Методическая разработка внеурочного занятия кружка ФГОС Юный спасатель (5 класс)
Методическая разработка внеурочного занятия.
Класс 5 -7
Количество часов 1 час
Тема занятия: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма «Уважайте правила движения»
Цели внеклассного занятия:
1. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма среди школьников. Рассмотреть причины ДТП (несоблюдение пешеходами и водителями правил дорожного движения.)
2. Рассказать о правилах безопасного поведения на дороге.
3. Воспитывать культуру поведения на дороге.
Задачи:
• Образовательные: активизация интереса к изучению ПДД через игровую деятельность; формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации; • Воспитательные: воспитать нормы социального поведения детей; • Развивающие: развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций.
Ожидаемый результат: закрепление правил дорожного движения и формирование грамотного поведения на дорогах; развитие мышления, скорости реакции, внимательности и создание атмосферы взаимовыручки.
Применение современных форм и методов обучения и воспитания детей, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах
Оборудование: компьютер, проектор, презентации, видеоролики, магнитная доска «Азбука дорожного движения», дорожные знаки, карандаши, маркеры.Часть занятия
Содержание занятия Время Организационно- методические указания
I Подготовительная часть 6 мин. 1.
2.
Вступительное слово.
Учитель: В наши дни, когда число автомобилей растет, движение на дорогах стало более интенсивным. Это создает большую опасность для тех, кто невнимателен на дороге. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, как важно ни на секунду не забывать о безопасности своей жизни и о том почему люди попадают в различные ДТП.
Просмотр видеоролика.
«Статистика ДТП по РФ за первое 2013 полугодие» (на CD - Прусакова № 1)
Учитель сообщает: Общее число аварий на дороге Р.Ф. за первое полугодие снизилось на 3% по сравнению с первым полугодием 2012 года. Что составляет 83 439 ДТП. В них погибло больше 10 тысяч человек и больше 106 тыс. получили ранения.
Наиболее распространенная причина аварий на дороге является
- несоблюдение правил дорожного движения водителями.
Таких аварий - 73 710 происшествий.
В них погибло больше 9 тысяч человек, 97 тыс.получилиранения.- 25 500 аварий - происходит по причине неудовлетворительного состояния дорог, в которых погибли 3,4 тыс. человек.- третью строчку ДТП занимает нарушение ПДД пешеходами 10 933 происшествий.
1,5 - погибло, 9,7 - ранено.По вине пьяных водителей произошло 5 319 ДТП, из которых 800 человек погибло и около 7,6 тысяч пострадало.- Эксплуатация технически неисправного транспортного средства - по этой причине произошло 574 случая.
ДТП с участием детей 9 003
Дети, погибшие в ДТП 323Дети, раненые в ДТП 9528
15 сек.
6 минут Говорить понятно, громко и четко.
Пока дети смотрят фильм учитель читает статистические данные о ДТП. Говорить нужно быстро и четко.
II Основная часть занятия 30 мин 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Просмотр видеоролика «Нас больше нет»
(на CD - Прусакова № 3)
После просмотра учитель проводит беседу и дискуссию о причинах ДТП.
Дидактическая игра «Подумай — отгадай»
Учитель объясняет правила игры:
Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре)
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один)
Кто ходит по тротуару? (Пешеход)
Кто управляет автомобилем? (Водитель)
Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)
По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)
Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14-ти лет)
Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три)
На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз)
Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)
Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины.)
Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)
Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)
Давайте проверим знаете ли вы правила перехода через дорогу?
Просмотр видеоролика «Правила поведения на пешеходном переходе»
(на CD - Прусакова № 3)
Дидактическая игра. «Что будет, если...»
Учитель читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы...».
Учитель предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем участникам дорожного движения?
А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если...».
Я вам буду задавать вопросы, а вы — на них отвечать. Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?
Д е т и. Водитель не успеет затормозить, и пешеход может по пасть под колеса.
Учитель. Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?
Д е т и. Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, и может не справиться с управлением.
Учитель. Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?
Дети. Водитель поедет на красный свет и собьет пешехода.
Учитель. Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?
Дети. Его автомобиль столкнется с другим автомобилем, который двигается правильно — по правой стороне.
Учитель. А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если...» и сами дайте ответ.
Дети по одному задают вопросы, другие — находят ответ.
В темное время суток водитель не всегда может сразу увидеть пешехода, поэтому рекомендовано одевать яркую одежду. Предлагаю посмотреть видеоролик об опасностях на дорогах в темное время суток.
Просмотр видеоролика «Будь заметней» (на CD - Прусакова № 4)
Фильм о опасностях на дорогах в темное время суток.
Дидактическая игра. «Безопасный путь»
Учитель объясняет правила: Задание выполняется на магнитной доске. Дети должны маркером проводить путь например от дома в школу, соблюдая правила дорожного движения. Участвуют 3 - 4 команды по 4 человека.
Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.
1. Знакомство с планом города, его постройками. Можно дать названия городу, реке, улицам и т.д.
2. Необходимо помочь школьникам выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, на почту — отправить телеграмму, и т.д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый магазин, встретить внучку из школы и т.д. Школьнице — до школы и обратно.
3. Ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться на хлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, хлебный магазин.
4. Учитель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.
Где можно в городе кататься на роликах?
Покажите самые опасные места в городе
Что изменится на дороге с приходом зимы?
Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?
При этом учитель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и дает задание ее исправить.
Просмотр видеоролика «Дорога в школу» (на CD - Прусакова № 5)
Фильм о безопасном пути в школу в зимнее время года.
Дидактическая игра «Веселый жезл»
Учитель. Делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила.
Учитель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.
Д е т и. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущем транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить. 3 мин.
5 мин.
1 мин.
5 мин.
1
мин.
5 мин.
6 мин.
3 мин. Учитель задает вопросы: Ребята, как вы думаете это много или мало?
А почему эти дети попадали в ДТП?
В чем именно причина? Слушаем мнение детей.
Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей;
уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения. Дети должны давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Дети сидят полукругом.
Дети не должны мешать друг другу слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы.
Выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; развивать логическое мышление. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять. В конце игры учитель подводит итог.
Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД и почему так важно их соблюдать. А также, что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения.
Привлечь внимание детей к светоотражающим специальным стикерам, которые одеваются в виде значков, браслетов, наклеек и т.д.
Закреплять знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.
Материалы: магнитная доска, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.
Во время просмотра видеоролика учитель ведет беседу об опасностях на дороге в зимний период.
Обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни. Слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться
Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов.
III Заключительная часть занятия 5 мин. 1.
2.
3. Просмотр видеоролика «Минута памяти» (на CD - Прусакова № 6)
Выступление инспектора ГИБДД Новокубанского района по пропаганде безопасности дорожного движения.
Итог занятия.
Заполнение листов самооценки.
Рефлексия. «Дорисуй смайлика».
Всё получилось – улыбка.
Были затруднения – серьёзное лицо.
Не понравилось, не получилось – грустное
лицо. 2 мин.
1 – 2 мин.
1 мин.
Дети встают во время «Минуты молчания»
Дети могут по желанию задать вопрос инспектору.
Дети заполняют листы самооценки самостоятельно карандашами.
Гости: инспектор ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения