Подборка тестовых заданий для подготовки к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ГОРОДНЯ КОНАКОВСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Подборка тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку
учащихся 9 класса.
Подготовила Еремина Лариса Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Городня
Конаковского района Тверской облас ТВЕРЬ-2016
Задание. 3
1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях , вплоть до нынешнего дня.
Когда он возвратился , его ожидал сюрприз : под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов.
Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки.
В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет.
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1.Ветер воет в трубах , сотрясает крышу, ломится в окна.
2.Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту.
3.Откуда-то издалека , из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик.
4.А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
3.Укажите предложение, в котором есть градация.
1.И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
2.Утратилось настолько , что человек считает возможным пройти мимо упавшего , пострадавшего , лежащего на земле.
3. Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные , а то и преступные.
4.Милосердие действительно могло мешать беззаконию , жестокости, оно мешало сажать , оговаривать , нарушать законность , избивать, уничтожать.
4. Укажите вариант ответа , в котором средством выразительности речи является парцелляция.
1.Она сморщила нос . Она всегда морщит нос , когда врут.
2.Она живет с тетей, а про мать никто ничего не знает . И про отца тоже. 3.Урс огромный . У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.
4. Он понимал не слова , а голос. Голос у Кэт как у мальчишки : густой , хриплый.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1.Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну.
2.Но вот Лапоть отгулял и вернулся домой.
3.Она стояла неподвижно , в страшном оцепенении.
4.И снова застыла в своем вечном ожидании…
6.Укажите вариант ответа , в котором средством выразительности речи является парцелляция.
Вообще с собаками хорошо говорить . Они не спорят , не перебивают
После этого рассказа я почувствовал , что не могу жить без собаки , и тогда появилась Динго . Не вымышленная , не сочиненная .
Но у нее есть продолжение . Это продолжение уходит в будущее.
Сказочные звери – аллегория . А любовь к ним оказывается аллегорией любви к людям.
7.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1.Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и увидел птицу.
2.Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности.
3. Идет , чтобы свить гнездо и вывести потомство , выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
4.Много тысяч коростелей гибнут в пути , и особенно при перелете через море.
8.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение
1.Осенью лес молчит.
2.Впредчувствии холодов умолкли птицы.
3.В бинокль видно было , как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок.
4.Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу , островком темнеющую в поле?
Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8
2 1 4 2 1 2 3 1
Задание.3 1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1.Собака моя резко потянула к кустам , и куропатки взлетели кучно , всей стайкой .
2. Облачко серого пуха долго стояло над шиповником , нехотя осыпая на землю легкие серые пушинки – я стрелял близко
3. На траве передо мной лежала слепая птица .
4.Собака сидела со мной рядом и не собиралась искать другую птицу.
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1.Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.
2.В тот зимний вечер , о котором я рассказываю , у нас в семье украшали елку.
3. Тогда я еще не знал , конечно , двойного смысла андерсеновских сказок.
4.Поэтому , говорят , нигде нет таких широких и ярких радуг, как там.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1.Все тогда было по-другому, и об этом можно теперь только пожалеть.
2.Демонстрируя , он рукой ухватил меня за воротник, как добычу , которая может исчезнуть в потоке.
3. Не отпуская железных плоскогубцев, он ртом взял книгу и опустил на меня сверху, прикрыв с головой.
4. Он показал на мой кулак и сказал «давай», будто точно знал , сколько там денег.
4.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1.Дочка дворника, Машутка, в ужасе бросилась в дом.
2.Сестру она встретила вечером выговором.
3.Можно потерять голову с твоими ангелочками!
4.Я же воспитываю их , Катя , на этих книгах !
5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1.Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие вётлы рыхлые тучи.
2. Изредка заходил сторож при пожарном сарае - Тихон, тощий , рыжий.
3.У них , у молодых , свои дела , свои непонятные интересы , своё счастье.
4. Устройство выставок , конкурсов - всё это проходило через её руки. 6.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является синонимы.
1. Мамы давно уже нет …А я все еще мысленно говорю…
2.А слов , которыми сейчас до того переполнен , что они подступают к горлу , не высказал . Многое мы , увы , осознаем запоздало , когда исправить уже ничего нельзя .
3.Случалось , забывал позвонить в назначенный час. Иногда раздражался по пустякам…
4. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней . И болезнь отступает , потому что рядом Она.
7.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1.Я никогда не называл свою мать матерью , мамой.
2.У меня отросли усы, появился бас.
3.Только в бою у орудий забывал о голоде и холоде.
4.Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома , что напротив.
8.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1.В небе , как черные стрелы, мелькали ласточки.
2.Перед закатом стрелы и крыши домов горели золотом.
3.Летели вниз камни , листы железа , стёкла , птичьи гнезда.
4.Укрывшись под деревом , я ждал конца налёта.
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1.Это было в сорок первом году.
2.Вокзал хлестанул по глазам ярким светом.
3.Ближе к нам , прямо на рельсах , стояли , сидели , лежали люди.
4.Мы стояли и смотрели на окна.
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является парцелляция.
1.Николай Николаевич не был в городке более тридцати лет. Он только недавно похоронил свою жену и сам после этого тяжело заболел.
2.В доме пахло сыростью и затхлостью . На потолке и в углах была паутина.
3.И , наконец , развесил картины …. Каждую на свое место .
4. Дом ожил , заговорил , запел , зарыдал … Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича.
11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1.Если же в полутемном срубе не звенит ведро и рассыпанные звенья цепи не натягиваются тетивой , а ржавеют от бездействия , если ворот весело не поскрипывает под рукой и сорвавшиеся капли серебряными монетами не падают обратно в гулкую глубину – родник перестаёт бить , колодец затягивается илом , чахнет.
2. Весело звенят вёдра , и цепи блестят на солнце , освобожденные от ржавчины прикосновением множества рук.
3. Они льют воду на раскаленные черные камни банек, и мягкий , захватывающий дух пар делает своё чистое дело, оседая каплями на пахучей листве березовых веников.
4.Я вспомнил щели в брёвнах над моей кроватью , сенник на лавке , занавески , прибитые обойными гвоздями печную заслонку, рогатые ухваты.
12 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1.И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной.
2.Я вытравлю из сердца это прошлое , никогда больше не вернусь к нему.
3.Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов , что…
4. Мы с братом нашли тебя на пастбище , на вахрунинской горе.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2 1 2 3 4 4 4 2 2 3 1 2
Задание 8 .
Выпишите грамматическую основу (или грамматические основы ) предложений.
1.Вы позволите здесь присесть?
Ответ_______________________________________________________
2.Кто в эту погоду по лесам ходит?
Ответ_______________________________________________________
3.Было это примерно в семь часов вечера.
Ответ_______________________________________________________
4.На самом деле у него не было ни одной собаки.
Ответ_______________________________________________________
5.Эти существа пробуждают необычные , таинственные чувства.
Ответ_______________________________________________________
6.Это было давно , лет , может , сорок назад.
Ответ________________________________________________________
7.Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу , островком темнеющую в поле?
Ответ________________________________________________________
8. И вдруг из-за дальних кустов шиповника и тёрна донесся ко мне знакомый призывный свист , известный каждому охотнику , пронзительный и тревожный сигнал сбора серых куропаток.
Ответ_______________________________________________________
9. Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы.
Ответ_______________________________________________________
10. Матери дома не было.
Ответ_______________________________________________________
11.Октябрь был на редкость холодный , ненастный.
Ответ_______________________________________________________
12. Прости меня, мама…
Ответ________________________________________________________
13.Но вот эти, которые стояли теперь колонной , взявшись по двое , готовые отправиться в неведомый путь , ведь выжили же!
Ответ________________________________________________________
14.Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми чехлами.
Ответ_______________________________________________________
15.И так хорош этот неоглядный зелёный мир моей родины!
Ответ_______________________________________________________
Ответы:
1.Вы позволите.
2.Кто ходит.
3.Это было.
4. Не было
5.Существа пробуждают.
6.Это было.
7.Кто должен научить.
8. Свист донесся.
9.Лежала книга.
10. Не было.
11. Октябрь был холодный , ненастный.
