Технологическая карта урока литературы по рассказу Н.С. Лескова Человек на часах
ФИО учителя: Андиева Александра Анатольевна
Место работы: МБОУ «СОШ №21»
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: литература (внеклассное чтение)
Класс: 6 «б» класс
Тема: «Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»
Тип урока: получение новых знаний
Метапредметная связь: история
Форма урока: коллективная, индивидуальная
Технология урока: технология развития критического мышления.
Цели урока:
1.Дидактическая
- на примере рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах» выявить средства, используемые автором для раскрытия характера литературного героя, провести параллель между понятиями «долг» и «совесть»; попытаться определить смысл жизни человека и его предназначение на примере «подвига» Постникова, а также вовлечь в размышление о добре и зле;
- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки;
- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.
2. Воспитательная
В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:
- чувства ответственности и сострадания;
- уважения к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки, и стремление жизнь посвятить добру;
- осознания ценности совместной деятельности;
- толерантности.
3. Развивающая
В ходе решения дидактических целей создать условия для развития:
- критического мышления;
- познавательной активности;
- наблюдательности;
- создания условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать).
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте, формулировать их самостоятельно, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение высказывать свое отношение к героям рассказа и их поступкам, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Методические приёмы: ролевые игры, обращение к личному опыту, пятиминутное эссе
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (текст)
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
Организационный момент Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой на урок. Приветствие
Эмоциональный настрой на урок
Вводная беседа
Формулирование темы урока, целеполагающих задач.
Изучение нового материала
Работа с тестом Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Это будет небольшое расследование одного происшествия, которое очень детально описал в своем рассказе «Человек на часах» Н.С.Лесков.
С содержанием рассказа вы познакомились дома, и сейчас я прошу вас ответить на вопрос:
Где и когда разворачиваются основные действия рассказа?
Еще в самом начале автор пишет: «Вымысла в наступающем рассказе нет нисколько». О чем говорит нам это высказывание.
Первоначально автор назвал свой рассказ «Спасение погибавшего», но потом заменил название на «Человек на часах».
Интересно, почему Лесков изменил название рассказа? Попробуем в этом разобраться.
Но прежде давайте представим Петербург 19 столетия:
это была эпоха правления Николая I. В этот период в стране, а, в особенности, в армии господствовал произвол, жестокие порядки. Это было страшное время. Царил страх перед вышестоящим начальством. За малейшую провинность и отступление от закона или воинского устава следовало жестокое наказание.
И вот однажды в городе произошло событие, которое описывает Н.С. Лесков. А не пригласить ли нам участников, чтобы от первых лиц узнать о злополучном происшествии?
На этом месте я хотела бы прервать рассказ часового Постникова и спросить у вас, ребята, а что же так терзало главного героя, какой вопрос не давал ему покоя, перед каким выбором оказался солдат Измайловского полка?
Правильно. Так как вы думаете, ребята, а какой вопрос ляжет в основу нашего сегодняшнего урока?
Верно. Ответ на этот вопрос нам предстоит найти. Предлагаю вам записать тему урока, которая так и прозвучит: «Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах». (Слайд № )
Запись темы урока на доске
Так какой же выбор сделал для себя наш главный герой? Выслушаем его до конца.
Ребята, знал часовой, на что он идет, оставляя свой пост, пусть даже ради спасения человеческой жизни?
Обратите внимание: на столах у вас лежат листочки с таблицей (см. ниже). Заполните таблицу, ответив на вопрос: прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и, оставив пост, спас тонущего? Почему?
ПРАВ НЕТ
Постников понимает, что, спасая жизнь другому человеку, он губит себя, но иначе он поступить не может. Постников нарушает присягу, оставляя свой пост.
Анализируя поступок Постникова, мы не должны забывать, что в этой истории есть еще один участник - офицер инвалидной команды. Давайте с ним познакомимся и выслушаем его версию случившегося.
Мы видим, ребята, что у каждого участника этой истории своя правда.
Как бы вы прокомментировали поступок офицера? Какие чувства вызывает у вас такой человек?
С вашей оценкой я согласна, ребята, но ведь в рассказе встречаются и другие офицеры, которые отнеслись ко всей случившейся истории совершенно иначе.
Я предлагаю вам, ребята, обратиться к тексту и найти в нем характеристику этих чиновников.
