Урок – проектная задача по окружающему миру. Тема: «Разнообразие профессий , связанных с осенней порой в жизни людей». (2-3 класс — комплект)
Урок – проектная задача по окружающему миру.
Класс: 2-3
МОУ «Начальная школа – детский сад № 24 «Солнышко».
Учитель : Штукина Елена ТеодозьевнаПредмет: окружающий мир.
Тема: Разнообразие профессий людей ( 2класс). Осенняя пора в жизни людей (3 класс).
Общая тема : «Разнообразие профессий ,связанных с осенней порой в жизни людей».
Тип урока: проектная задача
Тип проектной задачи: поисково-исследовательский;
-двухклассный (групповой и индивидуальный)
Цель проектной задачи: создание представлений о разнообразии профессий, необходимых человеку в осеннюю пору :-сбор информации о профессиях;
-формирование у обучающихся навыков работы над проектами.
Задачи : создать условия для знакомства с разнообразными профессиями, нужными человеку осенней порой во время уборки урожая;
-формировать навыки исследовательской деятельности участников проекта;
-учить работать с информационными источниками;
-повышать творческую активность обучающихся;
-воспитывать умение оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.
Проблемный вопрос: какая профессия самая востребованная осенью во время уборки урожая?
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-самоопределение смыслообразования.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-прогнозировать результаты проекта;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, задавать вопросы родителям, работникам школы.
Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний;
-осуществлять поиск информации;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-выделять признаки профессий ,связанных с осенней порой в жизни людей, давать краткую характеристику данных профессий.
Подготовительный этап .Учебные вопросы, направляющие выполнение проектной задачи:
Что означает слово «профессия»? (Ответы детей.)
Вот что говорится об этом в словаре С.И. Ожегова: профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем.)
Кто по профессии ваши родители, ваши бабушки и дедушки? Для чего люди выбирают профессию? Какие качества человека надо развивать для разных профессий? Людей каких специальностей, относящихся к уборке урожая осенью вы знаете? В чем особенности этих специальностей? Кем бы ты хотел стать и почему? Какая профессия самая важная?
Какие профессии вы выделили при чтении стихотворения «Профессии села».
№ п\пЦели и задачи Деятельность учителя и деятельность Деятельность обучающихсяДеятельность родителей
1. Погружение в проектную задачу Цель – подготовка обучающихся к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проектной задачи;
– создание групп обучающихся для работы над проектной задачей. Отбор возможных тем для микрогрупп. Пробуждение у обучающихся интереса к теме проектной задачи.
Помощь в формулировании
• проблемы проектной задачи;
• цели;
Мотивация обучающихся к обсуждению работы над проектной задачей.
Организация поиска обучающимися информации .. Обсуждают тему проектной задачи, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Формулируют в результате обсуждения в группе цель проектной задачи. Помогают в выборе темы.
Мотивируют детей.
2. Планирование деятельности Цель – пооперационная разработка этапов выполнения проектной задачи с указанием перечня конкретных действий и результатов.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проектной задачи;
Направляет процесс поиска информации учащимися Предлагает учащимся:
• различные варианты систематизации собранной информации; • продумать возможные формы презентации результатов проектной задачи;
Осуществляют:
поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
продумывают продукт индивидуальной деятельности
Проводят самооценку результатов данного этапа работы. Консультируют в процессе поиска информации.
.
3. Осуществление деятельности по теме проектной задачи Цель – разработка проектной задачи.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по выполнению своих индивидуальных задач.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Выполняют запланированные действия самостоятельно в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем
Наблюдают.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
4. Оформление результатов проектной задачи. Цель – структурирование полученной информации. Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов. Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в работе над проектной задачей.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность выполнения проектной задачи. Оформляют результаты проектной задачи,
изготавливают продукт.
Наблюдают, советуют.
Помогают в обеспечении работы над проектной задачей.
Мотивируют учащихся, создают чувство успеха, помогают в подготовке презентации.
Этапы выполнения проектной задачи
Педагогическая деятельность учителя Учебно-познавательная деятельность учащихся
Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте, будущие трактористы и комбайнёры ,овощеводы и агрономы.
-Ребята, а почему я сегодня вас так приветствую?
