Выступление и Презентация к педагогическому совету по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации
ТЕМА: Мониторинг готовности выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации 2016 года.
(выступление на заседании педагогического совета
МБОУ СОШ № 52 пгт Ильского
МО Северский район 24.03.2016г.
Подготовила:
зам. директора по УВР И. Б. Губарь)
Готовность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Можно представить весь процесс обучения в виде дома, в строительстве которого принимают участие все члены семьи. А если речь идет о готовности к государственной итоговой аттестации, то в этом процессе принимают участие все члены педагогического коллектива, а не только администрация школы, классные руководители и учителя-предметники выпускных классов, которые готовят учеников к итоговой аттестации.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ выделяют следующие составляющие:
информационная готовность (владение информацией о подготовке и проведении итоговой аттестации в полном объеме);
предметная готовность (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания различного уровня сложности);
психологическая готовность (состояние готовности или внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в процессе подготовки и ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, к актуальным вопросам подготовки к итоговой аттестации относятся:
Организация информационно-разъяснительной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.
Мониторинг качества обученности.
Психологическая подготовка к ГИА.
Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена и предполагает целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников и педагога-психолога. Очень хотелось бы включить в эту группу и родителей выпускников, но не все они горят желанием нас слышать, принимать результативное и качественное участие в процессе подготовки к ГИА и оказывать школе нужное содействие в данном вопросе.
Содержание и мониторинг информационной деятельности ОО
по вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Информационно-разъяснительная работа ориентирована на всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей.
1. Содержание информационно-разъяснительной работы с педагогическим коллективом
Организация ИРР с коллективом начинается с анализа итоговой аттестации за прошлый учебный год, что нами было сделано 28 августа 2015 года на первом заседании педагогического совета в нынешнем учебном году. В течение 2015-2016 учебного года проводились административные совещания, педагогический совет, на которых рассматривались вопросы подготовки к ГИА и содержание нормативно-правовых документов по данному вопросу. Так же эти вопросы рассматриваются на заседаниях методического совета и школьных методических объединений. Представители ШМО выступали на предыдущем заседании педагогического совета по вопросу подготовки к ГИА-2016г.
Учителя школы регулярно посещают районные семинары, краевые вебинары, краевые обучающие семинары, занимаются самообразованием по вопросам готовности к государственной итоговой аттестации. Большие возможности для этого представляет сайт регионального Института развития образования (ранее - ККИДППО), на котором представлены различные материалы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации, анализ КДР по предметам с соответствующими рекомендациями, которые кстати, могут помочь и нашим учителям профессионально грамотно составлять анализы КДР по классам и предметам. Организаторы ОГЭ и ЕГЭ из числа учителей нашей школы так же знакомятся с соответствующими документами. В этом году организаторов ОГЭ и ЕГЭ 15, технических специалистов – 2, членов ГЭК-2, учителей-экспертов-2. Необходимо владеть знаниями современных требований, предъявляемых к работе организаторов и технических специалистов, привлекаемых к проведению ОГЭ и ЕГЭ. Это положительно отразится на качестве нашей работы в период проведения ГИА.
2.Содержание информационно-разъяснительной работы с учащимися.
1) организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
- расписание экзаменов;
- правила поведения на экзамене;
- правила заполнения бланков;
- правила и порядок подачи апелляций.
2) информационный стенд для учащихся в рекреации оформлен в соответствии с требованиями: нормативные документы, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ОГЭ, расписание экзаменов, правила поведения на экзаменах и другая необходимая информация представлена в полном объеме.
3) информационные стенды в библиотеке для выпускников и их родителей. Библиотекарь школы Андрианова Г. Г. выполняет все требования, предъявляемые к материалам, размещенным в библиотеке, как к одному из основных источников информационно-разъяснительной работы по вопросам подготовки и проведения ГИА.
4) школьный сайт, на котором размещена вся необходимая информация по вопросам подготовки и проведения ГИА. Сайтом могут воспользоваться все участники образовательных отношений. Ответственный за школьный сайт регулярно размещает и обновляет тематическую информацию. 5) проведение классных часов по вопросам подготовки и проведения ОГЭ и ЕГЭ (профессиональное и высшее образование, минимальное количество баллов на экзамене). Всего за истекший период было проведено 10 классных часов в 9 и 11 классах с участием членов администрации школы.
