Организация ситуации успеха на уроках английского языка
Организация ситуации успеха на уроках английского языка.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения.
Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.
А радость обязательно вызовет интерес к учению».
В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. Сегодня английский язык выходит на первое место по международной значимости, он стал основным средством международного общения и общечеловеческого единения.
Эффективность учебного процесса зависит от множества факторов. Одним из важных факторов, определяющих успешность изучения иностранного языка, является мотивация учащихся. В арсенале современного преподавателя имеется достаточно средств для формирования высокой мотивированности к изучению предмета. Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя. Почему же так важно создание ситуации успеха. Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно, задача учителя - стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности.
В силу того, что предмет «иностранный язык» является одним из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. С этой целью стараюсь применять на уроках различные технические средства (магнитофон, компьютер), разнообразить формы подачи материала (с включением игровых моментов), в старших классах подбирать материал к уроку на волнующие их темы. Больше внимания стараюсь уделять нетрадиционным формам урока (урок –диалог, урок – соревнование, уроки с групповыми формами работы, уроки – конкурсы, уроки – игры) и обучения (интегрированные занятия, проектные занятия)
На своих уроках применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.
Наиболее часто в своей практике использую современные педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, технологии современного проектного обучения, а также информационные, технологию сотрудничества и здоровьесберегающую технологию.
Информационные технологии.
Для более качественного обучения и поддержания стабильного интереса к предмету, на мой взгляд, является современный оборудованный лингафонный кабинет, который соответствует требованиям времени и современных учащихся.
Я уверена, что использование интерактивной доски повышает уровень преподавания на несколько ступенек вверх. К этой мысли меня привел небольшой, но ценный опыт использования этого чудного устройства.
Систематически при организации успеха на уроках английского языка использую электронные учебники программы Байтерек, обучающую программу с игровыми элементами «Way Ahead», электронное пособие «Занимательный английский», «Funny English», базу электронных дидактических материалов (презентации, флипчарты). Электронные материалы содержат более интересные дидактические упражнения, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков для работы в классе.
Благодаря разнообразию материалов, которые я использую на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи.
Использование на уроках английского языка Интернет - ресурсов помогает решать ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети: страноведческий материал, онлайн словари; совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся активно принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет.
При работе учащихся с персональным компьютером применяются следующие виды работ:
аудирование диалога, текстовой информации;
упражнения на овладение лексикой и грамотой;
упражнения в виде кроссвордов, в виде игры на составление предложений,
работа с Интернет – ресурсами, выполнение Онлайн тестов, перевод слов с использованием Онлайн переводчиков, создание тематических презентаций, направленных на изучение страноведческих и грамматических навыков;
проведение тестирования с использованием программы «My test».
Периодическое использование персональных компьютеров, Интернет – ресурсов, интерактивной доски, т.е. информационных технологий вызывает огромный интерес у детей, повышает их познавательную активность и усиливает мотивацию в изучении иностранного языка.
Игровые технологии
Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно ориентированной ситуации и через игру как основной вид учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса.
Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр можно применять в работе над любым из видов речевой деятельности (я применяю и при обучении говорению, и аудированию, и чтению, а также при развитии различных навыков). Возраст учащихся также не имеет значения, варьируется содержательная часть, подбираются лексические единицы, подходящий языковой материал.
На уроках регулярно применяю следующие виды игр:
грамматические (построение вопросительных предложений, например, Is it a?, Where is?, Who is ?, etc.),
лексические (намеренные ошибки в употреблении слов, домино),
фонетические (например, разучивание и театрализация стихотворений, физминутки: хлопаем, топаем и т.п. как только услышим слово на определенный звук и др.),
орфографические (шифровки, ребусы и т.п.),
аудитивные (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования),
речевые (обсуждение афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, пословиц и т.д.), которые способствуют формированию речевых навыков.
Технология сотрудничества.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, художников, хранителей времени, и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.
Вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель в первую очередь должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться.
В практике преподавания английского языка мною нередко используются следующие приемы: отдельным учащимся (или группам учащихся) дается домашнее задание составить упражнения для других детей. Эти упражнения могут быть связаны с тренировкой лексики, работой над текстом или использованием грамматического правила. Как показывает практика, ученики с большим удовольствием составляют кроссворды, зашифровывают слова, составляют вопросы к тексту, составляют предложения, которые несут смысловую нагрузку, связанную с текстом; причем остальные ученики должны определить верное ли это предложение, и тому подобные задания.
