание
Задание 1. (Задание А8 демоверсии 2004 г.)
Алгоритмическая конструкция какого типа изображена на фрагменте блок-схемы (см. рис. 8):
линейная;
циклическая;
разветвляющаяся;
вспомогательная.
Задание 2. (Задание А6 демоверсии 2005 г.)
Фрагмент блок-схемы представляет алгоритм, который содержит команды ветвления:
команду ветвления в сокращенной форме, в которую вложена команда ветвления в полной форме;
две команды ветвления в полной форме, одна из которых вложена в другую;
две команды ветвления в сокращенной форме, одна из которых вложена в другую;
команду ветвления в полной форме, в которую вложена команда ветвления в сокращенной форме.
Задание 3. (Задания А29 демоверсии 2005 г., А6 демоверсии 2006 г.)
Определите значение целочисленной переменной х после выполнения следующего фрагмента блок-схемы
1;
5;
10;
15.
Задание 4. (Задание В2 демоверсии 2009 г.)
Задание 5. (Задание В2 демоверсии 2010 г.)
Задание 6. (Задание В2 демоверсии 2011 г.)
9. Источники информации
М.Гарднер “Математические чудеса и тайны”, М., Наука, 1986г.
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М., Знание,1991, 80 с.
В.Паранджанов “Занимательная информатика”, М., РОСМЭН, 1998г.
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для X – IX классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Сайт Полякова К. Ю. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Газета «Информатика», Издательского дома «Первое сентября» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Государственный образовательный стандарт среднего основного общего образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего основного общего образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Образовательный портал для подготовки к экзаменам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ФИПИ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
Федеральный портал «Российское образование» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] активные методы обучения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] федеральный центр информационных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ИКТ в образовании
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ФИПИ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - единое окно доступа к образовательным ресурсам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Решу ЕГЭ
Что такое смешанное обучение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE \* MERGEFORMAT141415
серия 2
серия 1
Условие
да
нет
Серия 3
Серия 2
нет
да
Усл. 2
Усл.1.
Серия 1
да
нет
нет
y:=y-x
x:=x-y
да
x>y
x<>y
x:=55;
y:=75
нет
да
Picture 2Picture 3Рисунок 1Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 415