Статья Метод проектов в работе с одаренными детьми на уроках географии


МЕТОД ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Рулина Е. Г.
В статье рассмотрены основы проектной деятельности при работе по индивидуальному плану с одаренными детьми. Использование метода проектирования в работе с одаренными учениками помогает им овладеть методами творческой научной работы и принимать участие в исследованиях, экспериментах, а также почувствовать уверенность в себе, самоутвердиться, «не потеряться», ощутить радость успеха.
Ключевые слова: одаренные дети, проектная деятельность, индивидуальный план.
Мы стоим в начале пути введения в современное образование стандарта второго поколения. Данный стандарт требует от учителя формирование всесторонне развитой личности, стремящейся к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию. В связи с этим особое внимание мы должны уделять одаренным детям, так как они – будущее нашего государства. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы.
Для их развития создаются классы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи и т.п. но не каждому такому ученику удается учиться в таких классах или школах, большинство из них учатся в обычных классах с обычными детьми. В данных случаях с одаренными учащимися необходимо заниматься индивидуально по специально разработанному плану.
В основу индивидуального плана работы с такими учащимися логично вводить принцип «горизонтального обогащения», т.е. увеличения объема знаний, умений и навыков на том же уровне, который заложен в учебной программе по географии. Целью осуществления индивидуального плана являлось стремление не столько дать большой объем знаний, сколько развить вкус у учащихся к выполнению сложных заданий, исследовательской деятельности, способность мыслить логически, творчески, а также поддерживать в них уверенность в своих силах и возможностях.
Такой план работы с одаренными детьми тесно связан с тематическим планом работы с классом в целом. В нем разрабатывается широкий и разнообразный свод заданий, способствующий при обучении делать их выбор, исходя из конкретной учебной потребности, а также учитывать уровень знаний ученика и его особенности.
Индивидуальный план работы с одаренными детьми целесообразно реализовывать через активные методы обучения. Одним из таких методов является метод проектной деятельности. [Леонидова, 2002, С. 67 – 68]
Проектная деятельность – одна из инновационных технологий, используемых на уроке географии, так как в основу метода положена идея о направленности познавательной деятельности школьников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).
Знания по географии специфичны, они служат способом рассмотрения мира, позволяют понимать, видеть и оценивать сложную систему взаимосвязей между территорией и окружающей обстановкой, людьми. В быту человек, обладающий географической культурой и методикой проектной деятельности, может оценить перспективы превращения болота – в пастбище или в пашню, карьера в водоем и т.д. В масштабах своего региона знание географии поможет составить проектный прогноз развития города, предприятия или отрасли хозяйства, оценить и спрогнозировать изменение уровня подземных вод, изменение климатических показателей в результате строительства плотины на реке и создания водохранилища.
География – наука многогранная, в которой тесно переплелись различные науки: биология, медицина, этнография, экология, астрономия, история, экономика, политика. Поэтому огромен выбор проблем для создания географических проектов. 
Одаренные дети, работая над проектами по географии, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в исследованиях, экспериментах, что помогает им почувствовать уверенность в себе, самоутвердиться, «не потеряться», ощутить радость успеха. Работая над географическим проектом, одаренные дети развивают умение добывать информацию, самостоятельное мышление, принимать нестандартные ситуации, прогнозировать, выявляют причинно-следственные связи, ученики получают важный опыт творческой, поисковой деятельности по решению поставленных проблем, которые перед ними ставит учитель географии.
Это требует от обучающихся самостоятельного применения ранее полученных географических знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов действий на основе ранее известных. В основе проектного метода обучения лежит творческое и самостоятельное усвоение обучающимися знаний по географии в процессе самостоятельной поисковой работе, то есть проектирования. Продукт географического проектирования – учебный географический проект, в качестве которого могут выступать доклад, реферат, исследовательская работа.
 Проектное обучение является личностно ориентированным. Оно позволяет детям учиться самостоятельно, а также на опыте других учеников. Благодаря этому стимулируются познавательные интересы обучающихся, дается возможность получать удовлетворение от результатов своего труда, ученик осознает ситуацию успеха в обучении. 
Научное проектное исследование способствует профессиональному росту  учителя и развитию творческих и интеллектуальных способностей ученика, расширяя знания, как в области географии, так и в целом способствует развитию творческого потенциала ученика.
Так, по индивидуальному плану был создан эколого-географический проект «Мой двор – зеленая страна». Цель проекта заключалась не только в благоустройстве своего двора, но и в формировании географического и экологического интереса у учащихся разного возраста – это ученики 1 – 11 классов. Проектная деятельность осуществлялась как в урочное, так и во внеурочное время, так как выбранная тема обладает большим информационным и трудовым объемом. В ходе выполнения работы ученики проявили себе отличными организаторами, творческими личностями показали свою географическую и экологическую грамотность в различных вопросах проекта. А самое главное, что выполнение проекта позволило пробудить у обучающихся желание постигать новое в географии и в экологии.
Результативность применения метода проектов можно проследить при проведении географических конкурсов и олимпиад. Эти результаты подтверждают, что интерес и склонности к изучению географии есть, а также много талантливых и одаренных детей. Система работы с одаренными детьми на уроках географии через проектную деятельность эффективна.
Библиографический список
Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2010.
Леонидова Н.Д. Индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии // География в школе, № 6 2002 г. С. 67 – 68