Коммуникативное развитие дошкольников через создание игровых образовательных ситуаций с использованием метода «карт Проппа»
Творческая лаборатория:
«Педагогическая мастерская коммуникативного развития дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»
Коммуникативное развитие дошкольников через различные формы и виды деятельности в условиях перехода на ФГОС ДО
Руководитель КП
Ст. воспитатель ВКК МДОАУ № 91
Крапивко Е.А.
23 апреля 2014 г.
Орск, 2014 г.
МДОАУ «Детский сад № 91 «Росинка» г. Орска»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
в рамках творческой лаборатории:
«Педагогическая мастерская коммуникативного развития дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»
Коммуникативное развитие дошкольников через создание игровых образовательных ситуаций с использованием метода «карт Проппа»
546735-3175 Подготовила:
Воспитатель I КК
Деренская Ольга Алексеевна
Орск, 2014 г.
Слайд 1 ,2
Добрый день, уважаемые коллеги!
Многие современные дошкольные учреждения, в том числе и наше находятся в поиске новых подходов в образовании.
В концепции ФГОС системообразующим является системно - деятельностный подход, который предполагает, что решение задач речевого развития детей осуществляется в образовательной области: «Речевое развитие» и должно быть направлено на приобретение ребенком социального опыта в следующих видах деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, элементарной трудовой деятельности, восприятии художественной литературы и фольклора, конструирования из различных материалов.
Три года назад передо мной встала проблема: Как организовать деятельность детей нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным? Просто и ненавязчиво, легко и играючи развивать дошкольника?
В стандарте ДО основной акцент делается на задаче сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Этим же обусловлено повышенное внимание к организации самостоятельной деятельности детей, к «созданию условий для самостоятельного выбора ребенка, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стрессов».
Исходя из этого, мною были рассмотрены множество форм и видов деятельности направленных на коммуникативное развитие дошкольников в самостоятельной деятельности.
Основное внимание остановилось на создании игровых образовательных ситуаций через использование метода «карт Проппа», которые являются, на мой взгляд, интересными и актуальными формами деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО.
Карты Проппа, как конструктор, из деталей которого можно самостоятельно сложить и рассказать сказку.
Всего игровых сказочных ситуаций или функций 20, вы видите их на слайде:
Запрет
Нарушение запрета
Вредительство
Отъезд героя
Задача
Встреча с дарителем
Волшебные дары или волшебное средство
Появление героя
Вредитель или антигерой
Борьба
Победа
Возвращение домой
Прибытие домой
Ложный герой
Трудные испытания
Ликвидация беды
Узнавание героя
Изобличение ложного героя
Наказание ложного героя
Свадьба или счастливый конец.
Слайд 6
Набор сказочных ситуаций
Слайд 7,8
Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно 8-16 карт.
Слайд 9,10
Запрет
Слайд 11,12
Нарушение запрета
Слайд 13,14
Встреча с дарителем
Слайд 15
Появление героя
Слайд 16,17
Борьба
Слайд 18
Победа
Слайд 19
Прибытие домой
Слайд 20,21
Свадьба
Слайд 22
Знакомство с картами Проппа происходило постепенно. Сначала использовались цветные карты, выполненные в сюжетной манере.
Затем использовались карты со схематическим изображением каждой функции.
Перечисленные функции сказки представлены в виде карт (показать). На каждой карте придумывается любое символическое изображение части универсального сюжета, но оно должно быть понятно не только автору. Но и другим людям.
Слайд 23
Сюжетные изображения
Слайд 24
Схематические изображения
Слайд 25
Сейчас мне бы хотелось представить Вам последовательность знакомства дошкольников с картами поэтапно:
1.Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение (приложение №1).
2.Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.
3.Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
4.Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
5.Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
6.Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).
7.Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).
Слайд 26
Как мы с дошкольниками играем с картами Проппа? для начала мы:
- Читаем и делим сказку на смысловые части
- Обсуждаем каждую из них с детьми
- Даем ей название
Слайд 27
В дальнейшем варианты работы с картами Проппа по придумыванию сказочных сюжетов могут быть самыми разнообразными: сочинение по очереди, группами, с конца, с середины; использование карт по порядку, через одну, наугад, по определенному количеству; деление сказки на смысловые части (присказка, зачин, завязка и т.д.); выбор главного героя; модификация знакомой сказки за счет ограничения или увеличения используемых функций.
Слайд 28
В результате совместной работы с детьми мы оформляли книжки по сочиненным сказкам.
Слайд 29
Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, мною были организованы подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомились и осваивали все сказочные функции:
а) «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
б) «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
в) «Заветные слова» - попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
г) «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
д) «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);
е) «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);
ж) «Хороший - плохой» - выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;
з) «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры — осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона».
Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.
- запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;
- а собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».
Слайд 30
Игра называется "Примени символ к сказке"
На этом игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребенок "ходит" по игровому полю, и остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например "Победа", он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказкам, но их содержание дети хорошо должны знать.
Такой кубик необходим, чтобы сделать ход и просчитать, на сколько ходов надо двигаться вперед.
На столе могут лежать картинки-фрагменты, которые ребенок выбирает в соответствии с символом либо анализировать сказку через символическую аналогию.
В результате проведенной работы дети были вовлечены в социальную ситуация включающую систему общения с воспитателем, с другими детьми, разные виды деятельности, поощрение инициативы и самостоятельности ребенка, что эффективно сказалось на их коммуникативном развитии
–развивать связную речь;
– свободно общаться с детьми;
– чувствовать красоту и образность родного языка;
– определять жанр произведения;
– запоминать последовательность событий;
– выделять основное содержание сказки;
– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
– уверенно манипулировать картами
и предполагает реализацию ФГОС ДО.