Визитка к проекту на тему Доброе дело без награды не остается( по рассказу Н. Лескова Человек на часах)

Автор проекта

Фамилия, имя отчество
Стивкина Ольга Ивановна

Регион
Тамбовская область

Населенный пункт, в котором находится ОУ
Тамбов

Название ОУ
МАОУ СОШ №9

Описание проекта

Название темы учебного проекта

Доброе дело без награды не остаётся

Краткое содержание проекта

Учебный проект проводится в рамках учебной и внеучебной деятельности по литературе в 6-7 классах при изучении рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах». Работа над проектом позволяет обучающимся задуматься над проблемами нравственного выбора «в борьбе между служебным долгом и состраданием»; проявлением лучших человеческих качеств сочувствия и доброты, с точки зрения морали взглянуть на содержание произведения, провести параллель между понятиями «долг» и «совесть», попытаться определить смысл жизни человека и его предназначение на примере «подвига» героя произведения, совершенствовать навыки анализа художественного произведения,

Предмет(ы)

Литература, информатика

Класс(-ы)

6-7 классы

Приблизительная продолжительность проекта

3 недели

Основа проекта

Образовательные стандарты

Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе.
1. Личностные результаты:
1)  воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
2.Метапредметные результаты:
1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе,  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
Предметные результаты. Изучение предметной области «Филология» языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
4) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта обучающиеся станут компетентными в сфере самостоятельной познавательной деятельности, смогут воспринимать и анализировать художественный текст, свободно  с ним работать, выражать свое отношение к прочитанному, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств, задуматься над понятиями «добро» и «зло», «долг» и «совесть».

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос
Что важнее: долг или совесть?


Проблемные вопросы учебной темы
Могут ли сочетаться долг и человечность?
Почему необходимо, чтобы в человеке человеческое торжествовало?
Всегда человек получает награду за добро?


Учебные вопросы
Каков жанр рассказа «Человек на часах»?
Вымышлены или действительно имели место события?
Какое событие произошло?
Каковы же основные проблемы рассказа?
В чём смысл названия рассказа?
Что значит быть Человеком?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы над проектом

Стартовая презентация с указанием целей и задач, тестирование, инструкции. Знакомство с критериями оценивания работ. Составление плана работы над проектом.
Оформление материалов и подготовка к защите проектов. Текущее оценивание навыков самостоятельной работы и сотрудничества для использования разнообразных ресурсов и инструментов. Демонстрация результатов работы каждой проектной группы. Анализ работы в группах.
Представление результатов проекта. Оценка продукта деятельности обучающихся (Итоговое оценивание складывается из внешней оценки, данной учителем, самооценки (контрольный лист), отзывов (эссе) участников проекта),

Описание методов оценивания

Перед запуском проекта учитель проводит с обучающимися проблемно-поисковую беседу, в ходе которой они отвечают на вопросы, высказывают мнение, выполняют проблемно-поисковые упражнения. Учитель разрабатывает с обучающимися план работы над проектом и знакомит их с критериями его оценивания.
В ходе работы над проектом проводится промежуточный контроль результатов деятельности каждой группы.
После завершения работы над проектом учащиеся представляют результаты
исследовательской работы на уроках литературы, информатики или классных часах, на
школьной научно-практической конференции.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знание литературоведческих понятий, представлений о добре, зле, совести, долге.
Учебные умения: самостоятельная работа с художественным произведением, критической литературой; умение осуществлять поиск необходимой информации в Интернете, работать с полученной информацией, осуществлять её преобразование и воспроизведение в электронном виде, уметь пользоваться компьютерными технологиями, работать в Вике-среде.
Навыки анализа художественных произведений, работы в группе.

Учебные мероприятия

Этап I. Беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя, обсуждение общего плана проекта. Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам). Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного. Оценивание и корректировка планов работы в группах, продвижения по проекту учителем и обучающимися.
Этап II. Организация и проведение необходимых экспериментальных исследований. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, сочинениях-эссе,). Заполнение контрольных листов продвижения по проекту учителем и обучающимися. Создание иллюстраций, презентаций, публикаций. Оценивание и корректировка продуктов.
Этап III. Защита проекта на уроке (классных часах, научно-практической конференции). Оценивание совместной работы в проекте с помощью «Критериев оценивания презентации».

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала
Устные ответы вместо письменных тестов.
Карточки-памятки, в которых описаны действия для создания чего-либо.
Помощь в выполнении различных заданий.
Дополнительное время для занятий.

Одаренный ученик
Работает с научно-познавательной и критической литературой, художественным текстом, произведениями живописи, иллюстрациями.
Работает с сетью Интернет

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование

Компьютер, принтер, проекционная система

Технологии – программное обеспечение

Программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, текстовые редакторы, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе
Сборники произведений Н.С. Лескова, критических статей, альбомы живописи, справочный материал и т.д.

Интернет-ресурсы
Списки веб-адресов, необходимых для проведения проекта, указаны в проектных работах в разделе «Источники»

Другие ресурсы
Для проведения защиты проекта необходимо пригласить обучающихся параллельных классов, библиотекаря, учителей-предметников, родителей.


15