12. Прости.
13. Эти выжили, которые стояли.
14. Мебель была сдвинута, зачехлена.
15. Мир хорош
Задание10.
1.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном слове.
Счастье ваше, (1) что вы встретились с врачом . Я ,(2) конечно,(3) ни за что не могу ручаться, (4) но … поедемте.
Ответ____________________________
2. 1.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном слове.
-Точно зовет кто-то,(1) -тревожно шепчет мужчина .Мама ,(2)может быть ,(3) на него напали разбойники?..
-Лежи,(4) дурак…
Ответ___________________________________
3. 1.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном слове.
В центре города , (1) на Кировском проспекте , (2) недалеко от дома , (3) где живу.
Значит,(4)пройти мимо , (5) не ввязываться , (6) не тратить времени ,(7) сил, (8) «меня это не касается» ,(9) стало чувством привычным.
Ответ___________________________________
4. 1.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном слове.
Урс, (1) конечно , (2) не понимал , (3) о чем говорил Кэт , (4) - собака, (5) с которой никто никогда н е разговаривал , (6) не понимает слов.
Ответ ___________________________________
5. 1.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном слове.
Впрочем, (1) кроме трёх собак, (2) была ещё и четвертая . Огромная , (3) головастая , (4) из тех , (5) что спасают людей , (6) застигнутых в горах снежными лавинами .
Ответ______________________________________
6.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном слове.
Оглянитесь , (1) и вы увидите вдалеке Михаила Ивановича Топтыгина , (2) Мышку –норушку , (3) Кота в сапогах и , (4)конечно, (5) Собаку.
Ответ ____________________________________
7. 1.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при обращении.
Дергач , (1) по – нашему .Явился , (2) бродяга !Значит , (3)лето полное началось, (4) значит, (5) сенокос скоро (6) значит ,( 7) все в порядке.
Ответ _______________________________________
8. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном слове.
Кажется , (1) не по дереву , (2) а по тугой струне стучит костяной молоточек
В эту минуту случилась история , (3) к сожалению , (4) очень нередкая.
Ответ__________________________________________
9. 1.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном слове.
Вероятно , (1) давно уже раненная в голову , (2) ослепшая птица жила вместе со своими родичами и друзьями , (3) кормилась с ними и даже летала, (4) по шуму крыльев находя верное направление для полёта.
Ответ___________________________________________________
10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном слове.
По – моему , (1) радость была не такая частая гостья в нашей семье , (2) чтобы заставлять нас , (3) детей , (4) томиться , (5) дожидаясь её прихода.
Ответ___________________________________________________
11.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном слове.
И вдруг явился человек , (1) которого ,(2) признаюсь, (3) я не разглядел
Я , (4) наверное , (5) тогда не умел утаивать , (6) и намётанный глаз инвалида сразу нащупал меня.
Ответ__________________________________________________.
12.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при обращении.
Дочка дворника, (1) Машутка , (2) в ужасе бросилась в дом.
Не знаю, (3) о чем ты думаешь, (4) Марина , (5) таская из библиотеки книги.
Ответ_________________________________________________
13. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при обращении.
- Не слышно ,(1) Катерина Петровна ,(2) Настя пишет чего или нет?
Настя , (3) дочь Катерины Петровны и единственный родной человек , (4) жила далеко , (5) в Ленинграде.
Ответ______________________________________________
14. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при обращении.
«Прости меня , (1) мама…»
«Берегите матерей так, (2) как они берегут нас!»
«Ах , (3) если б навеки так было!»
15. 1.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при обращении.
Я никогда не называл свою мать матерью , (1) мамой.
Мать писала эти письма (2) пока билось сердце …
Прости меня, (3) родная !16 .В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном слове.
Там , (1) вверху , (2) сияло лазурное небо , (3) светило большое южное солнце .- Дядя, (4) может , (5) у вас есть сухарик?
Ответ____________________________________________________
17.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводной конструкции.
Там , (1) как нам казалось , (2) шевелилось что-то черное, (3) и ухало , (4) и кричало . Ближе к нам , (5) прямо на рельсах ,(6) стояли , (7) , сидели , (8) лежали люди.
