РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по профессиям СПО 16675 «Повар»
Министерство образования Республики Мордовия
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Дубенский аграрный техникум»
рабочая ПРОГРАММа
общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
по профессиям СПО 16675 «Повар»
Дубенки
2015
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины составлена на основе примерной учебной программы по предмету «Физическая культура» (В. И. Лях, М.: «Просвещение», 2013 г), разработанной с учетом требований ФГОС по профессии СПО технического профиля профессионального образования 16675 «Повар».
РЕКОМЕНДОВАНА
на заседании ПЦК
Председатель ПЦК
______________Н.М.Ганаева
Протокол заседания ПЦК
№ 1 от «31» августа 2015 г
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
М.Н.Сутайкина
«31» августа 2015 г
Составил: Бровцев Е.М., преподаватель физической культуры и ОБЖ
Пояснительная записка
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры — главная цель развития отечественной системы школьного образования. В связи с этим, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели. Изучение предмета «Физическая культура» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.
Рабочая учебная программа по физическая культура составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Физическая культура» (В. И. Лях, М.: «Просвещение», 2013 г., Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. (ФЗ-273) Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения), (далее по тексту – ФГОС ООО).
Ориентируясь на решение задач образования в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
- реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения.
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности обучающихся;
- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
В связи с не дооснащением общеобразовательного учреждения согласно требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования невозможна реализация стандарта общего образования и программы в полном объеме по разделам:
- легкая атлетика (прыжок в длину с разбега, прыжок в высоту с разбега);
- гимнастика (упражнения на брусьях, бревне, лазанию по канату, опорному прыжку).
Цель и задачи учебного предмета «Физическая культура»
Цель: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
- развитие двигательных способностей обучающихся в различных видах деятельности;
- подготовка обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории, профессиональному самоопределению в условиях рынка труда.
Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры, основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. Активное освоение данной деятельности позволяет не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности рабочая учебная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.
Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. Уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом, уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают обучающимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что обучающиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств обучающихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5-7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента.
Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5-7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
Отличительные особенности планирования этих уроков:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки обучающихся.
Такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью обучающихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7-9 мин);
— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются обучающимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
В целом, каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и, по возможности, должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые обучающимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебная дисциплина «Физическая культура» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физическая культура» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебных планах ОПОП СПО дисциплина «Физическая культура» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Рабочая программа по физической культуры для 101 и 201 групп специальностей «Повар» составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Дубенский аграрный техникум». Дисциплина «Физическая культура» изучается в объеме 244 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым учеником класса.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «конкретное – общее - частное», и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности обучающихся, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и пред-ставлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Тематическое планирование учебной дисциплины «Физическая культура» для 101 группы
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Кол-во часов
Раздел 1. Теоретическая часть 3
Введение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО. Общие понятия о физической культуре. Инструкция по т/б на уроках физической культуры. 1
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья 1
Самоконтроль, его основные методы. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 1
Раздел 2. Практическая часть 87
