Статья Групповая дискуссия как метод активного обучения
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2»
Коломенский филиал
«Групповая дискуссия как метод активного обучения»
Преподаватель
Лютенберг Наталья Сергеевна
2016 г.
Введение
Динамичное развитие современного общества и областей знаний предъявляет новые требования и к системе среднего профессионального образования, предполагая формирование и развитие у будущих специалистов таких качеств, как мобильность, инициативность, самостоятельность при получении новых знаний, готовность к эффективному межличностному и профессиональному взаимодействию. Сегодня образовательные учреждения призваны подготовить специалиста «нового типа» - компетентного специалиста, способного к оперативной и эффективной реализации профессиональных задач. В связи с этим исследование конкурентоспособности как свойства личности, динамики его развития в процессе профессионального становления приобретает особую значимость.
В современных условиях развитие конкурентоспособной личности студента зависит не только от наличия глубоких знаний и умений, но и от системы мотивов, ценностного отношения к специальности, а также и социальных навыков. В этой связи особую значимость в обеспечении социальной и профессиональной успешности специалиста приобретает проблема формирования социальной компетентности.
Актуальность темы заключается в том, что в сфере будущей профессиональной деятельности студентов среднего профессионального образования, очень многое зависит от умений специалиста реализовать себя через общение, через умение свободно и критически мыслить, управлять коллективом. Поэтому групповая дискуссия, используемая на учебных занятиях, является одним из методов образовательного процесса, который способствует расширению информационного поля студентов, выработке коммуникативных навыков.
Умения студента задавать вопросы, отстаивать собственную позицию, следить за дискуссией, интерпретировать услышанное во многом зависит от аналогичных умений и навыков преподавателя. Поэтому цель данной разработки заключается в том, чтобы продемонстрировать одно из практических занятий, на котором формируются навыки и умения преподавателей в рамках социальной компетентности.
Структура разработки, следующая: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение и приложения.
Предполагаемый результат: создать условия для формирования коммуникативных свойств личности преподавателей, которые характеризуют способность владеть инициативой в общении, способность проявлять активность, вступать в дискуссии, работать в команде; оценивать собственные отношения с другими людьми, в том числе и для корректировки собственного поведения, совершенствования социальной мобильности личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
План занятия
Понятие о методах активного обучения.
Классификация методов.
Групповая дискуссия как метод активного обучения (определение, задачи метода, методика подготовки, достоинства и недостатки, роли в групповой дискуссии). Классификация групповой дискуссии как метода обучения.
Формы групповой дискуссии по Битяновой М.
Практические задания (отработка формы дискуссии).
Понятие о методах активного обучения.
Методы традиционного обучения — методы информационно-рецептивного обучения, носящие репродуктивный характер и направленные на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков и умений практической деятельности. К ним относятся методы устного изложения материала (лекция, рассказ и др.); обсуждения учебного материала (семинар, беседа и т.д.); самостоятельной работы, показа, упражнений и др.
Методы активного обучения — методы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения — не только вооружить знаниями, навыками и умениями решать профессиональные задачи, но и развить умение мыслить, культуру мыслительной творческой деятельности.
Классификация методов.
Активные методы обучения
Групповые Индивидуальные
Дискуссионные Игровые Соц.-псих. тренинги групповая дискуссия
анализ конкретной ситуации
“мозговая атака”
“круглый стол”
“интеллект. разминка Ролевая
Деловая
Организационно-деятельностная
др. ТР. Партнерского (делового) общения,
ТР. проф. и жизненных умений,
ТР. личностного роста
др. Выполнение практических заданий
Тренировка
Групповая дискуссия как метод активного обучения. Классификация групповой дискуссии.
Начало устойчивого интереса психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Ж. Пиаже, в которых было показано, как благодаря механизму дискуссии со сверстниками, а также старшими и младшими детьми ребенок отходит от эгоцентрического мышления и учится принимать точку зрения другого человека.
Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Один из первых экспериментов состоял в попытке изменить некоторые шаблоны поведения домохозяек в связи с использованием новых пищевых продуктов. Одной группе испытуемых была прочитана убедительная лекция по данному вопросу, однако только 3% попытались в дальнейшем прибегнуть к советам эксперта. В другой группе была проведена дискуссия на тему преимуществ использования тех же продуктов. Последующий подсчет показал, что в этой группе 32% женщин стали применять ранее игнорируемые продукты.
Изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической, психотерапевтической, творческой и других видах деятельности.
Дискуссионные методы — это вид методов активного социально-психологического обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Это методы, дающие возможность путем использования в процессе публичного спора системы, логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.
Эти методы применяются при
- обсуждении сложных теоретических и практических проблем,
- для обмена опыта между обучаемыми,
- для уточнения и согласования позиций участников дискуссии,
- для выработки единого подхода к исследованию определенного мнения и др.
Функции:
-улучшает и закрепляет знания,
-увеличивает объем новой информации,
-вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение
- прислушиваться к мнению других.
В качестве объекта дискуссионного обсуждения мог выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (казусы, или кейсы) из профессиональной практики. Предметом дискуссии могут быть межличностные отношения самих участников группы. В этом случае сеть групповых взаимоотношений выступает как реальная учебная модель, с помощью которой обучаемые на личном опыте усваивают особенности процессов групповой динамики, расширяя свои возможности самоопределения и понимания
Классификация:
По структурированности: структурированные и неструктурированные.
По характеру обсуждаемого материала: тематические, биографические, ориентированные на задачу и интеракционные.
Классификация по Битяновой: общая, ранжирование, в два круга, дискуссия-шкала, с наблюдателями, дискуссия с ротацией.
При этом может быть рекомендовано такое распределение ролей-функций в дискуссионной группе:
— ведущий-организатор организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекая в него всех членов группы;
— аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;
— протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, по окончании первичного обсуждения именно он обычно выступает, чтобы представить мнение, позицию своей группы;
— наблюдатель оценивает участие каждого члена группы на основе заданных критериев.
Методика подготовки и проведения групповой дискуссии включает в себя несколько этапов.
1. Выбор темы. Тема должна быть актуальной для участников дискуссии, социально значимой, связанной с реальной практикой. Она должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у присутствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение. Тема может быть выбрана в рамках учебной программы изучаемых дисциплин, но обязательно с учетом интересов участников дискуссии.
Формулировка темы должна быть четкой и ясной, по возможности краткой, привлекающей внимание участников, заставляющей задуматься над поставленной проблемой. К. примеру, для студенческой среды могут быть предложены следующие темы: «Как стать профессионалом?», «Всегда ли понимают друг друга отцы и дети?», «Что зависит от меня в студенческой жизни?» и др.
2. Разработка вопросов для обсуждения. От того как будут поставлены эти вопросы, во многом зависит успех предстоящего разговора. Формулировка вопросов должна включать в себя возможность предъявления различных точек зрения, быть поводом для размышления. В формулировках могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки.
3. Разработка сценария дискуссии. Сценарий, как правило, включает: вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность, задачи, стоящие перед участниками дискуссии); вопросы, вынесенные на обсуждение, условия ведения дискуссии; приемы активизации обучаемых (наглядные пособия, технические средства и др.); список литературы, необходимой для изучения.
Основные контуры замысла дискуссии доводятся до ее участников заранее. Обучаемые должны за несколько дней до проведения дискуссии знать тему спора, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочитать необходимую литературу, проконсультироваться со специалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию.
4. Непосредственное проведение групповой дискуссии на учебном занятии. Ведущий во вступительном слове напоминает тему, цели и задачи дискуссии, предлагаемые вопросы для обсуждения.
После вводного слова ведущий начинает дискуссию постановкой вопроса или комментариями по проблеме, приглашает присутствующих высказать собственное мнение по первому вопросу. Он предоставляет слово желающим выступить, активно содействует естественному развитию обсуждения, втягивает в активный обмен мнениями всех участников.
