Классный час: Страна Правознаек
Классный час: «Путешествие в страну Правознаек»
Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации.
Задачи:
Дать определения понятиям «права» и «обязанности».
Формировать представления о правах и обязанностях школьника.
Вступительное слово учителя. ( Приветствие детей, гостей и представление детей и СЗПР( Союз защитников прав ребенка)
1 слайд
Настя : Здравствуйте ребята. Мы члены организации Союз Защитников прав ребенка. (Представляются). Совсем скоро вы перейдете в пятый класс, и мы будем рады принять вас в члены нашей организации. Но для того, чтобы вступить в наши ряды, вы должны много знать и многому научиться. А мы вам в этом поможем. Сегодня мы пришли к вам в гости, чтобы познакомить вас с таким важным документом, как Конвенция о правах ребенка ООН. И поговорить о наших с вами правах.
2 слайд
Даша: А чтобы вам было интереснее, мы приглашаем вас в путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать? (дети отвечают) Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по удивительной стране . Говорят, есть такая страна в этой стране уважают каждого, не сравнивая не с кем, уважают всегда и любого. И неважно, какого цвета твоя кожа, к какой национальности ты принадлежишь, где живешь - в роскошном доме или маленькой комнате, в какой школе ты учишься, какой статус занимают твои родители, как ты одет, если у тебя свой сотовый телефон.
Наташа : На доброту здесь нет запретов так же, как на свет и воздух. Эта страна называется страной Правознаек. А живется в ней так хорошо, потому, что все ее жители знают и уважают законы и права друг друга. В путешествие по этой стране мы вас и приглашаем.
Виталик : Обязанности и права, ты должен знатьКак дважды – два.В наш, бурный, XXI век, культурный,Здравый человек осмыслить долженДля чего он на Земле живёт давно.
Настя: Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшьОкончишь, школу ты скорей,Перед тобою сто путейИ право чем тебе заняться,Ты сможешь выбрать постараться.
3 слайдДаша : Ребята для того, чтобы попасть в страну правознаек, нам необходимо пройти таможенный контроль. А для этого придется ответить на несколько вопросов инспектора и заполнить специальный бланк, который лежит у вас на столах. (у каждого ребенка на столе лежит бланк в котором написано слова права, и даны пустые строчки для того, чтобы дети написали определение этому понятию) Итак, ребята, для того, чтобы пройти таможенный контроль, нам давайте попробуем разобраться, что же такое права. Как вы считаете. (Дети предлагают свои варианты ответов).
4 Слайд
Права - это нормы и правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми. Ребята заполняйте свой пропуск в страну правознаек.
(через паузу, когда дети напишут определение понятия «права»)
Виталик: Права есть у всех людей, у богатых и бедных. У взрослых и детей. Правда, дети обладают особыми правами, но о них мы поговорим позже. А, сейчас давайте поговорим о том, без чего не существует прав. (Дети предлагают свои варианты ответов).
5 слайд
Наташа: Прав не существует без обязанностей. Что такое обязанности? (варианты детей). Итак, обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, желаниям самого человека.
Виталик: Каждый человек должен быть честным по отношению к другим людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определенные обязанности.
Наташа: Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное помнить о своих обязанностях.
Настя : Теперь давайте закрепим свои знания о правах и обязанностях. Для этого я предлагаю вам выполнить задания на доске. Ребята, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать орден «Правознайки» и те, у кого будет большее количество орденов смогут стать полноправными гражданами страны правознаек. Поэтому будьте активны, поднимайте руки и отвечайте, только не кричите с места пожалуйста. (дети выполняют задание на доске)
6 - 7слайд
Даша: Выберите предложения, в которых говориться о правах.
Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке. Ребята скажите это право (правильно)
У каждого ребенка должно быть имя, фамилия и отчество (правильно)
Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату (неправильно)
После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдет в армию. (неправильно)
После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене (правильно)
8 слайд
Виталик: определи, что является обязанностью школьника.
Школьник обязан выполнять все требования учителя (правильно)
Ученик обязан посещать все занятия по расписанию (правильно)
После уроков учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе (неправильно)
Наташа: итак ребята давайте закрепим, о чем мы с вами говорили? (за правильный ответ ребенок получает орден)
Ответьте мне пожалуйста на вопрос, что такое права? (орден)
Что такое обязанности? (орден)
Чем отличаются права от обязанностей? (орден)
9 слайд
Даша : Отлично, справами и обязанностями мы разобрались. Таможенный контроль прошли теперь можно отправиться на экскурсию по стране. И первый город который мы с вами посетим, называется Город Знаний. Экскурсия по этому городу будет очень полезной и информативной. Скажите мне пожалуйста, как называется документ в котором описаны все права ребенка. (дети называют свои варианты ответов). Правильно ребята. Документ защищающий права детей называется Конвенция о правах ребенка ООН. (орден за правильный ответ)
10 слайд Виталик : 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.
Настя: Ребята, как вы считаете, для чего вообще нужно было принимать Конвенцию? (дети отвечают). Дело в том, что раньше детям жилось прямо скажем тяжело. Их заставляли работать на тяжелых работах, зачастую дети не имели возможности учиться, часто болели. Существует даже версия о том, что слово «ребенок» произошло от слова «раб». Все это и подтолкнуло членов Организации Объединенных Наций к разработке такого документа, как Конвенции о правах ребенка.
11 слайд
Основные требования провозглашенные в Конвенции:
1. Выживание детей
2. Их развитие
3. Защита прав детей
4. Активное участие детей в жизни общества
Такова история создания Конвенции о правах ребенка. И сейчас мы с вами узнаем, какими же правами наделил нас с вами этот документ.