Содержание учебного материала Легкая атлетика Бег 100 метров, 200 метров и эстафетный бег 4Ч 100 метров. Прыжки в высоту и длину с разбега. Метание гранаты. ОРУ и СБУ, тренировка в беге на 1 км: равномерно и непрерывно. Совершенствование техники бега на короткие дистанции: прыжковые упражнения. Совершенствование техники челночного бега, равномерный бег до 3 км. Совершенствование техники бега на короткие дистанции: старт и стартовый разбег 50 м. 100 м. 200 м. Бег по пересеченной местности. ОФП. 26
Содержание учебного материала Гимнастика Упражнения на гимнастических снарядах: перекладина — подтягивание, подъем переворотом, брусья – выход в упор на руки с последующим соскоком на махе вперед, козел – опорные прыжки, вольные упражнения — кулаки вперед, назад и упражнение на равновесие. 10
Содержание учебного материала Лыжная подготовка Попеременные ходы. Одновременный ход. Переход с одного хода на другой. Коньковый ход. Спуски с поворотами со склона. Спуски с торможением. Прохождение дистанции с переменной скоростью Совершенствование индивидуальной техники ходьбы на лыжах. Прикладные упражнения: специализированные полосы препятствий, включающие подъемы, спуски («по прямой» и «змейкой»), небольшие овраги и невысокие трамплины. 18
Содержание учебного материала Спортивные игры. Волейбол, баскетбол, футбол. Отработка и совершенствование технических элементов игры. 28
Содержание учебного материала Зачет Выполнение контрольных нормативов по л/а, гимнастике. 12
Самостоятельная работа:
Бег по пересеченной местности. Подтягивание на перекладине. Совершенствование технической подготовки в спортивных играх (по выбору). Участие в спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях 45
Максимальная учебная нагрузка (всего) 135
Тематическое планирование учебной дисциплины «Физическая культура» для 201 группы
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Кол-во часов
Раздел 1. Теоретическая часть 3
Введение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО. Общие понятия о физической культуре. Инструкция по т/б на уроках физической культуры. 1
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья 1
Самоконтроль, его основные методы. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 1
Раздел 2. Практическая часть 70
Содержание учебного материала Легкая атлетика Бег 100 метров, 200 метров и эстафетный бег 4× 100 метров. Прыжки в высоту и длину с разбега. Метание гранаты. ОРУ и СБУ, тренировка в беге на 1 км: равномерно и непрерывно. Совершенствование техники бега на короткие дистанции: прыжковые упражнения. Совершенствование техники челночного бега, равномерный бег до 3 км. Совершенствование техники бега на короткие дистанции: старт и стартовый разбег 50 м. 100 м. 200 м. Бег по пересеченной местности. ОФП. 23
Содержание учебного материала Гимнастика Упражнения на гимнастических снарядах: перекладина — подтягивание, подъем переворотом, брусья – выход в упор на руки с последующим соскоком на махе вперед, козел – опорные прыжки, вольные упражнения — кулаки вперед, назад и упражнение на равновесие. 11
Содержание учебного материала Лыжная подготовка Попеременные ходы. Одновременный ход. Переход с одного хода на другой. Коньковый ход. Спуски с поворотами со склона. Спуски с торможением. Прохождение дистанции с переменной скоростью Совершенствование индивидуальной техники ходьбы на лыжах. Прикладные упражнения: специализированные полосы препятствий, включающие подъемы, спуски («по прямой» и «змейкой»), небольшие овраги и невысокие трамплины. 13
Содержание учебного материала Спортивные игры. Волейбол, баскетбол, футбол. Отработка и совершенствование технических элементов игры. 19
Содержание учебного материала Зачет Выполнение контрольных нормативов по л/а, гимнастике. 2
Самостоятельная работа:
Бег по пересеченной местности. Подтягивание на перекладине. Совершенствование технической подготовки в спортивных играх (по выбору). Участие в спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях 36
Максимальная учебная нагрузка (всего) 109
Содержание учебного предмета
Легкая атлетика
Перечень формируемых УУД:
- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- коммуникативные УУД;
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- личностные УУД;
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно - этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
1.1 Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; низкий старт и стартовый разгон.
1.2 Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину с разбега способом «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы».
1.3 Метание: малого мяча в вертикальную цель и горизонтальную цель, на дальность с места и с разбега в 3-6 шагов.
1.4 Развитие двигательных способностей: упражнения для развития выносливости, скоростно-силовых способностей, скоростных способностей, координационных способностей.
Спортивные игры
Перечень формируемых УУД:
- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- коммуникативные УУД;
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- личностные УУД;
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно - этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
2.1 Баскетбол. Бег с изменением направления и скорости, передачи мяча, ведение мяча, броски мяча, вырывание и выбивание мяча, держание игрока с мячом, штрафной бросок, тактические действия трех нападающих против двух защитников.
2.2 Волейбол. Стойки и передвижения, передачи мяча, нижняя прямая подача, прием подачи, передача мяча у сетки, передача в прыжке через сетку, передача мяча сверху стоя спиной к цели, прием мяча отроженного сеткой, прямой нападающий удар, тактические действия.
