Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог -2 класс.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36
«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ № 36
Приказ от __________2015 №______
________ Сирота Л.И.
Подпись директора
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Юный эколог»
(указать внеурочный курс)
Уровень общего образования(класс)
________начальное общее образование 2 класс_______________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов__34 часов_
Учитель ___Борцова Ольга Ивановна____________________________________
(ФИО)
Программа разработана на основе
-авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир.»
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эколог» для 2 класса разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 классы), (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- Основной общеобразовательной программы начального общего образования/ основного общего образования/ среднего общего образования на 2015-2016 учебный год, (Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации)- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию ( письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»)
- Примерной общеобразовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год);
- Авторской программы по окружающему миру (Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по окружающему миру, А.А. Плешакова «Окружающий мир» Рабочие программы. 1-4 класс. М.: Просвещение, 2011)Цели реализации программы:
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и Ростовской области.
Задачами реализации данного курса являются:
- формирование интерес к изучению природы родного края;
- воспитантание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- углубление уже имеющихся знаний о родном крае;
- изучение и исследование с детьми конкретных объектов природы;
- формирование представлений о природных сообществах области;
-формирование представлений об охраняемых территориях России и своей области.
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
3 . Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 34 занятия для обучающихся 2 класса по 1ч. в неделю.
4 . Содержание курса внеурочной деятельности
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
5. Результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Предметные результаты
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
6 .Тематическое планирование
Раздел программы Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности ученика УУД
Введение 1 Мой дом за окном 10 составление рассказа о своём доме по определённому плану;.уборка школьного двора в соответствии с нормами безопасности;.наблюдение за сезонными изменениями в природе, определение поведения деревьев с изменением погодных условий,
наблюдение за поведением птиц, живущих в нашем городе;
изготовление кормушек из бумажных пакетов, из пластиковых бутылок знают, как получить необходимую информацию и используют разные способы ее получения;
использует источники информации, рекомендованные учителем.
различают виды деревьев,
различают по внешнему виду птиц, проживающих в Ростовской области, умеют изготовить кормушку для птиц из подручных средств.
Я и моё окружение 11 составление рассказа о своей семье,
квартире,
соседях,
своём классе по определённому плану;
уход за комнатными растениями;
выращивание лука ;составление рассказа о домашнем животном по плану и уходу за ним. знают информацию о своей семье, своей квартире, своём классе, своих животных и могут ею воспользоваться; умеют ухаживать за комнатными растениями, создавать уют в классной комнате, ухаживать за животными.
Гигиена моего дома 13 составление плана по уходу за своей комнатой, квартирой,
классом;
уборка в классе
по составленному плану ;составление рассказа о бытовых приборах и их применении в доме, в классе;
деление одежды и обуви по сезону;
выполнение ремонта одежды
(пришиваниепуговиц),
составление плана по чистке обуви;
наблюдение за сезонными изменениями в природе. знают правила гигиены дома, квартиры, класса; различают приборы дома и знают их применение в быту, умеют различать обувь и одежду по сезонам;
знают народные костюмы русского народа, умеют отличать его от других народных костюмов; умеют производить мелкий ремонт одежды, знают правила ухода за обувью;
знают места для ремонта одежды и обуви;
умеют называть
сезонные изменения в природе.
7.Календарно –тематическое планирование
№п/п Дата Тема Кол-во часов Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты освоения материала Виды контроля
1 Введение 1 деление правил экологии на ежедневные и временные знают правила экологии, умеют их соблюдать 04.09 Что такое экология? Мой дом за окном 10 составление рассказа о своём доме по определённому плану;.уборка школьного двора в соответствии с нормами безопасности;.наблюдение за сезонными изменениями в природе, определение поведения деревьев с изменением погодных условий,
наблюдение за поведением птиц, живущих в нашем городе;
изготовление кормушек из бумажных пакетов, из пластиковых бутылок знают, как получить необходимую информацию и используют разные способы ее получения;
использует источники информации, рекомендованные учителем.
различают виды деревьев,
различают по внешнему виду птиц, проживающих в Ростовской области, умеют изготовить кормушку для птиц из подручных средств. 2 11.09 Мой дом 1 3 18.09 Дом, где мы живём 1 4 25.09 Практическое занятие «Уборка школьного двора» 1 5 02.10 Откуда берётся и куда девается мусор? 1 6 09.10 Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы» 1 7 16.10 Деревья твоего двора 1 8 23.10 Экскурсия по территории школы 1 9 30.10 Птицы нашего двора 1 10 06.11 Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» 1 тест
11 13.11 Вывешивание кормушек в школьном дворе. 1 Я и моё окружение 11 составление рассказа о своей семье,
квартире,
соседях,
своём классе по определённому плану;
уход за комнатными растениями;
выращивание лука ;составление рассказа о домашнем животном по плану и уходу за ним. знают информацию о своей семье, своей квартире, своём классе, своих животных и могут ею воспользоваться; умеют ухаживать за комнатными растениями, создавать уют в классной комнате, ухаживать за животными. тест
12 20.11 Моя квартира 1 13 27.11 Моя семья 1 14 04.12 Соседи-жильцы 1 15 11.12 Мой класс 1 16 18.12 Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» 1 17 25.12 Дом моей мечты 1 18 08.01 Комнатные растения в квартире, классе 1 19 15.01 Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» 1 20 22.01 Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» 1 21 29.01 Экскурсия в парк. 1 22 05.02 Животные в доме 1 Гигиена моего дома 12 составление плана по уходу за своей комнатой, квартирой,
классом;
уборка в классе
по составленному плану ;составление рассказа о бытовых приборах и их применении в доме, в классе;
деление одежды и обуви по сезону;
выполнение ремонта одежды
(пришиваниепуговиц),
составление плана по чистке обуви;
наблюдение за сезонными изменениями в природе. знают правила гигиены дома, квартиры, класса; различают приборы дома и знают их применение в быту, умеют различать обувь и одежду по сезонам;
знают народные костюмы русского народа, умеют отличать его от других народных костюмов; умеют производить мелкий ремонт одежды, знают правила ухода за обувью;
знают места для ремонта одежды и обуви;
умеют называть
сезонные изменения в природе. тест
23 12.02 Уход за квартирой 1 24 19.02 Гигиена класса 1 25 26.02 Практическое занятие «Гигиена класса» 1 26 04.03 Бытовые приборы в квартире 1 27 11.03 Экскурсия в школьную кухню 1 28 18.03 Природа в квартире и в классе 1 29 25.03 Наша одежда и обувь 1 30 01.04 Русская народная одежда 1 31 08.04 Практическая работа «Уход за одеждой» 1 32 15.04 Экскурсия в швейную мастерскую «Уход за одеждой» 1 33 22.04 Экскурсия в парк «Мир вокруг» 1 34 29.04 Экскурсия в парк «Мир вокруг» 1
8. Учебно –методическое и материально –техническое обеспечение внеурочной деятельности
№ Название Авторы
8.1Учебно- методическое пособие
1 «Окружающий мир.1-4 классы» А.А Плешаков М.: Просвещение, 2011
2 «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» Л.И.Егоренков М.: Аркти,2011
9Дополнения и изменения в Рабочей программе
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания
методического совета
МОБУ СОШ № 36
от __________20______года № ___
_________ ______________
подпись расшифровка подписи
руководителя МС СОГЛАСОВАНО:
Заместитель
директора по УВР
____________ ________________
подпись расшифровка подписи
___ ___________20____года