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
Целеполагание
-Скажите ,пожалуйста ,а какая же тема нашей проектной задачи ?
-Зачем мы её выполняли? Какую цель ставили?
-Значит речь пойдёт о…
-Что нового мы узнаем, чему научимся?
-На какой самый главный вопрос мы должны найти ответ?
-На уроке мы будем защищать проектную задачу и результаты нашей работы оформлять в папки..-На начальном этапе работы над проектной задачей вы работали и индивидуально и разбившись на две группы. И хотя каждая группа выполняла своё задание, но основной вопрос у вас был общий : «Какие профессии необходимы человеку в осеннюю пору? Какая профессия самая главная ?Поиск информации вы осуществляли самостоятельно, и иногда с помощью учителя и родителей.
III.Этап защиты
1) Защита группы №1 (3 человека второго класса)
- Первая группа, какое у вас было домашнее задание? К кому вы обратились за информацией о профессиях и о том ,чем занимаются люди в осеннюю пору? (к родителям)
-Вы молодцы, хорошо поработали дома. А вам понравилось искать и собирать информацию о разных профессиях ?-Хорошо. Мы с вами продолжим этим заниматься на следующем уроке.
2)Защита группы №2 (3 человека третьего класса)
-Вторая группа, а где вы искали информацию о профессиях, связанных с занятиями людей в осеннюю пору? О том, какой была осень в жизни наших предков ?(В интернете ,говорили с родителями ,дедушками ,бабушками ).
-Ребята. Я предлагаю вам обсудить в своих группах ,как вы выполнили задание по проектной задаче, какой подобрали материал.
На обсуждение даю вам 5 минут.
1 группа, какие мы получили результаты?
Результаты исследования:
Кого вы выбрали для защиты ?Рассказы детей о профессиях ,связанных с осенними работами людей.(2 человека)
А пока представители 1 группы рассказывают,2 группа в это время составляют пословицы и поговорки о труде .После выступления 1 группы , проверка выполнения задания у 2 группы.
Выводы:
-Как выбирали профессию люди ,связавшие свою работу с сельским хозяйством? Почему ? А какие профессии вы считаете главными ?Выступление детей .Стихотворение «Сельские профессии».
Много профессий вы знаете, ребята. Молодцы!
А теперь ответьте ещё на несколько вопросов.
-Кто такой агроном?
Все: Самый главный в поле он!
Хлеборобы хлеб растят
И за хлебушком следят.
- Кто такой овощевод?
Все: Тот, кто любит огород.
Профессий много на свете и все они нужны людям. А что же такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь, труд, который требует от человека определённой подготовки, знаний. Придёт время и вы, дорогие ребята, станете взрослыми. Вам самим придётся строить дома, растить хлеб…Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над вопросом “Кем быть?”.
-Где можно обучиться профессии?
-А в стихотворении, которое мы сейчас рассказали , есть ответ на вопрос: какая профессия самая главная?
-Что же вы выбрали, какие профессии самые главные ?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА,
- Ребята , я хочу узнать .насколько хорошо вы знаете профессии людей.
Предлагаю вам поиграть в игру «Правда ли?».
Если вопрос поставлен правильно - встаём возле своих парт, а если в вопросе содержится ошибка, топаем ногами, сидя на местах.
Правда ли, что пекарь доит корову? (доярка) топают
Правда ли, что танкист перевозит людей? (водитель) топают
Правда ли, что кочегар топит печь?
Правда ли, что свинарка лечит поросят? (ветеринар) топают
Правда ли, что маляр красит стены?
Правда ли, что кондитер печет торты и пирожные?
Правда ли, что бухгалтер пишет картины? (художник) топают
Правда ли, что ветеринар лечит людей? (врач) топают
Правда ли, что воспитатель разносит почту? (почтальон) топают
Зрительная гимнастика .В четырёх углах наклеены изображения урожая овощей и каждому присвоены номера :1.2.3.4.
-Молодцы. Садитесь. Продолжим работу над проектной задачей.
2 группа, кого вы выбрали для защиты?
Задание 1 группе.
Выводы :-Как трудились люди осенью .Какие осенние заботы были у наших предков ?
