Рабочая программа курса по обществознанию для 11 класса Глобальный мир в XXI веке
«Рассмотрено»
Руководитель МО
МБОУ «СОШ №14» Т.А. Морозова
___________Протокол №1 от________
«Согласовано»
Заместитель директора
по НМР
_____________
Т.А. Морозова
___________2013 г._
«Утверждено»
Директор
МБОУ «СОШ №14»
___________
С.А. Пеленкина_______2013 г.
Рабочая программа
по предмету: Глобальный мир XXI век
для 11 класса
(уровень: базовый, профильный, общеобразовательный)
Учитель ______Таблер О.К._____,
______1______квалификационная категория
Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Н. Иоффе «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке», издательство «Просвещение», 2008 год.
2013/2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Н. Иоффе «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке», издательство «Просвещение», 2008 год. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Общая характеристика учебного предмета
Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук философии, психологии, социологии, политологии, юриспруденции, экономики, экологии и др. с целью подготовить школьника к жизни в обществе. Таким образом, основная цель обществознания социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, что закреплено в основах конституционного устройства современной России. С этим неразрывно связано воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование будущего гражданина с активной жизненной позицией, патриотизма, уважения к другим народам, толерантности и культуры мира; приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям; развитие умений анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые для человека знания об обществе и общественных отношениях, применять полученные знания в своей практической жизни, делать ответственный выбор. Также представляется важным создание необходимых условий для адаптации подрастающего поколения в обществе, облегчение процесса социализации индивида, его приобщение к существующим общественным ценностям. Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки: 1) социализация, т. е. подготовка к жизни в информационном обществе в XXI веке; 2) воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины; 3) самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни; 4) коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата; 5) уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия; 6) умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам; 7) конструктивность и позитивность, выражающиеся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма и критиканства. Исходя из поставленной цели, целевых установок выдвигаются следующие образовательные задачи преподавания курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»: принятие учащимися в качестве ориентиров демократических общечеловеческих ценностей (уважение прав человека и его фундаментальных свобод, толерантность, стремление к мирному решению конфликтов, готовность к компромиссам и поиску согласия, патриотизм и гражданственность, уважение традиций предков и культуры других народов мира, ответственность за собственные решения); раскрытие закономерностей в общественной жизни в условиях глобализации, преодоление отрывочного характера получаемых знаний, их систематизация и осмысление с учетом современных требований и научных достижений; изучение своеобразия общественной жизни России на примерах истории и современности в сравнительном анализе с другими странами мира; создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся, развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор, развитие нестандартности мышления и креативности; моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни, соединение теоретических знаний с практической деятельностью и воспитательным компонентом; понимание школьниками ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию, преодоление разрыва между обучением и воспитанием в школе; выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру, рост интереса к общественной и политической жизни; передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности; создание атмосферы диалога и сотрудничества всех участников учебного процесса, отказ от давления и морализаторского подхода в преподавании; переход от доминирования пассивной стратегии преподавания к органичному включению активных и интерактивных подходов; преодоление раздробленности и узкой специализации учебных курсов, связанных с обществоведческим образованием и гражданским воспитанием, достижение приобретения школьниками целостной картины мира. Важно, чтобы учащиеся могли принимать решения и нести ответственность за свой выбор; уметь формулировать собственное мнение; разбираться в окружающей жизни; анализировать собственные поступки и поступки других; реализовывать собственные жизненные задачи; чувствовать себя индивидуальностью и личностью; уважать окружающих; решать проблемы на основе ненасилия; понимать значимость общественной и политической жизни; знать и выполнять законы; влиять на власть с помощью установленных правовых процедур; любить Родину и уважать представителей других стран. В соответствии с образовательной программой МБОУ «СОШ №14», программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей:
Информационная
Коммуникативная
Самоменеджмент
Надпредметный социальный опыт
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
3.Место учебной дисциплины в учебном плане
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Согласно учебному плану на изучение данной дисциплины в11 классе отведено 35 часов, недельная нагрузка по данному предмету составляет 1 час. Срок реализации программы – 1 год.