3. Содержание информационно-профилактической работы с родителями учащихся.
1) родительские собрания:
информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ОГЭ, об особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
Информирование о пункте проведения экзамена, вопросы проведения пробного и основного ОГЭ и ЕГЭ, платного диагностического тестирования.
Вопросы дальнейшего обучения выпускников 9, 11 классов.
Всего на сегодняшний день проведено 8 родительских собраний в 9, 11 классах по вопросам подготовки и проведения ГИА.
2) индивидуальное консультирование родителей чаще бывает связано с вопросами ответственного отношения к подготовке к экзаменам, выполнения домашнего задания по предметам, посещения дополнительных занятий и консультаций по подготовке к ГИА (члены администрации, классные руководители, педагог-психолог).
3) к профилактической работе можно отнести проведение Часов контроля и приглашение на Совет профилактики. Данная форма работы используется в случае неисполнения родителями своих обязанностей по обучению или воспитанию детей, а так же, если учащиеся нарушают Порядок подготовки к ГИА. Но необходимо активизировать деятельность Совета профилактики. Не все педагоги и классные руководители считают нужным приглашать на него учащихся с родителями для решения вопросов посещаемости и успеваемости во время подготовки к ГИА, не хотят тратить время на то, чтобы лично присутствовать на заседании Совета профилактики. Может кому-то эта форма работы может показаться недостаточно эффективной, но для нас это одна из возможных форм деятельности по пресечению родительского безразличия к обучению и подготовки учащихся к ГИА. А так же по принципу «капля камень точит» возможность добиться определенного результата в профилактической работе. Часы контроля чаще всего проводятся по инициативе членов администрации, а это одна из наиболее эффективных форм работы, если не единственная. Таким образом, говоря о профилактической работе в плане подготовки к ГИА, можно сделать вывод, что она ведется недостаточно эффективно. Повысить ее эффективность можно только в том случае, если в ней будут заинтересованы все педагоги.
Мониторинг предметной готовности (качество обученности)
Особое внимание в процессе деятельности ОО по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по экзаменационным предметам. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ включает следующие направления деятельности:
1. внутришкольный контроль по вопросам качества обучения и повышения уровня обученности в вопросах подготовки к ГИА;
2. проведение классно-обобщающего контроля выпускных классов;
3. проведение стартовых административных работ по русскому языку и математике (сентябрь);
4. проведение административных контрольных работ в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ по экзаменационным предметам (ноябрь, январь, апрель);
5. участие в КДР и МКР с последующим анализом результатов (в течение учебного года);
6. добровольное участие в платном диагностическом тестировании учащихся 9 и 11 классов (февраль, март, апрель);
7. проведение курсов по выбору в 9 и элективных курсов в 11 классах, способствующих расширению знаний учащихся по учебным предметам;
8. индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися;
9. использование Интернет- ресурсов для подготовки к ГИА.
Кроме этого, мониторинг качества обученности включает в себя следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме ЕГЭ и ОГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного диагностического тестирования по предметам в форме и по материалам ЕГЭ и ОГЭ.
Особую сложность в подготовке учащихся 9 классов к ГИА представляет обязательная сдача 4 предметов: 2 обязательных и 2 по выбору в тестовой форме. В предыдущие годы выпускники 9 классов могли выбрать форму экзамена: традиционную (по билетам в школе) или новую (тестовую). В прошлом учебном году можно было не сдавать предметы по выбору, это не влияло на получение документа об образовании. В нынешнем учебном году выпускники 9 классов должны сдать 2 предмета по выбору в обязательном порядке.
Вопросы внутришкольного контроля по вопросам качества обучения и повышения уровня обученности в вопросах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ запланированы, исходя из анализа результатов ГИА 2015 года. А анализ этот привел нас к одной главной мысли: «слабых» готовить на 3 балла или на преодоление порога успешности, «сильных» - на максимально высокий балл при сдаче ГИА. И вот сегодня, за 2 месяца до начала итоговой аттестации, мы должны ответить на этот главный вопрос: как мы выполнили эту задачу?
