Эффективные приемы работы с одаренными детьми. Из опыта работы учителя начальных классов Хреновой М.А.
Эффективные приемы работы с одаренными детьми
Хренова М.А.
Учитель начальных классов
МБОУ «ТСШ№2»
- Здравствуйте, дорогие коллеги. Позвольте поздравить вас с окончанием учебного года! И пожелать много солнечных дней, благодарных родителей и талантливых учеников.
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое- прохладную тень, одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.
Учителя нашей школы считают, что все дети талантливы, надо только найти такие способы, чтобы разгадать их. Коллектив учителей находятся в постоянном поиске таких систем обучения и воспитания, при которых дети не просто усваивают сумму знаний, а учатся учиться. Наша цель - это создание единого образовательного пространства, направленного на разностороннее развитие участников образовательного процесса. Для достижения этой цели, определили основные направления деятельности: интеллектуально-творческое, коррекционно-развивающее, личностно-ориентированное, здоровьесберегающее и содружество с родителями.
Технология развивающего обучения осуществляется в процессе развития индивидуальных творческих способностей ребёнка. Опираясь одновременно на рекомендации школьного психолога, на мониторинг развития познавательных процессов, узнавая интересы и склонности учеников, разрабатываем систему работы с одаренными детьми в интеллектуальном клубе «Совенок» (начальные классы), и в научном обществе учеников «Перспектива» (среднее и старшее звено). Исследовательская и проектная деятельность стала эффективным средством развития ученического и педагогического коллектива, избавила от однообразия и монотонности образовательного процесса. Ребята вместе с педагогами проводят эксперименты, готовят презентации, создают видеофильмы. Ведь то, что ребенок откроет для себя сам, он уже никогда не забудет.
Образовательную деятельность учеников выстраиваем в сотрудничестве, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Это воспитывает в каждом веру в свои силы. При этом формируется фундамент, то есть универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы каждого ребёнка.
Результаты говорят сами за себя. Есть победители и призеры предметных олимпиад и научно-практических конференций.
В научно – практической конференции муниципального уровня приняло участие 4 учащихся, 2 из них стали победителями, что составило 50% качества. 13 учащихся приняло участие в региональной конференции, 3 из них стали призерами, 3 лауреатами. 7 учащихся стали участниками всероссийского конкурса «Портфолио»
Олимпиады и конференции способствовали выявлению наиболее способных ребят. В рамках программы «Одаренные дети» в течение года работали мобильные группы по подготовке к олимпиадам, проводились консультации по исследованиям. В процессе подготовки и проведения олимпиад, научно-практических конференций и интеллектуальных конкурсов, возрос интерес к учебным предметам, общая эрудиция, умение выполнять сложные, нестандартные задания.
Вместе с тем выявилась и недостаточная подготовка сильных учащихся по некоторым предметам. Подробный анализ ошибок учащихся, их затруднений в выполнении олимпиадных задач был сделан на всех заседаниях МО. В этом году предложили учителям по этим предметам разработать индивидуальные рабочие программы по работе с каждым одаренным ребенком.
Школа находит возможности для участия детей в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и марафонах международного, всероссийского, регионального уровней:
№
Международный уровень
Всероссийский уровень
Региональный уровень
Муниципальный
уровень
1
2
Русский медвежонок
(Призеры)
«Золотое руно»
(Дипломы 1, 2 степени)
Кенгуру
(призеры)
Лучший ученик 2011
(призеры)
Зеленая планета
(Дипломы 1, 2 степени)
Викторина «Города – герои»
Конкурс
по пожарной безопасности
«Все на борьбу с пожарами!»
Конкурс рисунков по ПДД «Наш вернисаж»
Газета «Земля Таштыпская»
Знакомые черты наших родных и близких
(победители)
Новогодняя сказка (победители)
Весеннее настроение
3
КИТ
(победитель)
Совенок
(Лауреаты)
Мой любимый сказочный герой (Дипломы 1, 2 степени)
4
Британский бульдог
Выставки художественно-технического творчества
(Дипломы 1, 2 степени)
5
Наша новая школа
Выставки цветов, плодов и овощей (Дипломы 1, 2 степени)
6
«Эму»
(Победители
и призеры)
Танцевальные конкурсы
7
Марш парков
«Покормите птиц зимой»
(Победители)
Вокальные конкурсы
Учащиеся начальной школы пробуют себя в роли юных журналистов в школьном пресс – центре, который выпускает журнал «Мы растем», в муниципальной газете «Земля Таштыпская».
В современном обществе на первый план выдвигаются уникальные, творческие способности личности. Многим детям важно, чтобы их заметили, поняли, оценили. Ведь если ребенок не преуспел в общеобразовательных предметах, он может состояться как спортсмен, художник, поэт. Поэтому, благодаря разработанному в нашей школе блоку программы «Творчество +», заметен высокий процент получения учащимися класса дополнительного образования. В школе ведется кружковая работа по следующим образовательным направленностям: социально-педагогическая, художественно – эстетическая, естественно-научная, физкультурно-оздоровительная.
Направление
Объединение
Естественно-научное
Основы танцевального искусства
Агиттеатр «Современник»
«Основы вокального искусства»
«Художественная обработка материалов»
«Умелые ручки»
«Волшебная кисточка»
Социально-педагогическое
Пресс-центр «Мы растем»
«Вожатый»
Клуб «Пегасик»
«Знатоки афоризмов»
Физкультурно-оздоровительное
Волейбол
Гиревой спорт
Лыжные гонки
Настольный теннис
Футбол
Вольная борьба
Естественно-научное
Знатоки биологии
Ученики становятся призерами и лауреатами конкурсов юных исполнителей, танцоров, вокалистов, театралов, чемпионами спортивных соревнований разного уровня.
Системный подход реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Важнейшей составляющей которого является личностно-ориентированное образование, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности.
Но личность воспитывается только личностью. Коллектив нашей школы объединяет единомышленников, любящих детей, способных к слаженной совместной работе и творческому развитию. Педагогам свойственен высокий уровень профессионализма, хорошая образовательная подготовка, значительный творческий потенциал.
Креативность, гуманизм, высокая работоспособность и взаимопонимание всех членов коллектива создают тот особый микроклимат, позволяющий создать лучшие условия для развития и воспитания каждого ребенка. Это дает возможность не только добиваться стабильного уровня знаний, умений и навыков, но и развивать яркие творческие способности, воспитывать нравственность каждого ученика, повышать профессиональный уровень педагогов.
.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15