4.Ценностные ориентиры ( Воспитательные задачи для учащихся 10 - 11 классов):
Формирование ценностного отношения к отражению мировоззренческих вопросов о цели, смысле, ценности собственной жизни.
Формирование ценностного отношения к самоопределению, как естественному для человека и ценному для общества качеству.
Формирование ценностного отношения к способности отстаивать свои взгляды и убеждения.
5.Содержание учебного предмета
Вводное занятие (1 ч)
Мир в современную эпоху. Процесс глобализации его пути и направления. Место России в современном мире. Основные проблемы, существующие в современном мире. Знакомство со структурой и содержанием учебника для 11 класса под редакцией Л. В. Полякова «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке».
Т е м а I. Общество и общественное сознание (2 ч)
Основные функции и подсистемы общества [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Человек существо общественное. Общество как условие появления человека и результат его деятельности. Функции общества. Подсистемы общества. Направление и характер развития человечества. Традиционные (аграрные), индустриальные и постиндустриальные (информационные) общества. Особенности функционирования общественных подсистем в каждом из типов обществ. Общественное сознание и его формы. Индивидуальное и общественное сознание. Эмоционально-чувственное отношение к миру искусство. Эмоционально-доверительное отношение к миру религия. Доверительно-практическое отношение к миру мораль. Эмоционально-рассудочное отношение к миру наука. Чувственно-рассудочное отношение к миру право. Практически-преобразовательное отношение к миру идеология. Общественное сознание и типы обществ. Идеологии и ценности общественных групп. Новое отношение к миру в постиндустриальную эпоху. Глобальный и локальный характер постиндустриального общества. Основные понятия: общество, сознание, общественное сознание, эволюция, система, подсистема, функция, социализация, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, глобализация, культура, экономика, политика, право, наука, идеология, искусство, религия, мораль.
Т е м а II. Образы человечества в культурных традицияхи современных социально-политических теориях (3 ч)
Российская государственность и российская цивилизация. Единство человечества. Россия в современном мире. Становление российской государственности. Норманисты и антинорманисты о начале российской государственности. Влияние принятия христианства на развитие российской государственности. Русские земли: от раздробленности к централизации. Становление централизованного государства. Концепция «Москва Третий Рим». Церковный раскол и его значение. Российская империя. Западники и славянофилы. Российский опыт универсального взгляда на развитие общества. Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству. Лидерство в глобальном мире. Борьба М. Ганди за права индийцев. Гражданское неповиновение и пассивное сопротивление. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Латинская Америка: к справедливому мироустройству через «теологию освобождения». Опыт соединения борьбы за социальную справедливость с фундаментальными ценностями католического христианства. Идея единого человечества в исламской цивилизации. Западные теории мироустройства. Человек и человечество открытия западной цивилизации. Влияние протестантской этики на развитие западной цивилизации. Возрастание влияния науки. Просвещение. Марксистские теории развития. Социал-демократическое движение в XIX начале XX века. Победа большевиков в России и строительство социализма в отдельно взятой стране. Пересмотр марксистской концепции И. Валлерстайном. Представление Ф. Фукуямы о «конце истории». С. Хантингтон и теория «столкновения цивилизаций». Признание разнообразия культур. Основные понятия: государственность, раскол, абсолютизм, империя, западники, славянофилы, ненасилие, пацифизм, теология, либерализм, мировые и национальные религии, марксизм, цивилизация.
Т е м а III. Что нас разделяет (2 ч)
Культура: понятие, многообразие, формы. Социализация как фактор сохранения культуры. Факторы, влияющие на социализацию. Виды культуры. Влияние глобализации на культуру. Нации и национальности. Этнические факторы в государственном развитии. Национальный фактор во внутригосударственных и межгосударственных конфликтах. Национализм и патриотизм. Религия и язык как явления культуры. Распространение религиозных конфессий на Земле. Мировые религии. Влияние религии на государственное устройство и политику. Многообразие культур многообразие языков. Распространение языков в мире и языковая политика. Причины современных конфликтов и пути их преодоления. Последствия распространения миграции в современном мире. Практика «плавильного котла» и мультикультурализм. Основные понятия: социализация, традиции, культура, государство, суверенитет, нация, этническая общность, национализм, патриотизм, религия, светское государство, миграция.
