План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»
План-конспект открытого урока по литературе в 5-м классе по теме «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5-В классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина” включает обобщающие задания по развитию речи: устные сочинения, инсценирование, работу с эпитетами, выразительное чтение и ответы на вопросы в форме викторины.
Учащиеся 5-В класса со средними учебными способностями, активны на уроках, любят отвечать на поставленные вопросы, выполнять различные задания игрового плана.
Образовательные цели:
Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина;
Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;
Учить детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуаций общения;
Организовать работу так, чтобы способствовать поиску новых, ранее не замеченных деталей, для того, чтобы в конечном итоге прийти к целостному восприятию и осмыслению прочитанного;
Осуществить интегрированную связь уроков русского языка, этики, музыки, живописи.
Развивающие цели:
Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;
Развивать навыки выразительного чтения;
Развивать память, связную монологическую речь учащихся;
Способствовать развитию творческого воображения и актерских способностей детей;
Воспитательные цели:
Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям;
Прививать любовь к возвышенному, поэтическому миру сказки;
Заронить в детские души семена добра, справедливости, любви к ближнему, научить радоваться своим успехам и успехам друзей;
Воспитывать чувство прекрасного;
Привлечь к работе на уроке всех учащихся.
Опережающие задания к уроку:
устное сочинение “Моя первая встреча со сказками А.С. Пушкина”
инсценировка
выразительное чтение отрывка из поэмы “Руслан и Людмила”, стихотворения «Няне»
иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина
Оборудование к уроку:
Портрет Пушкина
Выставка рисунков-иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.
Презентация №1, №2
Музыкальное сопровождение: Глинка М.И. Отрывок из оперы «Руслан и Людмила».Сады Черномора.; М.И.Глинка Увертюра к опере «Руслан иЛюдмила»; П.И. Чайковский "Времена года". Январь (У камелька).
Эпиграф к уроку:
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!А.С. Пушкин
Ход урока
1. Вступление. Видеосъёмка портрета А.С. Пушкина (Презентация №1, слайд№1), детских рисунков на фоне мелодии М.И.Глинки «Руслан и Людмила» (Сады Черномора).
2. Слово учителя:
“Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, - говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Мы ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” - и обозначает всего-навсего излучину морского берега (“лука” - изгиб берега). А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы.
- Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают свои предположения)
Учитель: Да, Лукоморье – это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими. (слайд №2)
3. Чтение учеником стихотворения «У лукоморья»
4. Слово учителя.
А ещё мы совершим путешествие в мир поэта А. С. Пушкина, увидим, каким предстаёт он на страницах своих волшебных сказок.
Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми.
- А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта?
(Примерные ответы учеников: восхитительные, прелестные, чудесные, светлые, красивые, умные, добрые)
Учитель: Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра. (слайд №3)
5. Выступление ученика: устное сочинение “Моя первая встреча со сказками Пушкина”.
6. Слово учителя: (слайд №4)
Ребята, я хочу обратить ваше внимание
· на эпиграф к нашему уроку: «Что за прелесть эти сказки!». Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна.
- Кто такая была Арина Родионовна? (слайд №5)
С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне».
7. Ученик читает стихотворение «Няне»
8. Слово учителя.
От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь. Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией. Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку. (слайд №6)
9.Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»
10. Слово учителя. (слайд №7)
Всё было мудро предназначено
Судьбой – и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светелке – теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И пеня русская, старинная
Его, младенца, пеленала
11.Сценка. (На фоне мелодии П.И. Чайковского - "Времена года". Январь (У камелька).
ведущий читает текст, за столом сидит Арина Родионовна (вяжет), рядом маленький Пушкин.)
Ведущий. Мерцали редкие огни деревни Михайловское: В доме Пушкиных, стоявшем среди парка, утонувшего в сугробах, светилось лишь одно окно: Сейчас, когда ночь окутывала землю, нет писем, не звенит колокольчик, возвещая о чьем-то приезде: И кажется, что не всем белом свете они только двое: Пушкин и няня.
Няня. - Вот взялись они за руки, и пошли, куда глаза глядят. Идут, идут - видят озеро большое, а у озера - табун лошадей. Захотелось Иванушке пить, а сестрица Аленушка не пускает. "Не пей, говорит, братец, а то будешь жеребеночек. Потерпи, милый, до колодца:" (Клубок шерсти скатился с колен няни на пол. Она, кряхтя, нагнулась, подняла и снова задвигала спицами, лукаво поглядела на Александра.) Сказывать дальше, аль спать будешь?
Ведущий. Она быстро досказала сказку.
Няня. - Высватали Иванушке царевну из соседнего царства, свадьбу учинили, и такой веселый пир пошел, какого с начала мира не было: И я там была, - закончила няня, складывая работу и втыкая спицы в шерсть, - мед, пиво пила, по губам текло, да вот, жаль, в рот не попало. (Она тяжело поднялась с табурета). - Ну, спи, Христос с тобой, - сказала она и перекрестила Александра, приговаривая: "Спи, глазок, спи другой. О хорошем думай - сон хороший увидишь".
Ведущий. Александр внимательно слушал сказку. Он затвердил в ней почти каждое слово, но готов был слушать еще и еще. Его убаюкивал певучий голос няни, а в голове шевелились при этом какие-то неясные и приятные мысли.
12. Слово учителя .
Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь новое.
13. Викторина по сказкам А.С. Пушкина (Презентация №2)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№1
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд №5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№7
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№8
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№9
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№10
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№11
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд №12
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№13
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№14
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№15
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№16
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415слайд№17
14. Подведение итогов. Выставление оценок.
Слово учителя.
Молодцы! Многих героев сказок узнали.
- Понравился ли вам наш урок?
- Интересны пушкинские сказки?
- Согласны ли вы со словами А.С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Спасибо за ваше участие. Наш урок завершён.
Заголовок 115