2.3 Мини-футбол. Удар по мячу, вбрасывание мяча из-за боковой линии, ведение мяча, тактические комбинации, остановка мяча, двухсторонняя игра.
2.4 Футбол. Удар по мячу, вбрасывание мяча из-за боковой линии, ведение мяча, тактические комбинации, остановка мяча, двухсторонняя игра.
2.5 Развитие двигательных способностей. Упражнения для развития скоростно-силовых способностей, скоростных способностей, координационных способностей.
Гимнастика
Перечень формируемых УУД:
- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- коммуникативные УУД;
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- личностные УУД;
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно - этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
3.1 Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
3.2 Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост, прыжки с поворотом.
3.3 Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
3.4 Прыжки со скакалкой.
Лыжная подготовка
Перечень формируемых УУД:
- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- коммуникативные УУД;
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- личностные УУД;
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно - этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
4.1 Лыжная подготовка. Одновременный одношажный ход, коньковый ход, попеременный четырехшажный ход, переход с попеременных ходов на одновременные, торможение плугом, развитие двигательных способностей.
Планируемые результаты освоение учебной дисциплины
«Физическая культура»
По результатам освоения учебной дисциплины «Физическая культура» студенты научатся:
Знания о физической культуреСтудент научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• понимать определение допинга, основ антидопинговых правил и кон-цепции честного спорта, осознавать последствия допинга;
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Студент получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельностиСтудент научится:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особен-ности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовлен-ности.
Студент получит возможность научиться:
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием оздорови-тельной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствованиеСтудент научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
• выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Студент получит возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине «Физическая культура» для 101 группы
№
п/п Наименование тем и разделов Количество часов Дата проведения
1 Введение 1 Раздел 1. Теоретическая часть 3 2 Основы здорового образа жизни. 1 3 Гигиенические основы физических упражнений 1 4 Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями 1 Практическая часть
Раздел II. Легкая атлетика 18 5-6 Техника и тактика бега на 100 м. Низкий старт 2 7-8 Бег 200 м. ОФП. 2 9-10 Бег 100 м. на максимальный результат. 2 11-12 Челночный бег 3х10 м. СБУ. 2 13-14 Техника метание гранаты на дальность 2 15-16 Метание гранаты на максимальный результат. 2 17-18 Бег по пересеченной местности (развитие выносливости и скоростных качеств). 2 19-20 Бег на дистанцию: юноши – 3000 м., девушки – 2000 м. на максимальный результат. 2 21-22 Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивания». 2 Раздел III. Гимнастика. Атлетическая подготовка. 10 23-24 Акробатика: кувырки вперед, назад, стойка на голове (юноши), «мост» из положения лежа, «полушпагат», длинный кувырок. 2 25-26 Комбинация из ранее изученных элементов. 2 27-28 Опорный прыжок через козла способом «ноги врозь». 2 29 Прыжок в длину с места. Прыжки со скакалкой. 1 30-31 Подтягивания: высокая (юноши) и низкая (девушки) перекладина. Поднимания туловища, лежа на спине, руки за головой. 2 32 Двоеборье (гири 16 кг) – юноши. Прыжки со скакалкой – девушки. 1 Раздел IV. Лыжная подготовка 18 33 Техника безопасности. 1 34-35 Попеременный двушажный ход. Повороты на месте. Дистанция 3 км. 2 36-37 Одновременный одношажный и бесшажный ход. Дистанция 3 км. 2 38-39 Коньковый ход. Дистанция 5 км. 2 40-41 Равномерное прохождение дистанции: юноши – до 6 км, девушки – до 5 км. 2 42-43 Спуски подъемы, повороты, торможения. Дистанция – 5 км. 2 44-45 Попеременный четырехшажный ход. 2 46-47 Прохождение дистанции до 6 км. 2 48-49 Совершенствование пройденных лыжных ходов на тренировочном круге. 