Т е м а IV. Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века (2 ч)
Мировое сообщество после «холодной войны». Ялтинская система мироустройства. Глобальный конфликт двух систем социализма и капитализма. Двухполюсная система мира СССР и США. Гонка вооружений. Усиление влияния исламского мира. Нефть и мировое лидерство. Распад социалистического лагеря. Появление новых центров силы. «Демократия» и «рынок» в глобальной перспективе. Демократическая система в современном политическом развитии. Испытания демократии в современном мире. Столкновения различных демократических ценностей друг с другом. Единое бизнес-пространство в глобальном мире. Монополии в экономике. Влияние глобализации на социальную ситуацию в разных странах. Борьба с бедностью и голодом. Основные понятия: «холодная война», сверхдержавы, «третий мир», гонка вооружений, ядерное оружие, коррупция, транснациональные корпорации.
Т е м а V. Учитесь мыслить глобально (4 ч)
Феномен мирового лидерства. США после «холодной войны». Стратегия национальной безопасности США и понимание ими своей роли в мире. Борьба с международным терроризмом. Геополитические интересы США. Стандарты демократии и их понимание. Геополитические конкуренты. Отношения с политическими союзниками. Зоны особого внимания во внешней политике США. Россия в глобальной конкуренции. Понимание национальной безопасности в России. Модернизация государственного механизма как приоритетное направление. Интересы России по Концепции национальной безопасности. Основные задачи внутреннего развития. Отношение к современным военным угрозам. Угрозы национальной безопасности России и предполагаемые ответы. Ориентация на многополярность современного мира. Политика на постсоветском пространстве успехи и трудности взаимодействия. Россия на мировом энергетическом рынке. Европейский союз и его миссия. «Старая» и «новая» Европа. Европейская комиссия и Европейский парламент. Поиск энергетической безопасности. Отношения России и Евросоюза возможности стратегического партнерства. Последствия расширения миграционных процессов. Сложности европейской интеграции. Перспективы развития Евросоюза. Китай на пути к глобальной державе. От регионального лидера к глобальному игроку. Внутренние ограничения экономического развития. Континентальный и островной Китай. Воплощение в практику принципа «одна страна две системы». Стратегия национального развития Китая. Идея «четырех модернизаций». Экологическая ситуация и здоровье населения. Позиция Китая в Азиатском регионе. Основные понятия: двойные стандарты, сепаратизм, международный терроризм, модернизация, Европейский союз (Евросоюз), Всемирная торговая организация (ВТО).
Т е м а VI. Глобальная экономика (2 ч)
Становление единого мирового хозяйства. Эпоха «зональной глобализации». Экономические эксперименты в XX веке от коммунистической идеи к обществу массового потребления. Появление идеи «государства всеобщего благоденствия». Неолиберализм. Общество массового потребления. Глобализация экономики. Теория «пределов роста». Новые формы капитала: кадровый, интеллектуальный, символический, социальный, культурный. «Штабная экономика». Возникновение геоэкономических регионов. Модель современной экономики геокон (геоэкономическая конструкция). Взаимоотношения разных слоев (регионов) геокона. Россия в глобальной экономике. Противоречивость результатов глобализации экономического развития. Альтернативы экономического развития России. Факторы, влияющие на модель экономического развития. Перспективы экономического развития России. Среда «инновационной культуры». Особенности общественного и экономического развития России. Краткосрочные цели национальной инновационной инициативы. Система научно-исследовательской деятельности. Задача охраны российской интеллектуальной собственности. Риски в современном экономическом развитии. Национальные интересы и принцип справедливой глобализации. Основные понятия: зональная глобализация, средний класс, геокон, геоэкономические регионы, информационная экономика, трофейная экономика, «штабная экономика».