Не менее успешно дети выполняют задания, составленные одноклассниками. Свою успешность ощущают как ученики составлявшие, так и выполнявшие задания. Кроме того, развиваются организаторские способности, умение слушать, слышать и уважать своего одноклассника.
Например, один ученик составил и начертил кроссворд на доске. Он сам зачитывает вопросы, другие учащиеся должны его услышать, затем он сам выбирает ученика, который первым поднял руку, после чего тот вписывает в кроссворд на доске. Т.е. происходит самое непосредственное сотрудничество учащихся между собой и учителем. При чем учитель играет в данном случае второстепенную роль.
Проектная методика
Кроме того, элементом педагогики сотрудничества, также помогающим создать и в полной мере ощутить (что очень важно!) ситуацию успеха на уроке, является проектная методика. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ребята 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «любимые праздники» и т.п.
Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.
Здоровьесберегающая технология
Главной задачей учителя в здоровьесбережении учащихся должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки в классе, создание у детей положительно эмоциональной настроенности на уроке и повышение интереса у школьников к изучению иностранного языка.
На уроках английского языка на начальном этапе данная задача легко решается с помощью песен и рифмовок. На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Прочному запоминанию также способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление, являются физкультминутки – кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки стараюсь проводить в сопровождении песен, считалок, рифмовок, стихов, проговариваемые учащимися хором.
Рефлексия
На своих уроках применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить.
Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.
Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что
а) даю возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаю другим детям сделать это;
б) при неудачном исправлении ошибок сама даю правильный ответ;
в) воспитываю терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе;
г) откладываю коррекцию до конца задания;
д) записываю серьёзные ошибки во время ответов и возвращаюсь к ним, когда ученик закончил говорить;
е) стараюсь давать положительную оценку работе учащихся;
ж) у учащихся всегда есть возможность исправить оценку либо предоставить невыполненную работу в течение недели.
Для работы с ребятами с низким или недостаточным уровнем обученности использую задания, соответствующие их способностям (карточки, репродуктивные виды упражнений, упражнения с опорой на образец и т.д.), использую для оценивания содержательную сторону, качественно характеризуя ответ учащегося. Считаю, что содержательная оценка учителя позволяет заложить основу для возникновения доверия учеников, способствует созданию атмосферы доброжелательности, психологического микроклимата на уроке, являющегося необходимым условием для реализации коммуникативной направленности обучения иностранному языку, формированием коммуникативной компетенции.
Психологическая атмосфера
Во всех классах, в которых я работаю сложилась доброжелательная атмосфера. Учащиеся чувствуют себя на моих уроках достаточно комфортно, конфликтных ситуаций не бывает. Одним из факторов сложившихся отношений считаю обладание чувством юмора, а также учет психо - эмоционального состояния ребят на момент урока.
Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства. В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: собеседник, исследователь, фасилитатор (человек, создающий условия для учения), консультант.
Считаю, что созданные мною условия позволяют учащимся чувствовать себя комфортно на уроках английского языка
Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, конфликтные ситуации, возникающие на уроках.
Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребёнок уходит с урока.
Любой урок состоит из определённых этапов и частей. Необходимо, чтобы одним из этапов урока стала так называемая «изюминка». Урок должен нести не только определённые знания, но и радость каждому ученику.
«Изюминка» позволяет разнообразить урок, сделать его интересным, живым, весёлым. Это может быть шутка, короткий рассказ, игра, отрывок из фильма, аудиопособие, необычное начало урока. Она может иметь место в середине урока или в конце. Это возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в учебной деятельности. Это своего рода релаксация, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.
Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы школьника, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету
Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.
Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, мы формируем у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.
Чтобы на уроке ситуация успеха стала нормой, нужно придерживаться следующих правил:
-Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.
-Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим , чтобы радость победы была нравственной.
-Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
-Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.
Свое выступление мне хотелось бы закончить притчей:
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя успешно, комфортно, а для успеха не важен наш возраст, и положение! Все зависит только от нас.
В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учеников.
Заповеди учителю!
Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
Не навреди! Ищи в детях хорошее.
Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
Не приписывай успех себе, а вину ученику.
Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
На уроке создавай ситуацию успеха.
Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
Оценивай поступок, а не личность.
Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.
Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.
15