- Наши предки осенью выполняли те же самые работы , что и сейчас. Но у них не было профессионально обученных людей. Все работы предки делали сами. А чем они это делали ?Какими орудиями труда пользовались наши предки ?Как называли пору уборки урожая ?Какие обычаи и праздники у них были ?
- Какие загадки ,связанные с профессиями, востребованными во время осенних работ, вы нашли? А какие ещё загадки ,связанные с трудом наших предков ,вы знаете ?
3)Размещение материалов исследования в папках.
- Ребята, разместите оформленные результаты работы над проектной задачей в наших папках по проектной деятельности.
Обсуждение
-Ребята, а как вы думаете, какие профессии нужны нашему селу?
-О каких профессиях вам еще хотелось бы узнать? Вы можете продолжить работу над проектом и добавить в наши папки?
-Итак, на какой вопрос мы с вами искали ответ на протяжении всей нашей работы?
-Теперь мы можем на него ответить? (да)
- Какой же вывод мы можем сделать?
В сельском хозяйстве нашей страны
Умелые, сильные руки нужны.
Сельских профессий множество есть
И каждой профессии слава и честь.
- Нет профессий ни главных, ни плохих, ни хороших. Каждая профессия важна, интересна и помогает людям. Поэтому, какую бы профессию вы не выбрали в будущем, она будет главной.
Все профессии прекрасны.Все профессии важны.
Игра «Угадай профессию»
- В каждой профессии есть свои предметы труда, важные и необходимые. По предметам можно догадаться, о какой профессии идёт речь. Сейчас мы с вами поиграем в игру "Угадай профессию".
- В каждой профессии есть свои предметы труда, важные и необходимые. По предметам можно догадаться, о какой профессии идёт речь. Сейчас мы с вами поиграем в игру "Угадай профессию".
Небо, штурвал, самолёт, аэропорт. (лётчик или пилот)
Расчёска, ножницы, зеркало, лак для волос. (парикмахер)
Весы, деньги, касса, товары. (продавец)
Ферма, коровы, ведро, молоко. (доярка)
Трактор, плуг, рычаг. (тракторист)
Провода, столбы, выключатель. (электрик)
Книги, полки, выставка книг.( библиотекарь)
Поле, пшеница, зерно, комбайн.( комбайнер)
Рисунок, проект, план, город, гармония, чертёж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)
Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, стена, кладка. (Строитель)
Мольберт, краски, пейзаж, портрет. (Художник)
-Молодцы. Хорошо знаете профессии.
Ну, а если все профессии одинаково важны , то что же главное их объединяет без чего не может обойтись ни один человек ?
Кто он, как его зовут?
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
А какие ещё пословицы о труде вы знаете ?Труд кормит , а лень портит.
Терпенье и труд всё перетрут.
Люби дело – мастером будешь.
Что посеешь , то и пожнёшь.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться , тому без дела не сидится.
На свете есть страна одна,
Где труд всегда в почёте.
И эта умная страна –
Страна, где вы живёте.
Рефлексивно-оценочный этап
-Оцените свою работу над проектной задачей .Критерии самооценки:
1. Кто считает, что ваша личная работа над проектной задачей была правильно выполнена, и вы все поняли, приняли активное участие в работе, то возьмите красные грибочки и положите их в корзинку.
2.Кто считает, что он мог бы выполнить проектную задачу лучше, но сегодня не хватило немного желания и старания, возьмите жёлтые грибочки.
3.А кто считает, что не принял активного участия в работе, возьмите белые грибочки.
-Грибочков какого цвета больше?
Я желаю вам правильно избрать свой путь. Ведь прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь ! Да, профессий век не счесть,
Присмотреться время есть.
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.
Так как я очень люблю приятные сюрпризы, решила приготовить и для вас сюрприз. Я сделала плакат, какими вас представила в этом будущем в названной вами профессии. Именно вы – наше будущее, надежда и опора.
Много в мире профессий разных,
Какую выбрать – не узнаешь сразу.
В жизни всё сгодится,
Стоит только хорошо учиться.
Учитель вывешивает плакат на доску Приветствуют учителя
Потому, что сегодня мы готовились подвести итоги работы над проектной задачей.