Т е м а VII. Глобальная безопасность (3 ч)
Сила оружия в современном мире. Угрозы существованию человечества. Глобальные противоречия в современном мире. Борьба за лидерство в современном мире. Влияние и контроль в современном мире. Ядерное оружие реальная опасность. Договоры о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, связанные с ограничением распространения ядерного оружия. Современные конфликты. Причины конфликтов в глобальном мире. Экономика и экология: поиски равновесия. Экологическая ситуация в современном глобальном мире. Глобальный характер экологических проблем. Экологическая ответственность и экологическая культура. «Экспорт» экологических проблем в современном мире. Промышленное развитие и угроза экологической катастрофы. Экологические программы. Экология и здоровье человека. Необходимость баланса между экономическими интересами и экологической необходимостью. XXI век и новые угрозы для человечества. Зависимость человека от машин и технологий. Экстенсивное развитие и экономические ресурсы. Основные типы современных ресурсов. Пути решения проблемы недостаточности ресурсов. Угроза международного терроризма и ее последствия. Глобальный характер угрозы терроризма. Меры по борьбе с терроризмом. Технические возможности для установления глобального контроля человека в XXI веке. Основные понятия: геноцид, экологическая ответственность, пандемия.
Т е м а VIII. Власть в информационном обществе (3 ч)
Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Западное общество и информатизация. Успешность в информационную эпоху. Средний класс и его роль. Власть в информационную эпоху. Источник социальных различий в информационном обществе. Новые очаги социальных конфликтов. Когнитариат. Рост ценности образования. Информация и демократия. Сила общественного мнения. Технологии «жесткой» и «мягкой» силы. Манипулирование общественным сознанием. Переход к информационному обществу и политическое развитие. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Роль средств массовой информации в современном мире. СМИ и формирование мировоззрения современного человека. Создание общественной повестки дня. «Четвертая власть». Функции СМИ. Государство и свобода СМИ. Конструктивная и деструктивная позиции СМИ. Политическое влияние СМИ. Нетократия. Информация в современном мире. Общество открытой коммуникации. Сетевые средства массовой информации. Новое структурирование общества. Многостороннее общение и обмен информацией. Секторная структура информационного общества. Иерархия в информационном мире. Политические институты индустриального общества и нетократы. Основные понятия: информатизация, средний класс, когнитариат, манипулирование, стереотипы, средства массовой информации, нетократия, коммуникация, Интернет, иерархия.
Т е м а IX. Россия и «русский мир» (4 ч)
Особенности русской политической культуры. Формы самоуправления в древнерусских городах. Вечевые органы власти. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Авторитарная и патриархальная политические культуры. Политическая свобода в авторитарной политической культуре. Отношения подданных и главы государства в патриархальной политической культуре. Разные типы политической культуры в истории России. Роль революционной политической культуры. Советский Союз и традиции политической культуры. Мессианская политическая культура. Политическая преемственность в российской истории. Политическая культура современной России. Политическая система современной России. Структурные элементы политической системы. Конституционные основы государственного устройства России. Федеративное устройство и федерализм. Республиканское правление. Парламентская, президентская и смешанная республики. Пост Президента РФ. Функции Президента РФ. Разделение властей в современной России. Российский парламент и парламентаризм. Исполнительная власть в РФ. Правительство РФ. Суды трех видов юрисдикции в России. Прокуратура в системе государственной власти. Система местного самоуправления, его политическая ценность. Развитие гражданского общества в современной России. Государство и гражданское общество. Составные элементы гражданского общества. Общественная палата и ее роль в жизни страны. Связь демократии и гражданского общества. Политическая система современной России. Суверенитет и территориальная целостность России в 1990-е годы. Россия «ближний круг» и «русский мир». Интересы и стратегия поведения России в ближнем зарубежье. Содружество Независимых Государств (СНГ). Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Программа возвращения соотечественников в Россию. Мигранты и социальная напряженность. Принцип разноскоростной интеграции. Приоритеты внешней политики России. Глобальная миссия России. Основные понятия: мессианство, политическая культура, анархизм, федерализм, парламентаризм, республика, правовое государство, гражданское общество, миграция, интеграция, «суверенная демократия».
