Положение об элективных курсах, требования к ведению школьной документации
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом Директор: МАОУ СОШ №147
МАОУ СОШ №147 ____________________Е.А.Рожков№_______от __________ Приказ № ________ от __________
ПОЛОЖЕНИЕ
об элективных курсах и требованиях к оформлению рабочих программ1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»,
«Концепции профильного обучения»,
Базисного Учебного плана (БУП), Типового положения об образовательном учреждении,
Устава МАОУ СОШ № 147 с целью введения предпрофильной подготовки обучающихся основной общей школы и профильного обучения учащихся средней общей школы.
1.2. Цель, задачи и функции элективных курсов
Цель элективных курсов: удовлетворение индивидуальных образовательных склонностей каждого школьника.
Задачи элективных курсов:
повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности;
подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
выработка у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач;
создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.
Функции элективных курсов:
предпрофильного обучения:
направление на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения, определение степени готовности и обоснованности к выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
профильного обучения:
«поддержание» изучения основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне;
специализация обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий.
1.3 Типы элективных курсов
По назначению выделяются несколько типов элективных курсов
Предметно-ориентированные:
обеспечивают для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ;
дают ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;
создает условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору
Профильно-ориентированные:
ориентированы на получение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, т.е. данные курсы являются дополнением содержания профильного курса;
уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.
Межпредметные:
обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
поддерживают мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.
Надпредметные:
обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими профиля обучения;
знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.
2. Организация и порядок проведения
2.1. Элективные курсы:
- реализуются за счёт школьного компонента Учебного плана;
- могут быть предметными и ориентационными.
2.2.Элективные курсы реализуют учебную программу, прошедшую экспертизу методического Совета и утверждённую директором школы.
2.3.Учитель - предметник, проводящий элективные курсы, составляет рабочую программу элективных курсов в соответствии с учебным планом до начала учебного года
2.5.Программы и учебные материалы элективных образовательных программ и учебных материалов для предпрофильной подготовки обучающихся основной общей школы и профильного обучения на уровне среднего общего образования должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре образовательных программ и материалов к ним.
3. Требования к оформлению программ элективных курсов
Программа элективного курса должна содержать следующие структурные элементы:
Титульный лист.
На титульном листе должны быть обозначены:
наименование образовательного учреждения, где разработана программа;
сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
название элективного курса;
класс(ы), на которые рассчитана программа;
ФИО разработчика программы, должность, категория;
название города, населенного пункта;
год разработки программы.
Пояснительная записка
Основная характеристика элективного курса
цель и задачи курса
сроки реализации программы (продолжительность обучения);
Содержание изучаемого курса
Требования к подготовке обучающихся
Учебно-тематический план
перечни разделов и тем;
количество часов, выделяемых на изучение каждой темы;
перечень видов и форм занятий
Учебно-дидактическое сопровождение
содержит перечень книг и статей, а также других видов учебно-методических материалов, необходимых для изучения курса.
Календарно-тематическое планирование: дата, номер урока, главы (разделы), тема занятия, коррекция
4. Права и обязанности учащихся
4.1. Учащийся имеет право самостоятельного выбора элективных курсов в объеме, определенном учебным планом.
4.2.Учащийся обязан выполнить программы выбранных ЭК в объёме 35 часов в год. Если элективные курсы рассчитаны на полугодие, то объем учебной нагрузки должен составлять не менее 17 часов.
4.3. Объём учебной нагрузки учащегося в неделю не должен превышать максимально допустимый (согласно учебному плану).
5. Ответственность
5.1. Учитель несёт ответственность за выполнение программы ЭК
5.2. Учитель несёт ответственность за ведение документации, своевременность и правильность отчетов по ЭК.
5.3. Учитель отвечает за наполняемость группы (не менее 6 человек), обеспечивает посещение ЭК учащимися, которые выбрали соответствующий курс.
6. Делопроизводство
6.1. Список учащихся и прохождение программы ЭК фиксируется в специальном журнале, который хранится в учебной части.
6.2. Заполнение журналов при проведении элективных курсов по выбору должно отвечать следующим требованиям:
в одном журнале могут быть записаны несколько курсов по выбору;
в журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о посещающих элективные курсы учащихся, об отсутствующих на занятиях;
при посещении курса по выбору учащимися разных классов одной параллели список оформляется на одной странице в специальном журнале
журнал элективных курсов является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.
Для оценивания учебных достижений обучающихся использовать систему («зачет-незачет»). Курс считаться зачтенным, если учащийся посетил не менее 80% занятий по этому курсу и (или) по окончании курса предоставил зачетную работу. Зачетная работа может быть выполнена в форме контрольной, лабораторной, практической, презентационной работы или в др. форме.
В аттестате об основном общем или среднем общем образовании делается запись о пройденных курсах (полное название в соответствии с учебным в соответствующей строке). Оценки по элективному курсу не выставляются.
6.3. Контроль состояния преподавания ЭК и посещаемости учащихся возлагается на заместителя директора по УВР.