Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эколог» 1 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
п. Снежный

Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по ВМР Директор МОУ СОШ
____________Карягина Г.С. п. Снежный
________Создаева О.Д.
«___» _______2011г. Приказ № от «___»_______2011г.







Рабочая программа
по внеурочной деятельности
« Юный эколог»







Разработала: Кормилина Елена Николаевна
учитель начальных классов












2011-2012

Пояснительная записка
Программа экологического кружка « Юный эколог» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.
Цель: формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.
Задачи:
формировать культуру поведения учащихся в природной среде;
формирование знаний об экосистемной организации природы, практических
умений по улучшению состояния окружающей среды;
развитие стремления к личному участию в практических делах по защите
окружающей среды.
Формы работы
индивидуальная
групповая
коллективная
Основные направления работы:
( познавательное;
( познавательно-развлекательное;
( практическое;
( исследовательское.
Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ( праздники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») ( посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Программа рассчитана на 6-8-летних детей. Программой предусматривается 33 занятия (1 час в неделю) в течение одного учебного года. Время одного занятия 30 минут. Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников и другие изменения, связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингентом учащихся.



Учебно- тематическое планирование



дата

Тема

Количество часов




теория
практика
итого

1.

Введение
1ч.
_______
1ч.

2.

Общее понятие экологии
1ч.
1ч.
2ч.

3.

Экологические игры
______
6ч.
6ч.

4.

Экофакторы и среда обитания
6ч.
10ч.
16ч.

5.

Редкие и исчезающие виды флоры и фауны
1ч.
2ч.
3ч.

6.

Экология семьи
2ч.
1ч.
3ч.

7.

Агитзанятия
______
2ч.
2ч.




11ч.
22ч.
33ч.












Содержание курса
Занятие 1. Тема «Природа в наших ощущениях (звуки леса, голоса животных).
Знакомство с ребятами. Техника безопасности. Слушание звуков леса, голосов животных.
Занятие 2. Тема «Что такое экология».
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Занятие 3. Тема «Основы экологического образования»
Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.
Занятие 4. Тема «Экология леса (загадки, ребусы)».
Отгадывание загадок и ребусов о растениях и животных леса.
Занятие 5.Тема «Экология леса»
Правила поведения в лесу, рисование экологических рисунков.
Занятие 6. Тема «Викторина «В мире животных».
Отгадывание викторины о животных.
Занятие 7. Тема «А мы тоже пахнем».
Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных.
Занятие 8. Тема «Экология рек (охрана, загрязнение)».
Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.
Занятие 9. Тема «Животные, обитающие в реках».
Просмотр мультимедиа презентации о животных, обитающих в реках.
Занятие 10. Тема «Животные нашего края».
Просмотр мультимедиа презентации о животных, обитающих в Хабаровском крае. Викторина.
Занятие 11. Тема «Экология насекомых».
Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"."Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?
Занятие 12. Тема «Игра – путешествие «Подводное царство».
Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.
Занятие 13. Тема «Лекарственные растения».
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
Занятие 14. Тема «Лекарственные растения нашего края».
Знакомство с лекарственными растениями Хабаровского края. Письма от больных сказочных героев. Помоги им!
Занятие 15. Тема «Воздух, значение его чистоты для живых организмов».
Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.
Занятие 16. Тема «Тайны живой природы».
Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.
Занятие 17. Тема «Охрана животных и растений. Красная книга».
Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги. Мультимедийная презентация.
Занятие 18. Тема «Домашние животные.
Рассказ о своих питомцах, фотографии.
Занятие 19. Тема «Игра – путешествие «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Игра- путешествие о домашних питомцах.
Занятие 20. Тема ««Турнир всезнаек природы».
Решение различных заданий о природе.
Занятие 21. «Экологическая тропа» (игра – бродилка).
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.
Занятие 22. Тема «Экология человека».
Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?
Занятие 23. Тема «Вода - чудо природы».
Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?
Занятие 24. Тема «Вода и живые организмы».
Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?
Занятие 25. Тема «Устный экологический журнал «Земля – наш общий дом».
Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга.
Занятие 26. Тема ««Мир, в котором я живу» (экологическая ситуация села)».
Состояние окружающей среды п. Снежный. Ее связь с состоянием окружающей среды края. Атмосферный воздух, земля. Растительный и животный мир. Чем каждый из нас может помочь родному поселку?
Занятие 27. Тема «Царство почвы - уникальный мир природы».
Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?
Занятие 28. Тема «Проблема бытового мусора (обсуждение, пути решения)».
Проекты детей по решению проблемы бытового мусора.
Занятие 29. Тема « Экология квартиры».
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.
Занятие 30. Тема «Дружба в природе».
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.
Занятие 31. Тема «Акция «Чистый берег».
Очистка от мусора берега реки.
Занятие 32. Тема «И на хищника управа есть».
Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.
Занятие 33. Тема «Пищевые связи».
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?

Требования к уровню экологической подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
Понятия: экология, окружающая природная среда, охрана природы, экологические проблемы.
Особенности экологического состояния природы Хабаровского края. Источники загрязнения.
Проблемы и пути решения улучшения окружающей среды.
4. Правила личного поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
Оценивать экологическое состояние природных ресурсов своего края.
Выявлять формы воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Прогнозировать улучшение, восстановление, меры по охране природы родного края.
5. Участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей среды своей местности.
6. Строго соблюдать правила поведения в природе.

Техническое оснащение программы.
Типовое здание школы.
Компьютеры, принтер, сканер.
Цифровой фотоаппарат.
Медиапроектор
Магнитофон.
Необходимая материальная база.
Инструменты для проведения исследовательской деятельности (планшеты, канцелярские принадлежности)
Расходные материалы (бумага, магнитные носители).

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Конституция РФ.
Конвенция ООН «О правах ребенка».
Закон об образовании.
Типовые положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, от 22 февраля 1997 г.// Вестник образования №6, 1997 г.
Программа кружков для внешкольных учреждений общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1986 г.
Программа развития воспитания в системе образования России на 2002 – 2004 гг.

Литература:
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III. Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – 1996. – 400 с.
Пешкова А.С. Вслед за солнышком живем. Этно-экологическая программа для младших школьников. Владивосток, 2000.
И.Д. Зверев. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.
Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;
Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.// География в школе.-2002.-№6.;
Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии - М.: АО_МДС, 1996.
Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. - М.: Агар, 2000.
Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997
Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001.
Бабакова Т.А. Экологическое Краеведение / Экологическое образование. 2004 № 2.
Постникова Т.Р. Экологический мониторинг / Образование в современной школе. 2003 № 12.

15