Ответ__________________________________________________
18. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при обращении.
Но вот эти , (1) которые стояли теперь колонной , (2) взявшись по двое , (3) готовые отправиться в неведомый путь ведь выжили же ! (4)
Семя, (5) брошенное в жесткую почву , (6) взойдешь ли , (7) станешь ли шумящим колосом.
Ответ_____________________________________________________
19. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном слове.
И это чувство , (1) что «люди с картин» на самом деле живут в их доме , (2) никогда не покидало его , (3) даже когда он стал взрослым, (4) хотя, (5) может быть , (6) это и странно.
Ответ________________________________________________________
20. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном слове.
Не бели , (1) пожалуйста, (2) пиджак.
Правда ведь , (3) ты еле выжила ,(4) два лета листочки были мелкие , (5) бледные.
Ответы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2,3 2,3 4 1,2 1 4,5 2 1,3,4 1 1
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
2,3,4,5 4,5 1,2 1 3 4,5 1.2 5 5,6 1,2,3
Задание.
12 1.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мерцалов ожидал , (1) что после этих беспорядочных , (2)озлобленных криков старик поднимется и уйдет , (3) но он ошибся.
Мерцалов опомнился только тогда ,(4) когда доктор уже был в коридоре, (5) и кинулся вслед за ним.
Ответ_____________________________________
2. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Всё у них было самое дорогое и лучшее , (1) и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись , (2) уважали и ненавидели , (3) потому что они сами никого не боялись , (4) всех презирали , (5) а уважали только самих себя.
Ответ_______________________________________
3. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И, (1) уличив себя , (2) начал понимать , (3) как привычно стало это чувство, (4) как оно пригрелось , незаметно укоренилось
Ответ_________________________________________
4. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И люди, (1) идущие мимо , (2) заволновались , (3) закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, (4) которая оказалась лицом к лицу со страшным Урсом .Ответ_______________________________________
5. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Женечке захотелось заговорить с Костой . Расспросить его о собаках , (1) которых он кормил , (2) выгуливал ,(3) поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика , (4) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.
Ответ_________________________________________
6. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я представляю себе , (1) какие люди вырастут из двух мальчиков , (2) которые могли пройти мимо собаки , (3) лежащей на мостовой , (4) но не прошли.
Ответ___________________________________________
7. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В те дни , (1) когда идут коростели по городу, (2) здесь никто не работает , (3) все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы , ( 4) как у нас на Руси пекут жаворонков к их прилёту.
Ответ____________________________________________
8. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Кажется , (1) не по дереву , (2) а по тугой струне стучит костяной молоточек. Дятел косился вниз , (3) но продолжал работать . Из кустов орешника грянул выстрел- дробью сорвало источенную червями кору, (4) и вместе с ней на желтую траву упала птица.
Ответ____________________________________________
9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В юности я читал много книг про птиц и зверей и хорошо помнил , (1) как известный немецкий учёный и путешественник Альфред Брем восхищался серыми куропатками, (2) их умными навыками и повадками , (3) их высоким чувством товарищества.
Ответ________________________________________________________
10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Оказалось , (1) что это звенят лепестки розы ,(2) ударившись о кирпичный пол подвала , (3) где жила тогда наша семья . Случай с Андерсеном был тем явлением , ( 4) которое старомодные писатель называли «сном наяву» .
Ответ_____________________________________________________
11. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я попытался это сделать , (1) но инвалид так больно хлопнул по обложке,(2) а обложка по моему лицу , (3) что я понял это как необратимость отношений.
Ответ______________________________________________________
12. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Однажды , (1) когда Динка была ещё маленькой ,(2) Марина принесла из библиотеки «Хижину дяди Тома» и читала её детям. Но с тех пор , (3) как только Алина и Мышка усаживались около матери , (4) Динка усаживалась за дверью и , (5) приоткрыв щёлочку , (6) жадно ловила мамин голос.
Ответы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
3 1 3,4 4 1,4 1,2 1,2,4 4 1 1,3,4 3 1,2,3,4