За истекший период согласно плану ВШК были рассмотрены следующие вопросы по подготовке к ГИА:
- организация дифференцированных дополнительных занятий по русскому языку и математике в 9, 11 классах (октябрь);
- работа учителей математики 9, 11 классов на уроках со слабоуспевающими учащимися (октябрь);
- работа учителей русского языка 9, 11 классов с одаренными детьми (ноябрь);
- проведение дифференцированных дополнительных занятий по предметам по выбору в 9, 11 классах (январь, март);
- классно-обобщающий контроль: 11 класс - декабрь, 9 классы – февраль.
Нужно сказать, что указанными месяцами не ограничивается рассмотрение озвученных вопросов. Чаще, при посещении уроков или дополнительных занятий вопросы рассматриваются комплексно в течение длительного времени.
В нынешнем учебном году организация дифференцированных дополнительных занятий по обязательным предметам шла с некоторыми трудностями, особенно в 9 классах. Учителя-предметники долгое время не могли определиться с составом групп учащихся. Не было четкости по определению времени проведения занятий. Учителя лояльно относились к пожеланиям учащихся заниматься не в той группе, в которую определил их учитель, а в той, где занимается друг или подруга. Это сказывалось и на качестве проводимых занятий, и на количестве учащихся, посещающих занятия. С 11 января 2016 года классные руководители 9 классов еженедельно проводят мониторинг посещения дополнительных занятий, поскольку несут за это персональную ответственность. Конечно, не посещающих дополнительные занятия учащихся сейчас намного меньше, чем было в 1 полугодии, но они есть, и чаще всего это одни и те же ученики по всем предметам.
Поскольку при прохождении итоговой аттестации по математике мы ежегодно получаем неудовлетворительный результат от некоторых выпускников, на ВШК отдельно был вынесен вопрос о работе со слабоуспевающими учащимися. На сегодняшний день положительного результата эта работа не принесла. За результат ГИА отвечает школа.
О работе с более сильными учащимися стоит поговорить отдельно. Результаты ГИА по русскому языку всегда более высокие, чем по математике. Но в последние годы они стабильно снижаются, хотя и не намного: на десятые или сотые балла. Поэтому, индивидуальная работа с такими учащимися должна быть направлена на получение максимально высокого балла на итоговой аттестации. В целом по школе это поможет существенно поднять средний балл. Но работа на среднего ученика оставляет вне поля зрения учителей-предметников по русскому языку сильных учащихся. В работе с ними нет системы.
За истекший период учащиеся выпускных классов приняли участие в АКР, МКР, КДР, в добровольном платном тестировании по экзаменационным предметам.
Учащиеся 11 класса приняли участие в добровольном платном диагностическом тестировании по математике (базовый и профильный уровни) и по русскому языку (22 выпускника будут писать 26.03.2016г.) Материал подготовлен Центром дополнительного образования «Ракурс». Анализ работ показал следующее:
М а т е м а т и к а
15.10.15.
МКР 22.12.15.
КДР 16.01.16.
АКР
25.02.16.
КДР
20.02.16.
(база)
12.03.16.
(профиль)
Всего уч-ся 22 22 22 22 22 22
Писали работу 18 18 22 18 20 20
«2» 4 7 2 2 3 10
«3» 6 8 9 14 7 -
«4» 8 3 8 2 9 -
«5» - - 3 - 1 -
Успеваемость (%)77.7 61 90.9 88.8 95 50
Качество знаний (%)44.4 17 50 11.1 50 -
Средний балл
6.2 4 9.6 4.6 11.7 25.8
Эталонное значение 5 4 6 3 3 27 (порогуспешности)
Р у с с к и й я з ы к
22.10.15.
МКР 29.10.15. 05.11.15. 16.11.15. 27.11.15.
КДР 03.12.15.
(Итог.сочин.)08.01.16.
АКР в форме ЕГЭ
21.01.16.
КДР
Пробное сочинение Всего уч-ся 22 22 22 22 22 22 22 22
Писали работу 22 19 22 19 21 22 19 16
«2» 3 - - - 2 - 1 2
«3» 10 - - - 2 - 5 7
«4» 7 - - - 12 - 5 6
«5» 2 - - - 5 - 8 1
Успеваемость (%)86.3 100 100 100 90.4 100 95 87.5
Качество знаний (%)41 - - - 81 - 68 43.7
Средний балл
10.5 - - - 13.76 - 17 12.6
Эталонное значение 8 зачет зачет зачет 9 зачет - 9
Динамика работ по математике нестабильная: качество знаний и успеваемость «скачущие», по нисходящей. Средний балл низкий, едва превышает эталонное значение. Анализ выполнения заданий показывает, что наибольшие затруднения у учащихся вызывают не самые сложные задания типа В1 – В7. К решению заданий повышенного уровня сложности многие учащиеся даже не приступают. Родителей учащихся, которые получили неудовлетворительные оценки, приглашали на Час контроля. С учащимися и их родителями проводится необходимая профилактическая работа.