2 50 Прохождение дистанции на максимальный результат: юноши - 5 км., девушки – 3 км. 1 Раздел V. Спортивные игры. 28 51-52 Волейбол: нижняя прямая и верхняя подачи. Правила игры. 2 53-54 Прием мяча снизу после подачи. Учебная игра. 2 55-56 Многократные передачи над собой. Учебная игра. 2 57-58 Блокирование. Нападающий удар. 2 59-60 Двухстороння учебная игра в волейбол. 2 61-62 Баскетбол: ведение мяча на месте, в движении. Правила игры. 2 63-64 Взаимодействие игроков в двойках, тройках. 2 65-66 Двухстороння учебная игра в баскетбол. 2 67-68 Выполнение бросков. Учебная игра. 2 69-70 Передача и ловля мяча с отскоком от площадки. Учебная игра. 2 71 Футбол: ведение мяча. Правила игры. 1 72-73 Техника ударов по мячу ногой, головой. Удары по воротам. 2 74-75 Ведение мяча попеременно правой и левой ногами. Учебная игра. 2 76-77 Техника остановки мяча. Учебная игра. 2 78-79 Двухстороння учебная игра. 2 Раздел VI. Легкая атлетика 10 80-81 ОРУ и СБУ, тренировка в беге на 1 км: равномерно и непрерывно. 2 82-83 Совершенствование техники бега на короткие дистанции: прыжковые упражнения 2 84-85 Совершенствование техники челночного бега, равномерный бег до 3 км. 2 86-87 Совершенствование техники бега на короткие дистанции: старт и стартовый разбег 50 м. 100 м. 200 м. 2 88 Бег по пересеченной местности. ОФП. 2 89-90 Зачетные занятия. 2 Итого 90 Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине «Физическая культура» для 201 группы
№
п/п Наименование тем и разделов Количество часов Дата проведения
Раздел I. Теоретическая часть 3 1 Основы здорового образа жизни 1 2 Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом 1 3 Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста 1 Практическая часть
Раздел II. Легкая атлетика 15 4-5 Бег по пересеченной местности. СБУ. 2 6-7 Бег на короткие дистанции 50м, 100 м, 200м. Низкий старт. 2 8-9 Эстафетный бег 4х100. 2 10 Бег 100 м. на максимальный результат. 1 11-12 Метание гранаты на максимальный результат: юноши 700 гр. девушки 500 гр. 2 13-14 Бег по пересеченной местности (развитие выносливости и скоростных качеств). 2 15-16 Прыжки в высоту способом «перешагивания» 2 17-18 Бег на дистанцию: юноши - 3000 м. девушки 2000 м. 2 Раздел III. Гимнастика. Атлетическая подготовка. 11 19 Акробатика: соединение ранее изученных элементов. 1 20-21 Акробатика: разучивание элемента «колесо», стойка на руках у стены. 2 22-23 Прыжок в длину с/м. Прыжки со скакалкой за 30 секунд. 2 24-25 Совершенствование опорных прыжков: юноши через коня - «ноги врозь», девушки - через козла. 2 26-27 Подтягивания на высокой (юноши) и низкой (девушки) перекладине. 2 28-29 Поднимание туловища на спине, руки за головой. 2 Раздел IV. Лыжная подготовка 13 30-31 Попеременный ход. Дистанция 5 км. 2 32-33 Одновременный ход. Дистанция 5 км. 2 34-35 Переход с одновременных ходов на попеременные. Дистанция 5 км. 2 36-37 Коньковый ход. Дистанция 5 км. 2 38-39 Спуски с поворотами со склона. Спуски с торможением. 2 40-41 Прохождение дистанции на выносливость: юноши - до 10 км. девушки - до 8 км. 2 42 Прохождение дистанции на максимальный результат: юноши - 5 км. девушки - 3 км. 1 Раздел V. Спортивные игры. 19 43 Волейбол: повторение подач (прямые и боковые). 1 44-45 Прямой нападающий удар. Игра в защите. 2 46-47 Блокирование нападающего удара. Учебная игра. 2 48-49 Передача назад, вперед. Учебная игра. 2 50-51 Баскетбол: ловля высоко летящего мяча в прыжке двумя руками. 2 52-53 Ловля мяча с полуотскока, перехват мяча. Учебная игра. 2 54-55 Двухстороння учебная игра в баскетбол. 2 56-57 Футбол: повторение ведение мяча, удары по мячу. 2 58-59 Удар головой в прыжке. Учебная игра. 2 60-61 Двухстороння учебная игра в футбол. 2 Раздел VI. Легкая атлетика 10 62-63 Бег по пересеченной местности. ОФП. 2 64-65 Бег на короткие дистанции: 50 м, 100 м, 250 м. СБУ 2 66-67 Интервальный бег: дистанция 5 км. 2 68-69 Метание гранаты с разбега: юноши - 700 гр. и девушки 500 гр. 2 70-71 Бег 3000 м. юноши 2000 м. девушки на макс. результат. 2 72-73 Зачетное занятие. 2 Итого 73 материально-техническое обеспечение ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного зала.
