рабочая программа курса внеурочной деятельности Юный эколог
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов: 1 Количество часов в год: 33
Уровень рабочей программы: базовый
Классификация рабочей программы: модифицированная
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой
Программа факультативного курса «Юный эколог» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (УМК «Перспективная начальная школа»). В своей теоретической основе программа опирается на методическое пособие Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. «Наш мир в вопросах и заданиях» адаптированное к условиям объединения. Используются авторские методические разработки, дидактические материалы, авторские находки в методике и технологии познания окружающего мира.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности «Юный эколог» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МКОУ Аннинская СОШ №3
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы: 1 час в неделю, 33 часа в год .
Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана программа внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373;
Учебный план МКОУ Аннинская СОШ №3 (утвержден решением педагогического совета протокол № 1 от 27.08.2014г., приказом директора МКОУ Аннинская СОШ №3 № 136/1 от 27.08.2014 г.;
Методические рекомендации по формированию учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего образования;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год. (Приказ Министерства образования РФ от 31 марта 2014 г. № 253.)
Цели программы:
Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.
способствовать формированию экологической культуры обучающихся начальной школы с активной жизненной позицией.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширить представления об окружающем мире;
- сформировать представления о природных сообществах области;
- познакомить об охраняемых территориях России и своей области;
- сформировать умения и навыки природоохранной деятельности;
Развивающие:
- развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;
- развить мышление, наблюдательность, внимание, память;
- развить способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Воспитательные:
- развивать интерес к изучению природы родного края, понимание активной роли человека в природе;
- формировать уважительное отношение к чужому мнению;
- воспитать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине,
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Особенности программы «Юный эколог»
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся первых классов в рамках ФГОС-2.
Занятия в объединении «Юный эколог» могут оказать практическую помощь школьникам, проявляющим интерес к окружающему миру, желающим обучиться умениям и навыкам наблюдения за природой, способам оказания практической помощи флоре и фауне родного края. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Занятия способствуют ориентации учащихся на профессии экологического профиля.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экологических знаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Принципы построения программы «Юный эколог»
Программа «Юный эколог» основывается на принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Формы занятий: беседа, ролевые, дидактические игры, экскурсии, практикумы, лабораторные работы, просмотр учебных фильмов, разработка и защита проекта, конкурсы, самостоятельные работы творческого типа, инсценированное представление. Формы подведения итогов
Программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов внеурочной деятельности:
акция «Птичья столовая»
проект «Выращивание лука в комнатных условиях»
викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»
праздник «День птиц»
устный журнал «Наш дом – планета Земля»
игра «Азбука экологии»
игра «Приключения в лесу
Прогнозируемые результаты
Предметные умения Универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- находить связи между человеком и природой;
-сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
- различать предметы и выделять их признаки;
- определять названия исчезающих растений и животных своей местности;
- проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью старшего;- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки,
- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
- описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
- наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;
- приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;
- приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);
- проводить групповые наблюдения во время экскурсий
Личностные
У ребёнка будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; установка на здоровый образ жизни;
- установка на мотивацию к творческому труду, работе на результат;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- правила поведения в природе;
- мотивация на посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Регулятивные:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- учиться определять цель деятельности с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-учиться высказывать своё предположение;
- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
- работая по составленному плану, использовать справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ;
- учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности других детей на уроке;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
-стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Метапредметные:
- выполнять универсальные логические действия:
анализ (выделение признаков), производить синтез (составление целого из частей), выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи с помощью педагога, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям;
-воспринимать тексты и выбирать главное, ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера с помощью наводящих вопросов педагога;
- ставить и формулировать вопросы;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- вести наблюдения в природе под руководством старшего;
- запись, фиксация информации об окружающем мире в соответствии с учебной программой, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- оформлять результаты своей деятельности в форме гербария, творческих работ, альбома.
- установление причинно-следственных связей с помощью старшего.