Т е м а X (заключительная). Россия в глобальном мире: вызовы и задачи (4 ч)
Угрозы и вызовы для России в XXI веке. Факторы, влияющие на будущее России. Условия существования цивилизаций. Ответ на имеющийся вызов. Демографический вызов. Массовая миграция и ее последствия. Дефицит рабочей силы. Экологический вызов. Возможности создания экологически безопасной модели хозяйствования. Экологические стандарты. Уникальные экономические ресурсы России. Ответственная экологическая политика. Экономические, социальные, военные риски для России. Экономический вызов. Рыночная трансформация российской экономики. Потенциальные препятствия экономическому развитию России. Сырьевые секторы экономики. Техническая модернизация и создание новых технологий. Государственные механизмы стимулирования экономического роста. Социальный вызов. Проблема несправедливости распределения общественного богатства. Проблема бедности. Социальная структура России в начале XXI века. Имущественное расслоение. Правила восхождения по социальной лестнице. Военный и террористический вызовы. Военные конфликты в начале XXI века. Вооруженный сепаратизм. Стратегический ядерный паритет. Стратегии создания боеготовных Вооруженных сил. Массовая мобилизационная армия. Силы постоянной готовности. Мобильные Вооруженные силы. Решение национальных задач на основе эффективной демократии. Общенациональные приоритеты России. Выход из системного кризиса. Задачи перспективного развития страны. Бедность это несправедливость. Задача победы над бедностью. Улучшение материального положения работников бюджетной сферы. Обеспечение справедливости общественного устройства. Роль государства в решении национальных задач. Ответственность национальной элиты. Социальная ответственность бизнеса. Ориентиры достижения жизненного успеха. Эффективная государственность. Политическая активность и социальная ответственность. Создание эффективного государственного аппарата. Административная реформа. Обеспечение независимости и авторитета судебной власти. Гражданский контроль деятельности органов правопорядка. Построение эффективного федерализма. Взаимодействие регионов и Центра. Укрупнение регионов и создание федеральных округов. Укрепление институтов гражданского общества. Гражданские объединения и союзы. Программа «сбережения народа». Приоритетные национальные проекты в России. Геополитическая и цивилизационная миссия России в XXI веке. Сохранение суверенитета и национальной независимости. Суверенитет и геополитика справедливости. Построение демократического государства в России. Политическая архитектура мира. Равноправное сотрудничество в современном мире. Природные ресурсы и экономическая мощь России. Завоевание комфортного места в международном разделении труда. Фундамент экономического прорыва. Структурная перестройка. Условия гостеприимства. Сохранение, распространение и развитие русской культуры. Поддержка «русскофонии». Опасность межнациональной и межконфессиональной напряженности. Культура толерантности. Сохранение уникального природного многообразия России. Экологическая миссия России. Основные понятия: сепаратизм, вызовы, риски, справедливость, федерализм, государственность, приоритетные национальные проекты, «русскофония», ксенофобия, толерантность.
Итоговое повторение (2 ч)
Общественное многообразие современного мира. Типы обществ. Роль глобализации в изменениях обществ и индивидуального сознания. Попытки осмысления единства человечества в истории. Общечеловеческие ценности в истории российской цивилизации. Многообразие культур в современном мире. Современные конфликты. Взаимодействие культур. Роль религии в общественной жизни. Геополитическое лидерство. Стратегии национальной безопасности в глобальном мире. Противостояние и сотрудничество лидеров. Современная глобальная экономика. Экономическая успешность и конкурентоспособность. Политическая культура. Основы конституционного устройства России. Единое информационное пространство. Социальные изменения эпохи глобализации. Роль знаний в постиндустриальном обществе. Ответственность национальной элиты. Резерв времени 3 ч.
Требования к уровню усвоения курса:
В результате изучения курса «Обществоведение» на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
Основные социальные институты и процессы;
Различные подходы к исследованию человека и общества;
Особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
Уметь:
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
Осуществлять комплексный поиск, систематизацию, интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных и неадаптированных текстов;
Анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, переводить ее из одной знаковой системы в другую;
Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
Участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам4
Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
Подготовить аннотацию, рецензию. Реферат, творческую работу, устное выступление;
Применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
Ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений, критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
Нравственной оценки социального поведения людей;
Предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
Осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Календарно-тематическое планирование уроков обществознания 11 кл.
№ урока в году
№ урока в теме
Раздел/
Тема
Дата проведения урока в классах
Методика, технология проведения урока
Интеграция
Основные понятия
Ключевая компетентность
Виды учебной деятельности (на уровне УУД)
Воспитательная задача
Формы контроля
Примечание
11а
1
1
Вводное занятие. Мир в современную эпоху.
