Метапредметные результаты на уроках математики. Бердюгина Н.И., учитель математики МБОУ Лянторская СОШ № 3

Метапредметные результаты
на уроках математики

«МБОУ Лянторская СОШ № 3»
учитель математики
Бердюгина Наталия Ивановна





















На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе. Педагогические задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе:
формирование мировоззрения;
формирование мышления;
подготовка к труду и дальнейшему самообразованию;
успешная социализация и т.д. (Хотя, скорее, первые две задачи являются подзадачами двух последующих.).
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями. Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными. Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. В современном образовании метапредметности уделяется очень большое внимание. Это связано в первую очередь с переходом современного образования на новый образовательный стандарт.
Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам.
Методы контроля: метод «Портфолио»
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный.
Инструментарий контроля: диктанты и изложения, сочинения на заданную или произвольную тему, дневники читателя, иллюстрации на заданную тему, рефераты, математические диктанты, мини-иследования, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, дневники наблюдений, мини-проекты, творческие работы, иллюстрации к музыкальным и художественным произведениям, продукты собственного творчества, дневники самоконтроля.
Предметные результаты
Уровни


1 уровень
2 уровень
3 уровень

Система предметных знаний
Овладение понятийным аппаратом учебных предметов
Освоение опорной системы знаний по предметам и способность воспроизвести их в стандартных учебных ситуациях.
Способность использовать знания при решении учебно-позновательных и учебно-практических задач.

Система предметных действий
Правильное выполнение действий в рамках заданного предметом диапазона задач.
Осознанное и произвольное выполнение предметных действий, перенос их на новые классы объектов.
Способность решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно- практических задач.











Оценка личностных результатов
Оценка личностных результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Методы контроля: наблюдение, тестирование, проектирование, метод «Потфолио», методики: карта успеха, сундук регалий, творческая книжка, профиль умений.
Личностные результаты
Уровни


1 уровень
2 уровень
3 уровень

самоопрпеделение
Формирование внутренней позиции
Становление гражданской позиции
Формирование внутренней позиции
Становление гражданской позиции
Способность адекватно оценивать себя, свои результаты, выделять сильные и слабые стороны своей личности

Смыслобразование
Поиск и установление смысла учения
Установление границ между «что я знаю» и «что я не знаю»

Преодоление разрыва между «что я знаю» и «что я не знаю»

Морально-этическая ориентация
Знание моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.
Понимание и принятие основ моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации.
Развитие этических чувств; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения моральной нормы

Формы контроля: устный и письменный опрос; индивидуальный, групповой, фронтальный
Инструментарий контроля: тест, карта наблюдений или карта мониторинга, лист самооценки или дневник самооценки.
Достижения личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой. Формы оценки личностных результатов не должны представлять угрозы личности, не должны нарушать психологическую безопасность и эмоциональный статус обучающегося.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Учебная грамотность
готовность к постановке новых учебно-познавательных задач и проблем;
готовность к решению новых учебно-познавательных задач и проблем;
контрольно-оценочная самостоятельность.

Коммуникативная грамотность
готовность действовать совместно с другими;
понимание точки зрения, отличной от собственной;
готовность к координации разных точек зрения.

Информационная грамотность
грамотность чтения и письма информационных текстов;
знаково-символическая грамотность;
решение задач с применением ИКТ технологий.

Оценка метапредметных результатов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий ( далее - УУД).
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный
Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки
Метапредметные результаты
Уровни


1 уровень
2 уровень
3 уровень

Регулятивные
Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок
Приобретения навыка саморегуляции

Познавательные
Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи
Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Коммуникативные
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем
Умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми;
владение монологической и диалогической формами речи;
Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую




Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС НОО они выстраиваются по нижеследующим позициям:
1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:
– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
– выбор и использование целесообразных способов действий;
– определение рациональности (нерациональности) способа действия;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
– составление плана пересказа учебно-познавательного текста;
– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
– адекватная самооценка выполненной работы;
– восстановление нарушенной последовательности учебных действий;
3) использование знаково-символических средств представления информации:
– чтение схем, таблиц, диаграмм;
– представление информации в схематическом виде;
4) овладение логическими действиями и умственными операциями:
– выделение признака для группировки объектов, определение существенного признак а, лежащего в основе классификации;
– установление причинно-следственных связей;
– сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;
– использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;
5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:
– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
– составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);
– выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
6) смысловое чтение:
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;
– нахождение в тексте необходимой информации;
– определение основной мысли прочитанного текста;
7) различные способы поиска информации:
– использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);
– «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышление у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.
Метапредметный урок – это урок, на котором:
школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием
обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Дидактические задачи урока
Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность)

Формирование УУД в условиях решения практических задач

Контроль за степенью усвоения учебного материала и
сформированностью предметных, метапредметных умений

Как соотносятся предметные и метапредметные результаты?
Вариант 1: неразличение
Вариант 2: противопоставление (базовый и углубленный уровень)
Вариант 3: цель и средство.

Решение практикоориентированных задач – основное направление математического образования
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса учебных предметов. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.
Оценка метопредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур ( в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.
Приложения
Проверка метапредметных результатов обучения
I. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче
Задание № 1
Запиши наименьшее четырехзначное число, которое составлено с помощью четырех разных цифр.
Ответ: _________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется способность «удерживать» все (4) условия поставленной задачи.
Получение ошибочного ответа (например, 1111) говорит о несоответствии полученного результата поставленной учебной задаче (не выполнено условие «разные цифры»).
Пример верного выполнения:
Ответ: 1023.

Задание № 2
Реши задачу:
У Светы есть 105 рублей. Она хочет купить две ручки по 30 рублей и линейку за 50 рублей. Хватит ли ей денег на эту покупку?
Ответ: _______________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется способность сопоставить полученный результат и поставленный. В ответе должно быть указано, что денег не хватит. Ответ о стоимости покупки считается неверным.
Верное выполнение
Денег не хватит.

II. Планирование, контроль и оценка учебных действий
Задание № 3
При выполнении задания ученик допустил две ошибки. Отметь верные решения +.
8 м = 800 дм
· 100 кг = 1 ц
·
9 см = 90 мм
· 100 мин = 1 ч
·
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность осуществить проверку выполненной работы.
Задание № 4
Поставь скобки так, чтобы равенства были верными.
520 – 120 Ч 3 + 50 = 110
360 – 240 Ч 3 : 6 = 60
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность контролировать процесс и результат выполнения учебной задачи: «Равенство должно быть верным».

Задание № 5
Выбери необходимые действия и установи их последовательность при нахождении периметра этого многоугольника. Отметь + ненужное действие.

· Определить число сторон многоугольника.

· Найти сумму двух сторон многоугольника.

· Умножить длину стороны многоугольника на число сторон.

· Измерить длину стороны многоугольника.
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется сформированность действия упорядочивания этапов алгоритма решения учебной задачи математического содержания, проверять, является ли суждение этапом алгоритма, устанавливать соответствие между суждением и его местом в алгоритме.
Верное выполнение
2 + 3 1

III. Использование знаково-символических средств представления информации
Задание № 6
Сделай чертеж к задаче.
От пристани одновременно отправились в противоположных направлениях два катера. Один шел со скоростью 45 км/ ч, а второй со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность использовать знаково-символические средства представления информации в виде схемы (модели) задачи на движение.
Задание № 7
На диаграмме показан рост детей. На сколько сантиметров Петя ниже самого высокого мальчика?








Ответ: на ________ см.
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется умение «читать» и использовать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы.
Задание № 8
Используя информацию в таблице, составь текст.
Рост населения России

начало XVIII века
начало XIX века
конец XIX века

14 млн чел
41 млн чел.
129 млн чел.


______________________________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется умение учащегося работать с информацией, представленной в виде таблицы.
Вариант верного выполнения
В начале XVIII века в России жило 14 млн человек, через сто лет проживало уже 41 млн человек. К концу XIX века население выросло до 129 млн человек.