Оборудование учебного кабинета:
наличие спортивного зала, стадиона, тренажерного зала, лыжной базы с лыжехранилищем.
наличие спортивного инвентаря:
- Стенка гимнастическая
- Бревно гимнастическое напольное
- Козел гимнастический
- Конь гимнастический
- Перекладина
- Брусья гимнастические, параллельные
- Канат для лазания, с механизмом крепления
- Скамейка гимнастическая жесткая
- Комплект навесного оборудования
- Стойка для штанги
- Штанги тренировочные
- Гантели наборные
- Коврик гимнастический
- Маты гимнастические
- Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг)
- Мяч малый (теннисный)
- Скакалка гимнастическая
- Обруч гимнастический
- Секундомер настенный с защитной сеткой
- Планка для прыжков в высоту
- Стойки для прыжков в высоту
- Флажки разметочные на опоре
- Дорожка разметочная для прыжков в длину с места
- Рулетка измерительная (10м; 50м)
- Номера нагрудные
- Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
- Мячи баскетбольные
- Сетка для переноса и хранения мячей
- Стойки волейбольные универсальные
- Сетка волейбольная
- Мячи волейбольные
- Табло перекидное
- Мячи футбольные
- Компрессор для накачивания мячей
Учебно-методическое обеспечение ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Основные источники:
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2013.
Решетников Н.В. Физическая культура. — М., 2014.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособия для студентов СПО. — М., 2014.
Дополнительные источники:
Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2012.
Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2012.
Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома, 2014.
Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2012.
Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. — М., 2012.
Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2013.
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии вобщеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2014.
Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2015.
Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб. пособие для вузов. — М., 2012.
Интернет-источники:
http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
HYPERLINKОшибка! Недопустимый объект гиперссылки. [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
http://easyen.ru [Современный учительский портал];
http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
http://www.fizkulturavshkole.ru/ [Портал «Физкультура в школе»];
http://www.fismag.ru/ [Сайт журнала «Физкультура и спорт»];
fizcultura.ucoz.ru [Сайт журнала «Физкультура в школе»];
http://www.fizkult-ura [Сайт профессионального сообщества учителей физической культуры «ФизкультУра»].
Список источников
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 7.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
А.А. Бишаева . Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций – М.: Издательский центр «Академия», 2015).
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2013.
Решетников Н.В. Физическая культура. — М., 2014.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособия для студентов СПО. — М., 2014.
Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2012.
Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2012.
Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебноепособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи спрофессиональной и валеологической направленностью. — Кострома, 2014.
Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2012.
Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. — М., 2012.
Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2013.
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии вобщеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2014.
Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2015.
Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб. пособие для вузов. — М., 2012.
http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
HYPERLINKОшибка! Недопустимый объект гиперссылки. [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
http://easyen.ru [Современный учительский портал];
http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
http://www.fizkulturavshkole.ru/ [Портал «Физкультура в школе»];
http://www.fismag.ru/ [Сайт журнала «Физкультура и спорт»];
fizcultura.ucoz.ru [Сайт журнала «Физкультура в школе»];
http://www.fizkult-ura [Сайт профессионального сообщества учителей физической культуры «ФизкультУра»];
http://www.k-yroky.ru/load/125 [Сайт для учителей и учащихся «К уроку.Ru].