Метод проектов, как один из интерактивных и нестандартных методов обучения английскому языку


HYPERLINK "http://pedagog.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=630:2012-10-06-19-20-27&catid=46:2012-04-18-06-52-25&Itemid=78" Метод проектов как один из интерактивных и нестандартных методов обучения английскому языку.
Калита Г.М., Микотина Т.С.
учителя иностранного языка
СШ №16 им. Т. Айбергеноваг.Астана
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интерактивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Проектная методика является одним из методов интерактивного и коммуникативного обучения, цель которого имеет четыре функции: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную, этикетную. Проектная методика - это практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях. Они предполагают индивидуальную, групповую и коллективную деятельность (интеракцию) с обязательным “выходом на публику”. Проектная методика является также и исследовательским методом (исследуется реальное положение дел в какой-либо сфере жизни людей), особенно, в старших классах при подготовке страноведческих рефератов, и игровым методом (на основе данных проводятся учебно-ролевые игры), без которых не обходится обучение на младшем и среднем этапах.
Подготовка и реализация проекта имеют определенные этапы:
Подготовительный (создание групп общения, обсуждение темы, планирование учителем проекта в рамках тем программы, выдвижение идеи на уроке,)
Организация работы (разработка индивидуальных задач, определение целей, определение ресурсов)
Этап реализации проекта (обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации, самостоятельная работа учащихся над задачами, оформление проекта)
Завершающий этап (подготовка презентации, защита проекта)
Этап оценивания проекта (значимость и актуальность выдвинутых проблем, активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями, привлечение знаний из других областей, эстетика оформления, умение отвечать на вопросы оппонентов.)
Этап практического использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках).
Проекты могут быть: По характеру:
Поисковые
Информационные
Исследовательские
Творческие
Ролевые
Практико-ориентированные
По содержанию:
Монопроект (в рамках одной области знаний, например, только по предмету «английский язык»)
Межпредметный проект (иностранный язык, история, страноведение, технология, основы дизайна)
По количеству участников:
Индивидуальный
Парный
Групповой
Массовый
В своей работе мы используем больше всего информационные, поисковые проекты. Проектом может стать подготовка доклада на страноведческую тему, коллективная подготовка различных мероприятий. Общим для всех типов проектов является акцент на вовлечение ученика в активную работу, сотрудничество и ответственность.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, выражением учащимися своих собственных мнений, чувств, активным включением в реальную деятельность. В процессе совершенствуется иноязычная речевая подготовка учащихся, активизируется их познавательная деятельность. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
Хочется поделиться опытом работы над проектом с использованием национально-регионального компонента на уроке английского языка. Вовлечение учащихся в групповые или индивидуальные творческие проектные работы стимулирует самостоятельную поисково-познавательную деятельность учащихся, а также позволяет решать  некоторые практические задачи, как, например, развитие навыков работы с книгой, аудио-, видео- и Интернет-материалами, навыков обобщения и схематизации коммуникативно-познавательной информации. Сущность нашего опыта в том, чтобы показать, как можно обновить содержание обучения иностранному языку путем передачи учащимся как можно больше знаний страноведческого характера.
Так, например, в 8-ом классе, заканчивая изучение раздела «Education» в учебнике English-8 под редакцией  Т.Д. Кузнецовой, мы предложила ребятам выполнить проект «Школьная форма: to be or not to be…», что вызвало большой интерес. Они решили создать свой эскиз и модель школьной формы, которая бы нравилась учащимся и отвечала бы требованиям современной столичной школы.   Работа над проектом включала несколько этапов. На первом этапе обсуждались содержание и характер проекта, пути сбора необходимой информации. Были созданы микрогруппы с учетом интересов и совместимости партнеров, уровня владения языком, творческих способностей. Произошло деление на фотографов, художников, историков, аналитиков, дизайнеров, распределись задачи по группам.
На втором этапе проводилась работа по выполнению проекта. Перед детьми были поставлены следующие задачи:
извлекать нужную информацию из предложенных текстов учебника и использовать полученные сведения в работе;
учиться обмениваться информацией с партнерами;
учиться пользоваться информацией Интернет-ресурсов
учиться создавать слайдовые презентации в программе PowerPointучиться создавать буклеты в Microsoft Publisherучиться работать с ресурсами Web 2.0, MindMeister, Stixy-Boardsучиться обрабатывать фотографии с помощью различных фото-редакторов
Практическая деятельность учащихся заключалась в следующем:
посещение школ и гимназий нашего города с целью получения более полной информации о видах и моделях школьной формы;
создание фотоколлекции с изображениями школьной формы различных школ, городов, стран;
получение информации о школьной форме, об  истории школьной формы из различных источников, как на русском, так и английском языке;
создание буклета о проекте, ментальных карт, оценочных листов, презентаций;
анализ собранной информации
дизайн собственного эскиза и модели школьной формы
Особо следует сказать о консультации для каждой группы учащихся. Хорошо известно, что лучшая импровизация, та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если мы решили использовать при изучении какого-то раздела метод проектов, мы все тщательно продумываем и прогнозируем несколько вариантов возможных ответов своих учащихся по предложенной ситуации. Не нужно забывать и об эвристическом моменте, когда учитель «подбрасывает» информацию, идущую в разрез с информацией, собранной детьми. Учащийся осознаёт проблемную ситуацию, когда создается противоречие между явлением и ранее сложившимся представлением о нем.   Есть устоявшееся мнение, что осознание проблемы является началом всякого процесса мышления. В проблеме отсутствуют данные, необходимые для ее решения. Прежде всего, надо найти соответствующую информацию, чтобы дополнить проблему, следует выявить недостающие факты и определить способы их поиска. Работая над проектом, учащиеся самостоятельно учатся добывать необходимую информацию, пользоваться справочной литературой. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом.
И, наконец, выход на проект. Весь собранный материал им нужно представить ярко и эмоционально. Дети знают, что проект должен отвечать следующим требованиям:
актуальность выбранной темы и заявленной проблемы;
новизна, информативность;
практическая ценность для окружающих.
На разных этапах выполнения данного проекта участники работали в микрогруппах, в парах, коллективно, индивидуально. В микрогруппах дети готовили фотографии, собирали информацию об истории и видах школьной формы, создавали буклет и презентацию проекта, разрабатывали ментальную карту с использованием Интернет-ресурсов. Анализ собранного и изученного материала позволил сделать вывод, что школьная форма является неотъемлемой частью жизни школьника, так называемым признаком социального статуса. Результаты проведенного опроса учащихся нашей школы показали, что 80% опрошенных – за применение школьной формы, однако, 67% опрошенных высказались за ее модернизацию в соответствии с модными течениями. Группа дизайнеров разработала эскиз школьной формы, ориентируясь на пожелания опрошенных ребят, родителей и учителей.
Проектная работа дает возможность всем нашим учащимся по-новому раскрыть себя независимо от уровня владения языком, учит их приемам сотрудничества и взаимодействия в работе, помогает развивать творческие способности и навыки исследования.