IV. Овладение логическими действиями и умственными операциями.
Задание № 9
Сумма трех углов параллелограмма равна 2500 .
Отметь знаком + ложные высказывания

· – сумма всех углов параллелограмма равна 360 0;

· – один из углов параллелограмма равен 1100;

· – острый угол в параллелограмме равен 700;

· – в параллелограмме все углы по 700;
______________________________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяются логические действия анализа, сопоставления имеющихся знаний с высказанными суждениями, сформированность умения различать истинные и ложные суждения.
Верное выполнение Ответ: Ложными являются суждения 4.
Задание № 10
Представь, что ты решил эту задачу. Отметь знаком + ответ, который ты получил.
Пете нужно купить 2 кг бананов и 3 кг яблок. 1 кг яблок стоит 70 рублей. Сколько стоит вся покупка?

· 210 р.

· 350 р.

· 140 р.

· – решить нельзя.
Объясни:____________________________________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяется действие анализа – способности сделать вывод в заданной ситуации (отсутствие одного условия не дает возможность решения), алгоритмизировать (прикидывать) ход решения, объяснять возможность или невозможность решения учебной задачи.
Верное выполнение
+ Задачу решить нельзя: неизвестно, сколько стоит 1 кг бананов.

Задание № 11
Витя пришел в бассейн. Он заметил, что занятие по плаванию началось, когда на электронных часах было 11.45. После занятия часы в раздевалке показывали




Определи, сколько времени продолжалось занятие по плаванию.
Запиши свой ответ: ________________
К о м м е н т а р и й . Проверяются логическое действие соотнесения (сравнения) информации, представленной в разном виде, способность использовать математические средства для решения практической задачи (выполнение действий с единицами времени).
Верное выполнение
1 ч 35 мин.
V. Решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий.
Задание № 12
Продолжи описание алгоритма деления: 824 : 4


1.Делим 8 на 4, получаем 2.
2.Проверяем: 2 умножаю на 4 , получаем 8.
3.Вычитаем: из 8 число 8, получаем 0.
4.Сносим 2. Число 2 делю на 4, получаем частное 0.
5. Проверяем: 0 умножим на 4, получится 0.
6.Вычитаем __________________________________
7._____________________________________________
8._____________________________________________
9._____________________________________________
___________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяются понимание математического текста, использование речевых средств (математической терминологии) для продолжения записи операций, входящих в состав учебного действия (алгоритма письменного деления на однозначное число).
Верное выполнение
Ответ:
6. Вычитаем (из числа 2 число 0, получаем 2).
7. Сносим 4. Число 24 делим на 4, получаем 6.
8. Проверим: шесть умножим на 4, получится 24.
9. Вычитаем: из числа 24 вычитаем 24, получаем 0.

VI. Смысловое чтение.
Задание № 13
Отметь знаком +, какая машина выехала из города раньше, если известно, что в село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга». «Жигули» ехали медленнее, чем «Волга».

· Определить нельзя.

· «Жигули».

· «Волга».
_____________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, логические действия его анализа, установления причинно -следственных связей и зависимостей между объектами, их положения в пространстве и времени.
Верное выполнение Ответ: + «Жигули».
Задание № 14
Используя цифры 8, 0, 7, 1, запиши в порядке возрастания все четырехзначные числа, в которых цифра 8 обозначает число единиц второго разряда.
_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыками смыслового чтения математического текста, полнота использования математической информации. Верный ответ на вопрос возможен только в том случае, если ученик учитывает каждое из заданных условий: «в порядке возрастания», «четырехзначные числа», «единицы второго разряда». Например, неверный ответ: 1780, 7081, 1087, 7180 – может быть получен в том случае, если ученик не обратил внимания на смысл слов «в порядке возрастания».
Верное выполнение
Ответ: 1087, 1780, 7081, 7180.
VII. Различные способы поиска и использования информации.
Задание № 15
Во вторник семья Петровых собирается ехать на дачу на электропоезде. Они планируют приехать на станцию Липк и не позже 12 часов дня. От вокзала до станции Липки поезд идет 1 час 20 минут. Подбери с помощью расписания подходящее время отправления электропоезда.








_____________________________________
К о м м е н т а р и й . Проверяются понимание информации, представленной разными способами (текст, таблица); действия «чтения» и анализа разнородной для установления всех возможных решений задачи.
Верное выполнение







Root Entry