По русскому языку успеваемость по результатам 2 работ не достигает 100%, качество знаний нестабильное: от 41% до 81%. Средний балл превышает эталонное значение. Анализ выполнения заданий показывает, что по русскому языку учащиеся плохо справляются с заданиями по темам: Синтаксис, Обособленные члены предложения, Пунктуация в простом и сложном предложении.
Согласно новым правилам обучающиеся 3 раза писали пробное сочинение по русскому языку. Результатом итоговой работы явился «зачет» как допуск к единому государственному экзамену у всех обучающихся 11 класса.
Обо всех неудовлетворительных результатах МКР и КДР родители учащихся своевременно уведомлены под роспись. Учителя-предметники составляют планы работ со слабоуспевающими учащимися, ведут диагностические карты, мониторинг успеваемости учащихся.
АКР и МКР по предметам по выбору в форме и по материалам ЕГЭ
Предмет Дата Кол-во
писавших Средний
балл Не преодолели
порог успешности
география 03.11.15. 1 67 -
05.01.16. 1 67 -
биология 03.11.15. 5 49 -
05.01.16. 5 54 -
физика 03.11.15. 8 38 2 учащихся
05.01.16. 8 37.4 4 учащихся
обществознание 03.11.15. 6 52.16 1 учащийся
04.01.16. 7 53.2 -
химия 05.01.16. 3 53.3 -
история 05.01.16. 3 50.6 -
В феврале-марте мы писали КДР по предметам по выбору. Анализ результатов показал следующее:
Предмет Дата Кол-во
писавших Средний
балл Эталон Получили «2»
биология 09.02.16. 5 5.4 9 2 учащихся
обществознание 09.02.16. 7 10.7 8 -
физика 11.02.16. 8 8.12 8 -
история 03.03.16. 3 10.3 7 -
химия 03.03.16. 3 7.6 10 2 учащихся
география 15.03.16. 1 8 5 -
Преобладающая оценка «3». Мы опять делаем вывод, что работаем на «среднего» ученика, «слабые» получают неудовлетворительные оценки, «сильные» не показывают планируемого результата. Проведение дополнительных занятий должно быть нацелено не только на преодоление порога успешности, но и на получение максимально высокого балла теми учащимися, которые могут это сделать.
В этом учебном году учащиеся 9 классов впервые приняли участие в добровольном платном диагностическом тестировании по русскому языку (26 человек) и математике (27 человек) в форме и по материалам ОГЭ, подготовленном специалистами КубГУ (февраль).
М а т е м а т и к а
.09.15.
АКР 15.10.15.
МКР 16.12.15.
КДР 16.01.16.
АКР-ОГЭ 15.02.16.
КДР Добр. тест.
Всего уч-ся 62 62 61 63 63 63
Писали работу 55 57 51 60 50 27
«2» 36 42 34 36 34 «3» 9 13 10 20 12 «4» 7 1 5 4 4 «5» 3 1 2 - - Успеваемость (%)52.7 26.3 33.3 40 32 Качество знаний (%)18.18 3.5 13.7 6.6 8 Средний балл
- 2.7 4.5 6.4 1.86 Эталонное значение - 5 6 8 3 Русский язык
22.10.15.
МКР 20.11.15.
КДР 08.01.16
АКР-ОГЭ 28.01.16.
КДР Добр. тест.
Всего уч-ся 62 60 63 Писали работу 49 56 48 «2» 19 5 9 «3» 15 28 22 «4» 11 17 11 «5» 4 6 6 Успеваемость (%)53.06 91.07 81.25 Качество знаний (%)30.6 41.07 35.4 Средний балл
7.5 8.8 8.95 Эталонное
значение
7 7 7 АКР по предметам по выбору в форме и по материалам ОГЭ и КДР:
Предмет Дата Кол-во
писавших Средний
балл Получили «2»
география 03.11.15.