Что их всех объединяет? Что их волнует? Чем они озабочены?
И какой же выход был найден?
ФИЗМИНУТКА
Ребята, в тексте у нас встречается фразеологизм «выйти сухим из воды». Что он означает?
Кто же в этом рассказе вышел “сухим из воды”?
Итак, мы можем сделать вывод, что из воды выходят сухими:
Офицер инвалидной команды, получивший награду за подвиг, которого не совершал.
Миллер, Свиньин, которые отделались лёгким испугом.
Кокошкин, удовлетворённый тем, что к нему, как к влиятельному лицу, обратились, и он всех “прикрыл”.
А как сложилась судьба Постникова?
Как наградили Постникова?
А как сам Постников отнёсся к такой награде?
А теперь вернёмся к названию рассказа. Н.С. Лесков изначально назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”, изменив его затем на “Человек на часах”.
Почему Лесков изменил название? Какое слово в этом названии является главным?
А кого мы называем человеком?
Ребята, вам понравился финал прочитанного рассказа?
А как вы думаете, почему автор предлагает нам именно такой исход событий?
Зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге.
Высказывание автора дает нам возможность предположить, что события, упомянутые в рассказе, имели место быть в реальной жизни.
Выступление ученика.
Рассказ солдата Постникова о происшествии (от 1 лица):
Я часовой, солдат Измайловского полка, по фамилии Постников, стоя на часах снаружи у нынешнего Иорданского подъезда, услыхал, что в полынье, которою против этого места покрылась Нева, заливается человек и отчаянно молит о помощи.
Я долго слушал крики и стоны утопающего и приходил от них в оцепенение. В ужасе я оглядывался туда и сюда, но не усматривал на набережной ни одной живой души.
Подать помощь утопающему никто не мог, и он непременно зальется...
А между тем тонущий ужасно долго и упорно боролся.
Его стоны и призывные крики то замолкали, то опять начинали раздаваться, и притом все ближе и ближе к дворцовой набережной. Видно, что человек еще не потерялся и держит путь верно, прямо на свет фонарей, но только он, разумеется, все-таки не спасется, потому что именно тут, на этом пути, он попадет в иорданскую прорубь. И снова стон: "Спасите, спасите!" И теперь уже так близко, что даже слышны всплески воды, как он полощется...
Я сообразил, что спасти этого человека чрезвычайно легко. Если сейчас же сбежать на лед, то тонущий непременно тут же и есть. Бросить ему веревку, или протянуть шестик, или подать ружье, и он спасен. Он так близко, что может схватиться рукою и выскочить. Но помнил я и службу и присягу; знал, что я часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки, отлично я понимал, что оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которою сейчас же последует военный суд, наказание розгами и каторжная работа, а может быть, даже и "расстрел".
Но сердце… сердце мое так и ноет, так и стучит, так и замирает... Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, - так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей... Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему помощи, когда, собственно говоря, к тому есть полная возможность, потому что будка с места не убежит и ничто иное вредное не случится. "Иль сбежать, а?.. Не увидят?.. Ах, господи, один бы конец! Опять стонет..."
За один получас, пока это длилось, я совсем истерзался сердцем…
Постников оказался в трудной ситуации, когда перед ним встал выбор: воинский долг, присяга или человеческая жизнь.
Что важнее: долг или совесть?
Я снова и снова оглядывался во все стороны. Нигде ни души нет, только фонари трясутся от ветра и мерцают, да по ветру, прерываясь, долетает этот крик... может быть, последний крик...
Вот еще всплеск, еще однозвучный вопль, и в воде забулькотало.
Я не выдержал и покинул свой пост, сбежал с сильно бьющимся сердцем на лед, потом в наплывшую воду полыньи и, скоро рассмотрев, где бьется заливающийся утопленник, протянул ему ложу своего ружья.
Утопающий схватился за приклад, я потянул его за штык и вытащил на берег.
Мы оба были совершенно мокры. Спасенный был в сильной усталости, весь дрожал и падал, и я не решился его бросить на льду, а вывел его на набережную и стал осматриваться, кому бы его передать. А меж тем, пока все это делалось, на набережной показались сани, в которых сидел офицер придворной инвалидной команды.
Офицер соскочил с саней и стал допрашивать пострадавшего о случившемся. А я, воспользовавшись моментом, улизнул, вернулся в свою будку.
Да, знал.