12 слайд Даша : Но сначала ответьте мне, пожалуйста на такой вопрос, до какого возраста человек считается ребенком. Варианты ответов вы можете видеть на экране. За правильный ответ кто-то из вас получит орден.
16
18
21
Настя : В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждый человек до достижения им 18-летнего возраста. Так что все мы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.
Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.
13 слайд
Виталик: Каждый ребёнок имеет право на жизнь, и здоровое развитие .Наташа: Мальчишки и девчонки, И мы вместе с нимиС рождения имеем право на имя.Имеем мы право сказать, как один: “Я – полноправный страны гражданин!”
Настя: Имею я право нормально питаться, Учиться, лечиться и развлекаться.Расти в своём доме, в полной семье,А не на уличной мёрзнуть скамье.
Даша: Дети имеют право свободно выражать своё мнение.Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка. А государство должно обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
Виталик: К ребёнку нельзя относиться небрежно,А только с любовь, заботой и нежно.Ребёнка нельзя как товар продавать,И от учёбы его отрывать.
Даша: Терпимость и дружба –Всеобщее братство,Духовная близость – Вот это богатство.А наши родители и педагогиДолжны нас направитьНа эти дороги.
Настя: Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Ни один ребёнок не может быть объектом незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия.
Виталик: Все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Никто не должен подвергаться дискриминации.
14 слайд
Наташа : А теперь из города Знаний мы отправимся в пригород и сделаем остановку на станции «Проверялочка». На этой станции мы будем соревноваться и поработаем в парах. На каждом столе лежат пазлы. Та пара, которая быстрее всего соберет из кусочков картинку и сможет объяснить право на что, согласно Конвенции ООН о правах ребенка изображено на картинке, получит по ордену «Правознайки». А мы с ребятами будем вам помогать. Итак начали (дети выполняют задание, а члены СЗПР им в этом помогают )Виталик: ребята, вы большие молодцы. Так быстро справились с заданием, и я предлагаю вам еще немного поиграть.
Даша: Смысл игры такой я загадываю загадки, а вы их отгадываете. Поднимаете руку и получаете орден.
15 слайд Мама работала, Папа трудился, А в это время я в школе учился. Все кто устал от работы нелегкой Имеют полное право на …(отдых)
16 слайд Всех по-разному зовут: Кот - Мурлыка, Пес - Барбос, Даже нашу козочку зовут красиво – Розочка Настя, Вика и Данила Все имеют своё …(имя)
17 слайд Чтобы вырасти успешным Надо много знать, уметь. Чтобы вырасти большим Недостаточно питанья Мы использовать должны Право на … (образование)
18 слайд Если дети заболели Плохо чувствуют себя И у них бронхит, ангина, Пневмония, скарлатина, Слышен детский крик и плач Вам поможет только… (врач) ***
19 слайд Сказка учит нас, друзья Жить без домика нельзя. Лисе, зайке, поросенку Даже глупому мышонку. Ох, как нужно нам оно Это право на …(жильё)
20-24 слайд
Наташа: Молодцы, едем дальше. А дальше мы с вами попадаем в город Правил. Ребята, вы познакомились с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции. Сейчас я попрошу вас, выберите те высказывания, по которым будет жить наш класс в соответствии с конвенцией. Отвечать вы можете хором.
– Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.
– В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
– Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
– В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
– Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
– В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
– Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.
– Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
– Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
– Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
– Надо быть лично ответственным за свои слова и поступки.
– Надо следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный.
Все эти правила будут в нашем классном уголке. Если кто-то забудет, может всегда к ним обратиться.
25 Слайд
Настя : Ну вот, наконец, ребята мы приехали в столицу страны правознаек. Город Счастливого детства. Я предлагаю вам нарисовать картину счастливого детства, опираясь на права ребенка, которые прописаны в Конвенции.
26- 27 слайд
Итак, начнем первое и самое главное право ребенка это право на что? Поднимайте руки ребята (дети отвечают, что это право на жизнь) Хорошо, давайте еще вспомним, о каких правах мы сегодня еще говорили? (По мере того, как учащиеся называют права детей, на доске начинает вырисовываться картина счастливого детства. В ней появляются все новые, и новые элементы 1. Право на жизнь , на семью, 2.на имя, 3.на жилье, 4на образование, 5 на здравоохранение, на отдых, на общение с друзьями.)
Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Это действительно картина счастливого детства. Когда у ребенка, есть возможность жить спокойно и развиваться. Кода рядом мама и папа. Когда в первую очередь учитываются интересы ребенка.
Виталик: Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Правознаек. А теперь давайте подведем итог. У кого больше всего орденов, и кто получит вид на жительство в этой замечательной стране. Давайте начнем с трех орденов, у кого три ордена? Поздравляю,… это самые грамотные в правовом отношении ученики 4 «Г» класса. Они становятся полноправными жителями страны Правознаек. Те у кого, один или два ордена, тоже могут поселиться в нашей сказочной стране. А у всех остальных еще будет возможность заработать себе вид на жительство.
Наташа: Ребята, сегодня мы с вами говорили о наших правах. И о документе, в котором все эти права прописаны. Скажите понравилось вам наше сегодняшнее занятие? (дети отвечают) Я надеюсь, что вы узнали много интересного и полезного для себя. Помните, что очень важно знать свои права, но не менее важно помнить о своих обязанностях. Всего вам доброго.
28 слайд
Вместе : До свидания!!!