лекция
история
глобализация
Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания
Устный опрос
т.1 Общество. Общественное сознание(2 ч)
1, 2
1, 3
2
1
Основные функции и подсистемы общества..
Урок характеристика
история
общество, сознание, общественное сознание, эволюция, система, подсистема, функция, социализация, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, глобализация.
Знать каковы признаки общества, раскрывать смысл понятий, знать основные типы обществ
схема
3
2
Общественное сознание и его формы.
Урок исследование
история
культура, экономика, политика, право, наука, идеология, искусство, религия, мораль.
Рассмотреть виды общественного сознания, определять важнейшие признаки правового государства
эссе
Т.2Образы человечества в культурных традицияхи современных социально-политических теориях (3 ч)
1, 2
1, 3
4
1
Российская государственность и российская цивилизация.
Анализ
статей
история
государственность, раскол, абсолютизм, империя, теология, либерализм
Характеризовать сущность российской цивилизации
таблица
5
2
Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству.
лекция
западники, славянофилы, ненасилие, пацифизм
Характеризовать сущность особых пути к новому мироустройству.
Опорный конспект
6
3
Западные теории мироустройства.
семинар
история
мировые и национальные религии, марксизм, цивилизация
Знать основное содержание западных теорий, находить информацию по теме в неадаптированных источниках
Устное представление результатов работы
Т.3 Что нас разделяет (2ч)
1, 2
1, 3
7
1
Культура: понятие, многообразие, формы.
Урок исследование
история
социализация, традиции, культура, государство, суверенитет, нация, этническая общность, национализм, патриотизм, религия, светское государство, миграция.
определять особенности культур, находить информацию по теме в неадаптированных источниках
таблица
8
2
Религия и язык как явления культуры.
Круглый стол
история
социализация, традиции, культура, государство, суверенитет, нация, этническая общность, национализм, патриотизм, религия, светское государство, миграция.
Анализировать документы, открывшие историю религий как феномена культуры, сравнивать различные религии
Определение собственной позиции
Т.4Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX века (2ч)
1, 2
1, 3
9
1
Мировое сообщество после «холодной войны»
практикум
география
«холодная война», сверхдержавы, «третий мир», гонка вооружений, ядерное оружие, коррупция, транснациональные корпорации
Систематизировать и обобщить полученные знания.
Тестирование в формате ЕГЭ
10
2
«Демократия» и « рынок» в глобальной перспективе.
семинар
история
«холодная война», сверхдержавы, «третий мир», гонка вооружений, ядерное оружие, коррупция, транснациональные корпорации
находить информацию по теме в неадаптированных источниках
Устное представление результатов работы
Т.5 Учитесь мыслить глобально (4ч)
1, 2
1, 3
11
1
Феномен мирового лидерства.
Урок деловая игра
экономика
двойные стандарты, сепаратизм, международный терроризм, модернизация, Европейский союз (Евросоюз), Всемирная торговая организация (ВТО).
Знать, что называют феноменом мирового лидерства, находить и извлекать информацию о сущности модернизации
Устный опрос
12
2
Россия в глобальной конкуренции.
Урок-презентация
история
двойные стандарты, сепаратизм, международный терроризм, модернизация, Европейский союз (Евросоюз), Всемирная торговая организация (ВТО).
Объяснять значимость России в глобальной конкуренции, анализировать деятельность международных организаций
эссе
13
3
Европейский союз и его миссия.
диалог
история
двойные стандарты, сепаратизм, международный терроризм, модернизация, Европейский союз (Евросоюз), Всемирная торговая организация (ВТО).
Знать понятия темы, теории мировой экономики, основные тенденции государственной политики.
Уметь решать практические задачи, анализировать источники, понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы
Устный опрос
14
4
Китай на пути к глобальной державе.
практикум
история
Всемирная торговая организация (ВТО)
находить и извлекать информацию о сущности предпринимательства в Китае
Т.6Глобальная экономика (2ч)
3,4
2
15
1
Становление единого мирового хозяйства.
лекция
история
Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Объяснять, что дает человеку свобода в экономической деятельности, какие экономические объединения разрешаются российским законодательством, как следует понимать свободу рынка
Составление тезисов
16
2
Россия в глобальной экономике.
