Выступление Средство развития лингвистической, литературоведческой и коммуникативно-речевой компетенции»
Выступление на заседании методсовета
«Интегрированные уроки русского языка, литературы и риторики
как средство развития лингвистической, литературоведческой
и коммуникативно-речевой компетенции»
Интегрированный урок - качественно новая ступень в методике преподавания. Он призван помочь учителю в воспитании целостной личности, способной к самоопределению в изменившихся условиях жизни общества. Несомненными его достоинствами являются большая содержательная емкость учебного материала, чрезвычайная лаконичность и емкость его подачи, взаимопроникновение интегрируемых предметов на всех этапах урока и огромная информативность.
Поскольку целью образования в современных условиях становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части и речевую, и логическую культуру, в современной школе целесообразна интеграция риторики со многими учебными предметами, если риторику понимать как технологию (совокупность методов, средств и приемов) создания любого текста, оформленного в ясном и убедительном высказывании (устном и письменном), выражающем значимые для автора и его адресата мысли, чувства и переживания.
Однако наиболее эффективной мы считаем интеграцию риторики с лингвистикой и литературоведением, так как коммуникативно-деятельный подход к обучению языку наиболее полно отвечает потребностям сегодняшнего дня.
На современном уроке необходимо сформировать лингвистическую компетентность, связанную с овладением знаниями в области системы языка, речевую, связанную с владением разными видами речевой деятельности, и коммуникативную, связанную с организацией общения в соответствии с его мотивами, целями, задачами, а также и социальными нормами поведения.
Что касается необходимости интеграции учебных предметов риторики и литературы, то она основана на том, что среди умений, формируемых на уроках риторики, есть и такие:
-вникать в замысел чужой устной и письменной речи и различать за внешней формой внутреннее содержание, то есть эффективно читать и слушать, давать общериторическую оценку прочитанного или прослушанного текста;
-быть талантливым читателем художественного текста, т. е. обладать развитой языковой интуицией (чувством языка), острым эстетическим восприятием художественного слова.
Достаточно широк тематический круг, внутри которого необходима и возможна интеграция русского языка и риторики, литературы и риторики. Тема «Текст» является ключевой в школьной программе русского языка и риторики. Работая над основными речеведческими понятиями этой темы, учащиеся поэтапно осваивают все элементы комплексного анализа текста.
Объединение риторического и лингвистического материала можно проводить практически на каждом уроке развития речи, так как данная интеграция позволит не только решить проблему развития речи учащихся, но и усовершенствовать основные риторические умения по созданию речи: изобретение, расположение, выражение.
Особенно актуальны интегрированные уроки русского языка, литературы и риторики в условиях подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку, так как сочинение-рассуждение по предложенному тексту в части С предполагает демонстрацию учащимися компетентности в областях лингвистической (понятие сочинения-рассуждения дается на уроках русского языка), литературной (для доказательства собственной позиции по предложенной проблеме выпускник должен привести не менее двух аргументов, один из которых должен опираться на художественную литературу), риторической (приемы построения аргументативного текста, типы аргументов, способы аргументации изучаются на уроках риторики).
Зная композицию сочинения- рассуждения, ориентируясь в тематике и проблематике русской классической литературы, выпускники, используя знания об особенностях аргументативного текста, легко справляются с заданием части С. Немаловажную роль в успешном написании сочинения-рассуждения играет знание способов аргументации:
-прямой (из представленных аргументов выводятся истинные суждения, а из этих суждений доказывается тезис);
-косвенный (доказывая тезис, доказываем нелогичность антитезиса).
Что касается аргументации в сочинении-рассуждении, то большую помощь учащимся оказывают интегрированные уроки риторики, русского языка и литературы, на которых изучаются типы аргументов:
-аргументы-факты (статистические, из истории, из литературы);
-аргументы-ссылки (пословицы, поговорки, крылатые выражения). На интегрированных уроках риторики и литературы происходит отбор аргументов и способа аргументации: прямого или косвенного.
Опыт проведения интегрированных уроков риторики, русского языка и литературы показывает, что у детей значительно выросла мотивация учебно-познавательной деятельности, более содержательными стали устные ответы, повысилась речевая культура общения учащихся, выпускники успешно справляются с сочинениями-рассуждениями на ЕГЭ.
Список литературы
1.Браже Т.Г.,Шаманова Т.И. Межпредметная интеграция и её роль в повышении качества знаний и развитии школьников.//Наука и школа -1996№5
2.Зарецкая И.,Тарников И.Интеграционный урок в системе гуманитарного образования .//Школа-1999-№2
3.Интегрированный урок//Учительская газета -2000-№37
4.Коложевари И., Соченикова Л. Как организовать интегрированный урок?// Народное образование-1996-№1.
5.Леонович В.Н. К вопросу об интеграции на уроках русского языка.// Начальная школа -2000-№4.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315