Коммуникативные:
-- формулировать собственное мнение и позицию;
- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, предлагать помощь и сотрудничество);
Место проведения занятий – учебные кабинеты, детский парк, читальный зал библиотеки школы, районная библиотека
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/пТема Всего часов Теория ПрактикаФорма проведения Формы подведения итогов
1 Введение в экологию. Мой дом за окном. Красота окружающего мира 2 1 1 Урок-презентация Экскурсия Анкетирование
2 Молчаливые соседи. 3 1 2 Экскурсия Мастер класс Конкурс рисунков
3 Пернатые друзья. 3 2 1 Беседа Викторина
4 О чем шепчут деревья. Деревья нашего двора 3 2 1 Экскурсия
Практикум Оформление гербариев.
Конкурс рисунков
5 Лес-дом лесных животных. 3 1 2 Беседа
Мастер класс
Поделки из природного материала, пластилина.
Сочинение экологической сказки
6 Секреты неживой природы. 2 1 1 Ролевая игра Лабораторная работа Рефлексия
7 «Краски и звуки зимы» 1 - 1 Экскурсия
Мастер класс
Выставка
8 Огород на окне.
3 1 2 Беседа Лабораторная работа Самостоятельная работа исследовательского типа Отчет
9 Уход за комнатными растениями 3 1 2 Беседа Самостоятельная работа исследовательского типа Игра «Собери цветник»
10 «Краски и звуки весны» 1 - 1 Экскурсия Конкурс рисунков
11 Загадки под водой. 1 - 1 ВидеоурокВикторина
12 Планета насекомых. 3 2 1 Практикум Экскурсия Экологическая игра
13 Мастерим домики для птиц 2 1 1 Разработка проекта Защита проекта
14 Воздух. Значение воздуха. 2 1 1 Лабораторная работа Сообщение
15 Экологический календарь 1 1 - ВидеопанорамаСообщение
16 Итого: 33 15 18 Содержание тем 1-го года обучения
Введение в экологию. Мой дом за окном. Красота окружающего мира (2 ч.)
Экология. Правила поведения при проведении практических работ.
Понятие о природе, красоте природы. Человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. Природа – наш дом. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы; связь между природой и человеком.
Экскурсия в природу.
Молчаливые соседи (3 ч.)
Домашние животные. Способы наблюдения за домашними питомцами. Требование гигиены и правил безопасности при содержании домашних животных. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
Практическая работа: конкурс рисунков.
Пернатые друзья (3ч.)
Птицы. Знакомство с разнообразием птиц. Чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Помощь птицам осенью и зимой. «Красная книга». Игра-задание «Подбери клюв» 12 ноября - Синичкин день. Практическая работа: изготовление экологических рисунков. Акции: «Кормушка» Праздник «День птиц»
4. О чем шепчут деревья? Деревья нашего двора (3ч.)
Деревья. Летняя и осенняя окраска листьев деревьев в природе. Знакомство с деревьями на школьном дворе. Дидактическая игра-задание «С какого дерева лист?»
Экскурсия в природу.
Практическая работа: оформление гербариев из листьев разных деревьев и кустарников, конкурс рисунков.
5. Лес-дом лесных животных (3ч.)
Лесные животные. Квартиры лесных животных. Язык лесных обитателей. Профессии лесных обитателей. Животные-герои народных сказок, загадок, пословиц. Жалобная книга леса. Охрана животных. Красная книга.
Практическая работа: чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах, их приспособленность к зимнему периоду, поделки из природного материала и пластилина. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет…»
6.Секреты неживой природы (2ч.)
Солнце-источник тепла и света для всего живого. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Защита воздуха и воды от загрязнений.
Практическая работа и опыты по изучению свойств воды.
7. «Краски и звуки зимы» (1 ч.)
Наблюдения за зимними изменениями в природе. Портреты лиственных деревьев, состояние хвойных деревьев. Зимние следы зверей и птиц. Следы деятельности животных.
Экскурсия.