практикум
история
Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоговая система в РФ. Налоги, уплачиваемые предприятиями
Объяснять, какие права человека относятся к экономическим, характеризовать роль государства в обеспечении экономических условий жизни людей, объяснять, что такое «социальное государство». Называть основные направления экономической политики нашего государства. Определять собственную позицию: экономические проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе?
таблица
Т.7Глобальная безопасность (3ч)
3,4
2
17
1
Сила оружия в современном мире.
Урок практикум
история
геноцид, экологическая ответственность, пандемия
приводить примеры влияния ядерного оружия на мировой порядок
тезисы
18
2
Экономика и экология: поиски равновесия.
практикум
экология
геноцид, экологическая ответственность, пандемия
Систематизировать и обобщить полученные знания.
Тестирование в формате ЕГЭ
19
3
21 век и новые угрозы для человечества.
Урок характеристика
история
геноцид, экологическая ответственность, пандемия
Уметь определять последствия социальных конфликтов
Т.8 Власть в информационном обществе (3ч)
3,4
2
20
1
Информационное общество: политическое и социальное своеобразие.
исследование
история
информатизация, средний класс, когнитариат, манипулирование, стереотипы, средства массовой информации, нетократия, коммуникация, Интернет, иерархия.
Характеризовать и конкретизировать примерами признаки информационного общества
таблица
21
2
Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом.
Практ. Работа
История
информатизация, средний класс, когнитариат, манипулирование, стереотипы, средства массовой информации, нетократия, коммуникация, Интернет, иерархия.
Знать, что такое СМИ. Уметь разъяснять, апеллируя конкретными примерами
Проект: кодекс личности
22
3
Нетократия.
лекция
история
информатизация, средний класс, когнитариат, манипулирование, стереотипы, средства массовой информации, нетократия, коммуникация, Интернет, иерархия.
Высказывать собственное мнение о нетократии
Объяснять, как СМИ регулирует отношения в обществе и деятельность людей, определять, как соотносятся друг с другом общественное мнение и личное мнение человека
конспект
Т.9Россия и «русский мир» (4ч)
3,4
2
23
1
Особенности русской политической культуры.
исследование
история
мессианство, политическая культура, анархизм
Высказывать собственное мнение о политической культуре
Объяснять, как культура регулирует отношения в обществе и деятельность людей, определять, как соотносятся друг с другом общественное мнение и личное мнение человека
Устное представление результатов работы
24
2
Политическая система современной России.
семинар
История
федерализм, парламентаризм, республика
Определять значение политической системы в жизни человека и общества
Устное представление результатов работы
25
3
Развитие гражданского общества в современной России.
Урок практикум
история
правовое государство, гражданское общество, миграция, интеграция, «суверенная демократия»
Объяснять, что такое гражданское общество. Определять связь между гражданским обществом и правовым государством.
презентация
26
4
Роосия – «ближний круг» и «русский мир»
Урок практикум
история
миграция, интеграция, «суверенная демократия»
находить информацию по теме в неадаптированных источниках
сообщение
Т.10 Россия в глобальном мире (4ч)
3,4
2
27
1
Угрозы и вызовы для России в 21 в.
практикум
история
сепаратизм, вызовы, справедливость, федерализм, государственность,
Систематизировать и обобщить полученные знания.
Тестирование в формате ЕГЭ
28
2
Экономические ,социальные,военные риски для России.
лекция
экономика
риски, «русскофония», ксенофобия, толерантность.
находить информацию по теме в неадаптированных источниках
конспект
29
3
Решение национальных задач на основе эффективной демократии.
практикум
история
приоритетные национальные проекты
находить информацию по теме в неадаптированных источниках
Устное представление результатов работы
30
4
Геополитическая и цивилизационная миссия России в 21 веке.
лекция
география
Геополитика, цивилизация
Определять значение геополитической и цивилизационной миссии России в 21 веке.
конспект
Итоговое повторение (2ч)
1-4
1-3
31
1
Общественное многообразие современного мира.
практикум
география
Систематизировать и обобщить полученные знания.
Тестирование в формате ЕГЭ
32
2
Геополитическое лидерство.
практикум
география
Систематизировать и обобщить полученные знания.
Тестирование в формате ЕГЭ
33-35
Резерв.
Заголовок 115