Методы подготовки обучающихся с задержкой психического развития
ГВЭ – форма ГИА. ГВЭ сдают особые категории обучающихся, в том числе и с задержкой психического развития.
Когда я с этим столкнулась в 2014 году, то оказалось, что вариантов для подготовки к экзамену ГВЭ найти не просто(демоверсия в 2014)
За последний год у меня накопилась подборка материалов, с помощью которой мои ученики готовились к сдаче экзамена в 2015 году. Решая варианты экзаменационных работ, ребята уже могли себе представить, что примерно будет на экзамене, сколько заданий они смогут сделать, какую оценку получат.
(Слайд1) Экзаменационный вариант включает 10 заданий: одно задание по арифметике, одно задание по теории вероятностей, семь заданий по алгебре, одно задание по геометрии. Задания являются стандартными для курса математики основной школы. Все они, кроме одного, относятся к заданиям с развернутым ответом и требуют записи решения задачи, демонстрирующей умение выпускника математически грамотно излагать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования. При выполнении задания 4 (или аналогичного ему) достаточно дать краткий ответ на каждый из поставленных вопросов.
Задания в экзаменационном варианте расположены по нарастанию сложности. Задания 1-7 соответствуют уровню базовой математической подготовки, задания 8-10 – уровню повышенной подготовки. В своей совокупности варианты охватывают все блоки содержания, традиционно представленные в курсе математики 5-9-х классов, что обеспечивает достаточную полноту проверки овладения содержанием курса. Все задания, используемые для составления экзаменационных вариантов, содержатся в открытом банке заданий ОГЭ.
Вместе с экзаменационным вариантом участникам экзамена выдаются справочные материалы, содержащие таблицу квадратов двузначных чисел, основные формулы по алгебре и геометрии.
(Слайд5)Проверяемые умения:
Выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы;
Проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений;
Вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
Читать графики элементарных функций;
Решать линейные и квадратные уравнения;
Моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей, вычислять в простейших случаях вероятности событий;
Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин( длин, углов, площадей);
Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, преобразовывать её с целью ответа на вопрос задачи;
Располагать числа на координатной прямой.
(Слайд 6).Особенности психического развития обучающихся с ЗПР
Внимание - неустойчивость, повышенная отвлекаемость, слабая концентрация;
Познавательная деятельность – отставание в развитии всех форм мышления, мыслительных операций ( анализ, синтез, сравнение, обобщение), снижение познавательной активности;
Память – недостаточная продуктивность, малый объем, неточность и трудность воспроизведения.
(Слайд7) Принципы подготовки к ГВЭ.
Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
Третий принцип – тренировочный. На консультациях обучающимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях обучающийся может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, у обучающихся формируются навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Цель учителя состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно развивать способность мыслить свободно, без страха, творчески, стараться давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.
(Слайд10).Для того чтобы достичь хороших результатов, нужно:
на каждом уроке проводить обязательный устный счет;
включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным;
в содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи;
итоговое повторение строить исключительно на отработке умений и навыков, необходимых для получения положительной отметки на экзамене.
Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала. Разработанная система контроля знаний, умений и навыков учащихся позволит, во-первых, постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме, своевременно принимать меры по восполнению пробелов; во-вторых, повысить мотивацию учащихся к учебе; в-третьих, привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.
В систему контроля входят различные виды диагностических карт.