Практическая работа. Подкормка зимующих птиц в парке; составление зимнего букета из веток и плодов деревьев и кустарников.
8. Огород на окне (3ч.)
Огородные культуры, история их происхождения. Труд земледельца. Практическая работа: выращивание лука, петрушки, укропа, овса, пшеницы/ для хомячка/ в комнатных условиях. Ведение журнала наблюдений за ростом растений.
9.Уход за комнатными растениями (3 ч.)
Комнатные растения. Условия жизни и роста растений. Уход за комнатными растениями. Игра «Собери цветник» Исследовательская работа: «Влияние света на рост и развитие комнатных растений».
10. Краски и звуки весны (2 ч.)
Таяние снега. Наблюдение за развитием кустарников и деревьев. Распускание листьев. Наблюдение за развитием травянистых растений. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными. Экскурсия. Конкурс рисунков. Красота весенней природы.
11. Загадки под водой (1ч.)
Подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. 19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита)
12. Планета насекомых (3ч.)
Почему насекомое зелёного цвета. Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Бабочки. Охрана насекомых.Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Экскурсии: в краеведческий музей.
13. Мастерим домики для птиц (2 ч) Практическая работа по изготовлению искусственных гнезд для птиц.
14. Воздух. Значение воздуха (2ч.)
Значение воздуха для растений, животных и человека. Свойства воздуха.
Охрана воздуха.
Опыты по изучению свойств воздуха.
15. Календарь экологических дат (1ч.)
Знакомство детей с экологическими датами.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ ТЕМА ЗАНЯТИЙ План. дата Факт.дата1 Введение в экологию. Мой дом за окном. Красота окружающего мира 2 Введение в экологию. Мой дом за окном. Красота окружающего мира 3 Молчаливые соседи. 4 Молчаливые соседи. 5 Молчаливые соседи. 6 Пернатые друзья. 7 Пернатые друзья. 8 Пернатые друзья. 9 О чем шепчут деревья. Деревья нашего двора 10 О чем шепчут деревья. Деревья нашего двора 11 О чем шепчут деревья. Деревья нашего двора 12 Лес-дом лесных животных. 13 Лес-дом лесных животных. 14 Лес-дом лесных животных. 15 Секреты неживой природы. 16 Секреты неживой природы. 17 «Краски и звуки зимы» 18 Огород на окне.
19 Огород на окне.
20 Огород на окне.
21 Уход за комнатными растениями 22 Уход за комнатными растениями 23 Уход за комнатными растениями 24 «Краски и звуки весны» 25 Загадки под водой. 26 Планета насекомых. 27 Планета насекомых. 28 Планета насекомых. 29 Мастерим домики для птиц 30 Мастерим домики для птиц 31 Воздух. Значение воздуха. 32 Воздух. Значение воздуха. 33 Экологический календарь Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:
-компьютерный класс, медиаустановка;
- аудио- и видеоматериалы,
-аудиоаппаратура,
- наглядные пособия
Список литературы
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2009.
2. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников./ Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.
3. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. / Начальная школа. - 1993. - № 9. - С.16-20.
4. Данилова М. Занимательная экология / Воспитание школьников. - 2005. - № 5. - С.25-33.
5. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества /Начальная школа. - 1989. - № 12. - С.40-44.
6. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов /Альма матер. - 2005. - № 8. - С.57.
7. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.18-22.
8. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа / Начальная школа. - 1991. - № 5. - С.2-8.
9. Цветкова И.В. Эко-проект Маленький принц, или Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты. - М.: Просвещение, 1994. - 265 с.
10. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: Изд. Академия развития. 1997. - 192 с.
11. Сухаревская Е.Ю Занимательное естествознание.- Ростов Изд-во «Учитель»
Литература для детей
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин 100 вопросов и ответов. Животные-М.:ЗАО Росмэн, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко АСТ, 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко АСТ, 1999.
Литература для родителей
Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
Энциклопедия «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников) Учитель _____________/ Пирко Т.Ю./