-Тема проектной задачи : «Разнообразие профессий, связанных с осенней порой в жизни людей»
-Целью нашей проектной задачи является знакомство с миром профессий, необходимых осенью во время уборки урожая.
-Профессиях ,применяемых в сельском хозяйстве осенью , во время уборки урожая.
-Мы узнаем, какие бывают профессии, имеют ли такие профессии наши родители ? Как убирали урожай наши предки? Хотели бы мы связать свою жизнь с профессиями ,востребованными в сельском хозяйстве
-Сегодня мы должны ответить на вопрос: Какие профессии необходимы человеку в осеннюю пору? Какая профессия самая главная ?В течение работы также нужно было ответить на вопросы :1.Какие сельскохозяйственные профессии можно отнести к осенней поре ?2.Чем занимаются люди в осеннюю пору и как встречали осень наши предки ?Цель исследования 1 группа
Узнать о профессиях людей, связанных с сельским хозяйством.
Спросить родителей по вопросам профессий, которые необходимы человеку осенью во время полевых работ и сборе урожая ; узнать, почему эти профессии так называются. В течении работы нужно ответить на вопросы:
1.Какие сельскохозяйственные профессии можно отнести к осенней поре?
2.Откуда эти профессии получили такое название?
Результаты исследования :поговорили со взрослыми, прочитали в Интернете, узнали, чем интересны профессии. Узнали, что нужно делать, чтобы получить эту профессию. Подготовили фото и рисунки профессий, связанных с сельским хозяйством.
Собирают загадки о сельскохозяйственных машинах.
Защищают проект, представляют продукт исследования.
Оформляют материал проекта
Цель исследования 2 группы
Осенняя пора в жизни людей. Осенние заботы наших предков.
Так же было дано задание найти загадки ,пословицы и поговорки ,связанные с трудом людей.(творческое задание).
Результаты исследования:
поговорили со взрослыми, прочитали в Интернете ,в книгах.
Подготовили фото и рисунки старинных орудий труда, которые использовали наши предки во время уборки урожая.
Защищают проект , готовят сообщение об осенней поре в жизни людей и о том , как собирали урожай наши предки.
Представляют продукт исследования.
Оформляют материал в папки.
Мы подготовили рассказы о профессиях тракториста, комбайнёра , агронома.
Выбрали 2 человека, которые расскажут о профессиях, связанных с осенними работами людей.
Работа в печатных тетрадях стр.18,задания 14 , 16.
По желанию , по интересам. Любят землю . Хотят работать в сельском хозяйстве.
Читают стихотворение о профессиях на селе.
Все: Самый главный в поле он!
Все : Тот ,кто любит огород.
-Обучаться профессии можно в училище, техникуме, институте.
В стихотворении сказано
«Все профессии нужны.
Все профессии важны».
Мы не нашли ответ на вопрос: Какая профессия самая главная? Мы думаем, что все профессии самые важные и нужные.
(встают или сидя топают ногами).
Дети по команде учителя ищут глазами нужную цифру.
Мы выбрали всех, потому что все подготовили свои задания и хотят выступить. Мы искали пословицы, поговорки и загадки о труде. Собирали материал о труде людей осенью и про осенние заботы наших предков. Рисовали орудия труда, которые использовали наши предки для заготовки сена и уборки зерновых
1 группа в это время составляют разрезные пословицы о труде. Если остаётся время ,выполняют в рабочей тетради задание 20 на странице 27.
-Рассказывают про уборку урожая и про обычаи и праздники наших предков. Показывают изображение орудий труда и рассказывают, для чего они нужны.
Называют загадки.
Подводят итоги.
- Какие существуют профессии ,связанные с сельским хозяйством и есть ли среди них главные.
Отвечают хором :«Все профессии нужны.
Все профессии важны».
Оценивают свою работу по выполнению проектной задачи.
Знаем мы, что наши рукиБудут Родине нужны!
Играют в игру.
Кем мы станем – неизвестно,
Наши цели далеки.
Но дружны, как ноты в песне,
В классе все ученики.
Все :Ну, конечно ,это труд.
Все :Ну, конечно ,это труд
Все :Ну, конечно ,это труд.