Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии Юный Лесовод 6 класс
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Беловская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Рассмотрена
на заседании ШМО учителей
биологии, географии, химии
Протокол №1
от «24» августа 2016 г. Принятана заседании педагогического совета
Протокол №1
от «25» августа 2016 г. Утверждена
приказом № 206
от 25 августа 2016 г.
Директор Беловской СОШ
_________О.А.Курбатова
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный лесовод»
для 6 класса
на 2016-2017 учебный год
Направление: научно-познавательное
Учитель: Цыганкова Наталья Николаевна,
I квалификационная категория
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образованным стандартом начального общего образования, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015г, №1576, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577, СанПин 2.4.2821-10, Уставом муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Беловская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области и регламентирует порядок разработки реализации рабочей программы курсов внеурочной деятельности. Цели программы:
воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;
углубить теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам, изучаемым учащимися в школе дать представление о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, дать сведения о деятельности лесного хозяйства;
научить слушателей курса умению самостоятельно работать со справочниками и определителями;
развить самостоятельность и инициативу при выполнении опытных и научно-исследовательских работ;
выработать качества рачительного и разумного хозяина природы, четко определить права и обязанности по отношению к ней;
вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями при выполнении природоохранных мер.
Согласно федеральному базисному учебному плану и учебному плану на 2016-17 учебный год на внеурочную деятельность в 6 классах отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю. Продолжительность занятия 45 минут.
Данные программы курса «Юный лесовод» отражает возрастные особенности развития учащихся 6 класса.
2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
знание основные принципы и правила отношения к живой природе;
развитие познавательных интересов и мотивов, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам, основ экологической культуры, соответствующих экологически безопасной практической деятельности в повседневной жизни.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
умение работать с разными источниками информации;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения данной программы являются:
формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;
формирование исследовательских умений.
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
объяснение роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
выявление приспособлений растений к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы во время трудовых десантов.
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 34 ч. (1ч. в неделю)
Раздел 1. Введение (1ч).
Занятие 1. Инструктаж по технике безопасности. История своего края. Легенды и рассказы старожилов.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: групповаяРаздел 2. Структура лесного хозяйства (4ч).
Занятие 2. Школьные лесничества. Их цели и задачи.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: экскурсия
Основные виды деятельности: групповаяЗанятие 3. Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населенных пунктов сборе семян и лекарственных растений.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: постановка и решение проблемных вопросов
Основные виды деятельности: групповаяЗанятие4. Практическая работа№1 «Изготовление новой символики школьного лесничества»
Формы организации занятий внеурочной деятельности: практическая работа
Основные виды деятельности: групповаяЗанятие 5. Экскурсия в лес.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: экскурсия
Основные виды деятельности: групповая
Раздел 3. Лес – основной компонент природной среды (11ч).
Занятие 6. Хозяйственное значение леса. Основные свойства леса
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция, беседа
Основные виды деятельности: групповаяЗанятие 7. Понятия о лесе и лесных насаждениях. Леса мира.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция
Основные виды деятельности: групповаяЗанятие 8. Лес – место обитания животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: проектная деятельность
Основные виды деятельности: индивидуально-обособленнаяЗанятие 9. Заповедники и заказники.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа
Основные виды деятельности: индивидуально-обособленнаяЗанятие 10. Знакомство с образцами древесных пород.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция, демонстрация
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 11. Писатели и поэты о лесе.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: круглый стол
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 12. Конкурс рисунков, выпуск газеты, посвященные лесу.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: творческая работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 13.Изготовление экологических знаков.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: творческая работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 14. Экскурсия в лес «Помоги деревьям».
Формы организации занятий внеурочной деятельности: экскурсия
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 15. Практическая работа№2 «Сбор семян сорных растений, ягод, заготовка веток для организации зимней подкормке птиц и зверей».
Формы организации занятий внеурочной деятельности: практическая работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 16. Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки».
Формы организации занятий внеурочной деятельности: творческая деятельность
Основные виды деятельности: групповая
Раздел 4. Роль леса в жизни человека (9ч).