Я офицер инвалидной команды. И случилась со мной вот такая история. Ехал я поздним вечером по набережной, да вдруг слышу крики, стоны, мольбы о помощи. Ну, я, конечно же, сани остановил, поспешил на помощь утопавшему. Вызволил его из реки, посадил в сани, обогрел, да и прямым ходом к приставу. Позднее я и у самого Кокошкина побывал, о случившемся поведал. А Кокошкин, в свою очередь, Государю доложил. За это и имею я медаль «за спасение погибавших».
Офицер поступил подло, нечестно, обернул ситуацию в свою пользу.
Такой человек не может вызывать положительных эмоций, т.к. он думает только о себе, идет на обман, скрывает правду.
Николай Иванович Миллер – ротный капитан, мягкосердечный и жалостливый, гуманист, такой человек не пригоден к военной службе. (Слайд № )
Подполковник Свиньин – человек бессердечный, службист, отличающийся строгостью, любящий щеголять требовательностью дисциплины. “Он не имел вкуса ко злу и никому не искал причинить напрасное страдание; но если человек нарушал какую бы то ни было обязанность службы, то Свиньин был неумолим”. (Слайд № )
Об обер-полицмейстере Кокошкине в Петербурге говорили тогда много ужасающего и нелепого, но… утверждали, что он обладает удивительным многосторонним тактом и при содействии этого такта не только “умеет из мухи сделать слона, но так же легко умеет сделать из слона муху”.
“Кокошкин … был очень суров и очень грозен и внушал всем большой страх к себе…, не раз случалось находить себе в его лице могущественного и усердного защитника. Вообще, он много мог и много умел сделать, если только захочет…”. (Слайд № )
Всех чиновников волнует, как представить эту историю с наименьшими отрицательными последствиями для себя.
Спасенного повёз в полицейскую часть проезжавший мимо офицер, которому очень хотелось получить медаль “За спасение погибавшего”. Подвиг этого офицера и был представлен царю и вознагражден.
Благополучно завершить что - то для себя.
Этот фразеологизм используется в рассказе несколько раз и относится к лжегерою офицеру в прямом смысле; а в переносном смысле – к Миллеру, Свиньину и Кокошкину – благополучно завершивших неприятную для себя историю, сумев доказать свою непричастность и невиновность.
Арест, ожидание решения своей участи, готовность пройти сквозь строй, вынести каторгу и даже, может быть, расстрел.
Наказали шпицрутенами, после этого Свиньин приказал дать от себя наказанному Постникову фунт сахару и четверть фунта чаю, чтобы он мог “услаждаться, пока будет на поправке”. В этих словах звучит горькая ирония автора.
Постников доволен и благодарен, потому что, сидя три дня в карцере, он ожидал гораздо худшего. Двести розог, по тогдашнему времени, очень мало.
Человек! Именно человек в центре внимания автора.
Постникова, а остальные – службисты.
Нет.
Чтобы показать, что в жизни не всегда можно поступить так, как тебе хочется или так, как подсказывает тебе твое сердце.
1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Рефлексия Вам понравился рассказ Николая Семеновича Лескова?
А отдельным ученикам дается задание – «Пятиминутное эссе», составление синквейна у доски.
Да.
Один ребенок работает у доски, составляет синквейн.
Остальные слушают выступление одноклассника с заранее подготовленным отзывом о прочитанном рассказе.
Заслушиваются ответы детей.
1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Подведение итогов занятия
Домашнее задание Дети оценивают свою работу на уроке
Альтернативное дом. задание:
Написать отзыв о рассказе Н.С.Лескова «Человек на часах»
Сочинить свой финал к прочитанному рассказу.
Придумать собственное название к рассказу Н.С.Лескова, объяснить его значение.
Я думаю, ребята, что сегодняшний урок и занимательный рассказ Николая Семеновича Лескова заставит каждого из нас задуматься о многом и на вопрос: что же важнее: долг или совесть, каждый из вас даст свой ответ, может не сейчас, потом, в будущем, когда вы все станете взрослыми. А я хочу лишь пожелать вам все-таки всегда прислушиваться к своему сердцу. А уж оно вас не обманет!
Ребята, вы все сегодня хорошо поработали. Я очень довольна вашими ответами.
Спасибо за урок.
Оценивают свою работу и работу одноклассников.
Записывают дом. задание в дневники