05.11.15. 43 13.8 17 учащихся
биология 03.11.15.
05.11.15. 18 9.7 15 учащихся
09.02.16. 11 7.09
(эталон – 9) 5 учащихся
физика 03.11.15 9 8.7 4 учащихся
11.02.16. 8 4.6
(эталон – 4) -
обществознание 05.11.15. 29 20.6 6 учащихся
09.02.16. 32 8.3
(эталон – 6) 5 учащихся
химия 05.11.15. 5 7 1 учащийся
Английский язык 05.11.15. 1 29 -
11.02.16. 2 13.5
(эталон – 9) -
Информатика и ИКТ 05.11.15. 10 3.8 7 учащихся
История 03.11.15.
05.11.15. -
Все учителя-предметники знают, сколько баллов необходимо набрать, чтобы получить «3» или преодолеть порог успешности, а вот некоторые выпускники до сих пор этого не знают. Когда мы с девятиклассниками писали платное тестирование по русскому языку и математике, они задавали мне этот вопрос. Учителям-предметникам взять на заметку и после окончания каникул еще раз очень четко проговорить об этом с учащимися или может даже записать эту информацию в дневники по всем экзаменационным предметам, особенно в 9 классах.
Курсы по выбору и элективные курсы в 9 и 11 классах проводятся для расширения знаний по базовым предметам и дополнительной подготовки к ГИА. В 9 классах в этом учебном году проводятся следующие курсы по выбору: Знакомство с Конституцией, Современные продукты питания и культура потребления, Секреты текста, Математика и жизнь. В 10-11 классах элективные курсы: Элементы математической логики, Практическая информатика. Эти курсы проводятся в течение учебного года в зависимости от рабочей программы и КТП 68, 34 или 17 часов. В общем, если посчитать в 9 классах:
- русский язык во 2 полугодии 3 часа, 1ч курс по выбору + дифференцированные дополнительные занятии 3ч– итого 7 часов в неделю;
- математика: 3ч алгебра, 2ч геометрия, 2ч информатика и ИКТ, 1ч курс по выбору + дифференцированные дополнительные занятия 3ч – итого 11 часов в неделю.
В 11 классе математика: алгебра 4ч, геометрия 2ч, информатика и ИКТ 1ч, элементы математической логики 1ч, практическая информатика 1ч, дифференцированные дополнительные занятия 3ч. - итого 12 часов в неделю.
Количество часов по обязательным предметам в 9, 11 классах максимально увеличено настолько, насколько это позволяют возможности нашей школы. Их в разы больше, чем количество часов по любому другому учебному предмету. Потому и результат должен быть соответствующим.
Использование Интернет- ресурсов для подготовки к ГИА осуществляется учащимися самостоятельно или на уроках и дополнительных занятиях совместно с учителем. Контроль осуществляется родителями (очень слабо) или учителем-предметником на основании представленного скрин-шота. На сегодня в Интернете очень богатая база предметных ресурсов по подготовке к ГИА, ею только нужно пользоваться систематично и качественно, осуществляя объективный мониторинг собственных знаний.
Психологическая готовность к государственной итоговой аттестации (см. презентацию)
На основании мониторинга «3 китов» готовности к ГИА 2016 года (информационной, предметной, психологической) можно сделать следующие выводы:
Информационно-разъяснительная работа осуществляется на должном уровне с учетом всех предъявляемых требований.
Предметная готовность не может быть охарактеризована как удовлетворительная. По обязательным предметам она находится не на должном уровне, потому что есть учащиеся, которые составляют «группу риска» как в 9, так и в 11 классе и могут не выдержать испытание на выпускном экзамене.
Классным руководителям 9, 11 классов своевременно сдавать уведомления с подписями родителей о неудовлетворительных результатах КДР по предметам.
Учителям-предметникам 9, 11 классов в обязательном порядке использовать в работе рекомендации анализов КДР по предметам, представленных на сайте ИРО КК.
Учителям-предметникам русского языка и математики 9, 11 классов оптимизировать подготовку учащихся к ГИА в 4 четверти, задействовать все возможные резервы.
Психологическая готовность требует проведения дополнительной целенаправленной работы в 4 четверти по мониторингу уровня тревожности и проведению соответствующих занятий, как в период подготовки, так и в период прохождения ГИА.