Занятие 17. Роль и значение леса в жизни человека.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция, беседа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 18. Фенологические наблюдения за природными явлениями в разные времена года.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа
Основные виды деятельности: индивидуально-обособленная
Занятие 19. Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову».
Формы организации занятий внеурочной деятельности: наблюдение
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 20. Знакомство с растениями, животными и птицами леса.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: экскурсия
Основные виды деятельности: групповаяЗанятие 21. Роль лекарственных растений, грибов и ягод в жизни людей.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: проектная деятельность
Основные виды деятельности: индивидуально-обособленная
Занятие 22. Пищевые, фитоцидные растения, редкие виды растений.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция, беседа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 23. Редкие птицы и животные леса.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: круглый стол
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 24. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 25. Культура общения с природой.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: групповаяРаздел 5. Охрана окружающей среды (9ч).
Занятие 26. Лесоводство – наука о жизни леса и высококачественной древесины.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция, беседа
Основные виды деятельности: групповаяЗанятие 27. Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: групповаяЗанятие 28. Экскурсия в лес для ознакомления с рубками ухода за лесом.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: экскурсия
Основные виды деятельности: групповаяЗанятие 29. Природно-культурные объекты родного края.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа
Основные виды деятельности: индивидуально-обособленнаяЗанятие 30. Виды лесных пожаров.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция
Основные виды деятельности: групповаяЗанятие 31. Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: групповаяЗанятие 32. Животные, занесенные в Красную книгу.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: кружок
Основные виды деятельности: групповаяЗанятие 33. Охраняемые виды животных своего края.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: проектная работа
Основные виды деятельности: индивидуально-обособленнаяЗанятие 34. Конференция «Лес – источник вдохновения».
Формы организации занятий внеурочной деятельности: конференция
Основные виды деятельности: индивидуально-обособленная4.Календарно-тематическое планирование.
4.1. Календарно-тематический план внеурочной деятельности
№ Раздел/тема Кол-во часов Дата проведения Примечание
план факт 1. Раздел 1. Введение.
Инструктаж по технике безопасности.
История своего края.
Легенды и рассказы старожилов. 1
2. Раздел 2. Структура лесного хозяйства.
Школьные лесничества. Их цели и задачи. 1 3 Участие юных друзей природы в охране и восстановлении лесов, озеленении населенных пунктов сборе семян и лекарственных растений. 1
4. Практическая работа «Изготовление новой символики школьного лесничества» 1 5. Экскурсия в лес. 2 6. Раздел 3. Лес – основной компонент природной среды.
Хозяйственное значение леса.
Основные свойства леса 1 7. Понятия о лесе и лесных насаждениях.
Леса мира. 1 8. Лес – место обитания животных. 1 9. Заповедники и заказники. 1 10. Знакомство с образцами древесных пород. 1 11. Писатели и поэты о лесе. 1 12. Конкурс рисунков, выпуск газеты, посвященные лесу. 1 13. Изготовление экологических знаков. 1 14 Экскурсия в лес «Помоги деревьям» 1 15. Практическая работа «Сбор семян сорных растений, ягод, заготовка веток для организации зимней подкормке птиц и зверей». 2 16. Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки» 1 17. Раздел 4. Роль леса в жизни человека.
Роль и значение леса в жизни человека. 1 18. Фенологические наблюдения за природными явлениями в разные времена года. 1 19. Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову». 2 20. Знакомство с растениями, животными и птицами леса. 1 21. Роль лекарственных растений, грибов и ягод в жизни людей. 1 22. Пищевые, фитоцидные растения, редкие виды растений. 1 23. Редкие птицы и животные леса. 1 24. Правила сбора грибов,ягод и лекарственных растений. 1 25. Культура общения с природой. 1 26. Раздел 5. Охрана окружающей среды.
Лесоводство – наука о жизни леса и высококачественной древесины. 1 27. Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Их значение для леса. 1 28. Экскурсия в лес для ознакомления с рубками ухода за лесом. 2 29. Природно-культурные объекты родного края. 1 30. Виды лесных пожаров. 1 31. Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. 1 32. Животные, занесенные в Красную книгу. 1 33. Охраняемые виды животных своего края. 1 34. Конференция «Лес – источник вдохновения».