Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова Однодум

Конспект урока литературы в 10 классе
по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»
учителя русского языка и литература
МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»
Житниковой Галины Александровны

Тема урока: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум»
Цели урока:
Образовательные:
1.Организовать деятельность обучающихся по анализу рассказа Н.С.Лескова «Однодум».
2.Учить обобщать, делать выводы при работе с текстом художественного произведения.
Воспитательные:
1.Вызвать интерес к исторической эпохе, необычной жизненной позиции главного героя.
2.Формировать потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании.
Развивающие:
1.Содействовать умению строить монологические высказывания.
2.Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.

Ход урока:
Слово учителя
Значительное место в творчестве Н.С. Лескова занял большой цикл рассказов о «праведниках». Создавая их, писатель опирался прежде всего на традиции древнерусской литературы, которая стремилась во многих своих творениях нарисовать радетелей за «правду» (жития святых). Таким героям присущи чувство справедливости, жажда деятельного добра и сострадания, бескорыстие, готовность к самопожертвованию.
Лескову импонировали эти герои и их человеческие качества. Цель рассказов Лескова - ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством». Особой разновидностью «праведников» в художественном мире Лескова стали «чудаки», российские донкихоты (странники). Таким героем донкихотовского склада у Лескова был «праведник» Рыжов из рассказа «Однодум», удивительный человек, выросший в бедности и сиротстве, философ и самоучка.
- Когда был опубликован рассказ «Однодум»?
В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован рассказ «Однодум» под общим заголовком «Русские антики. Из рассказов о трёх праведниках. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своём несогласии «с большим русским писателем» (имелся в виду А.Ф. Писемский), который утверждал, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Н.С. Лесов задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином. Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.
- Дайте характеристику эпохи, в которую жил герой произведения.
2.Историческая справка.
Характеристика эпохи, в которую жил герой произведения.
Ко времени царствования Екатерины 2 Российская империя благодаря преобразованиям Петра 1 стала мощной мировой державой. Об этом свидетельствуют развитие промышленности, просвещения, расцвет науки, искусства, литературы, ряд выдающихся открытий, изобретений. Но в связи с развитием производственных сил резко обострились социальные отношения. Внутренняя политика Екатерины 2 защищала прежде всего интересы дворянства, купечества: дворяне были освобождены от военной службы, указами 1765-1767 годов помещикам давалось право без суда и следствия ссылать крестьян на каторгу, всякая жалоба крестьян на помещика тоже каралась каторгой. Бесправие крестьян выражалось в том, что не существовало никаких размеров крестьянских повинностей, оброка, в отработке барщины, широкие размеры приняла торговля людьми (крестьянами), крепостные подвергались истязаниям, в тюрьмах существовали специальные орудия пыток, увеличилось число бунтующих крестьян.
3.Анализ произведения.
- Итак, история человека, жившего в эпоху правления Екатерины 2, внешне не богата событиями: родился в семье «приказного рода супругов», в 14 лет стал «охочим ходоком с почтою», лет в 26 занял должность квартального и был отмечен за службу орденом Святого Владимира. Прожил Рыжов почти 90 лет.
- Какие характеристики имеет герой?
(«мелкотравчатый» - низкое происхождение, из мелких чиновников;
«породою удался в мать: он был рослый, плечистый, почти атлет, необъятной силы и несокрушимого здоровья»;
«в 14 лет считал грехом есть материн хлеб»)
- Какие события и факты запечатлелись жителям Солигалича, и какое место они занимают в композиции рассказа?
(экспозиция – происхождение, характеристика героя,
сюжетный ряд – перечисление фактов биографии героя,
кульминация – приезд губернатора,
эпилог, развязка – сообщение о награде и смерти)
- Стояла ли перед Рыжовым цель добиться более или менее серьезного общественного положения? (нет)
- Что было важно показать для Лескова: служебный путь героя или его глубинное содержание?
(Для автора особый интерес представляет жизненная позиция Рыжова.)
- В чем состоит его жизненная позиция?
- О чем его вечная и постоянная забота?
- Какова система ценностных ориентаций героя? (см. гл. 1, 4)
- Какова общая характеристика философии жизни Рыжова? (см. гл.5)
- Как пытались городничий и протопоп склонить Рыжова к лихоимству? (см. гл. 5-6)
- Какие библейские воззрения прилагал к делу квартальный Рыжов? (гл.
- Вспомните эпизоды, где герой говорит эти слова.

Заполним таблицу:
Добродетель
Подтверждение

законопослушание
- выше всего ставил закон «в поте лица своего ешь свой хлеб»,
- «даров не приемлю»

Ответственность за свои поступки, добропорядочность
«женитьба – вещь добрая, она от Бога показана: если требуется – я женюсь»

Честность
«ложь заповедью запрещена – я лгать не стану»

правдивость
« я правду всегда говорю и живу по ней»

совестливость
«делай по совести»


- Какие два периода можно выделить в его нравственном развитии?
(1.Период духовного созревания – гл.2
2.Период деятельности)
Герой склонен к мудрствованию (любомудрию), имеет философский склад ума.
- Какими прозвищами-именованиями наделен Рыжов?
(однодум, библейский муж, полицейский философ, библейский социалист)
Образ жизни и образ мыслей квартального неоднозначно воспринимают окружающие его люди.
- Как чаще всего именуют героя жители и автор-повествователь? (автор-повествователь: загадочный чудак, однодум, библейский чудак, этот чудак, солигаличский антик; простецы: такой-некий-этакой, отчаянный, батюшка)
В глазах обыкновенных людей не такой, как все, странный человек. Его не понимают. Он одинок. Основная его черта – религиозность. «Всякому то кажется странно, что самому не свойственно»
Честная, скромная, неприхотливая, обдуманная и прочувствованная жизнь квартального вызвала у «надменного» губернатора уважение. «Характер ваш почтителен», - говорит он Рыжову.
- Каков смысл названия рассказа? (неизменен, верен себе всегда, при любых обстоятельствах. «Образа жизни и отношений к людям Рыжов тоже не менял»)
- Какова главная тема рассказа?
Тема личной ответственности за свой жизненный путь. Духовная опора – не в религии, а в культурной традиции, высокой нравственности.
4. Рефлексия.
- О чем заставил вас задуматься этот рассказ? Что взволновало, какие чувства вызвало прочтение рассказа?

















2015 год