Вводная часть — важный и необходимый элемент в любой дискуссии, так как участникам необходим интеллектуальный и эмоциональный настрой на работу, на предстоящее обсуждение. Варианты организации вводной части могут быть и иные:
— заранее поставить перед одним или двумя участниками задачу выступить с вводным проблемным сообщением, раскрывающим постановку проблемы;
— кратко обсудить вопрос в малых группах;
— использовать краткий опрос по теме.
Любой из вариантов не должен занимать много времени, чтобы можно было быстрее перейти к дискуссии.
Руководитель может задавать вопросы участникам разговора, ограничивать их, если они выходят за рамки обсуждаемой темы. Он может применять специальные приемы для повышения активности аудитории: подбадривать «противников»; заострять противоположные точки зрения; использовать противоречия, разногласия в суждениях выступающих, обращать доводы спорящего против него самого; предупреждать возможные возражения со стороны спорящих; создавать затруднительные ситуации, когда выдвигаются примеры, содержащие противоречивые моменты, сложные решения, делающие возможным появление различных точек зрения.
При руководстве дискуссией продуктивность выдвижения гипотез и идей повышается, если ведущий:
— дает время на обдумывание ответов;
— избегает неопределенных двусмысленных вопросов;
— обращает внимание на каждый ответ;
— изменяет ход рассуждения участников — расширяет мысль или меняет ее направленность (например, задает вопросы типа: «Какие еще сведения можно использовать? Какие еще факторы могут оказывать влияние? Какие здесь возможны альтернативы?» и т.д.);
— побуждает участников к углублению мысли (например, с помощью вопросов: «Итак, у вас есть ответ? Как вы к нему пришли? Как можно доказать, что это верно?»).
Ведущему следует поощрять участников спора, используя такие реплики, как: «интересная мысль», «хорошая постановка вопроса», «давайте разберемся, подумаем» и т.п. Он должен помогать выступающим в четкой формулировке мыслей, подборе нужных слов. Не нужно уходить от неожиданных вопросов, отказываться от обсуждения частных проблем, ссылаясь на их несоответствие плану дискуссии.
По результатам обсуждения проблемы ведущему необходимо сделать вывод и переходить к следующему вопросу.
5. Разбор, подведение итогов дискуссии. Ведущий подводит итоги дискуссии, анализирует выводы, к которым пришли участники спора, подчеркивает основные моменты правильного понимания проблемы, показывает ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций по конкретным вопросам темы спора. Он обращает внимание на содержание речей, точность выражения мыслей, глубину и научность аргументов, правильность употребления понятий, оценивает умение отвечать на вопросы, применять различные средства полемики, отмечает наиболее активных участников дискуссии, дает рекомендации по дальнейшему изучению обсуждаемой проблемы, совершенствованию полемических навыков и умений.
Иногда, если состав учебной группы велик, ведущий в начале занятия создает дискуссионные группы, в которых и идет первоначальное обсуждение вынесенной для спора проблемы.
Достоинства и недостатки:
Д- большое количество вариантов мнений, познаваемость структур и процессов индивидуальных и коллективных установок
Н – неравноправное участие в дискуссии из-за социальных и языков барьеров, нестандартная ситуация сбора данных, невозможность построения репрезентативной выборки участников.
Формы групповой дискуссии (классификация по Битяновой М.В.)
В зависимости от задач, стоящих перед обсуждением, и психологического состояния ученической группы могут быть предложены различные схемы проведения дискуссии. Мы рассмотрим шесть наиболее интересных. Каждый вариант представлен в виде схемы и словесного описания.
Общая дискуссия
right000Все сидят в кругу. Каждый участник свободно выражает свое мнение. Необходимо прийти к общему результату, выработать коллективную позицию.
При проведении взрослый — ведущий включен в дискуссию, активно выражает свое мнение. Есть секретарь, фиксирующий все позиции.
Если это обучающая дискуссия, взрослый может находиться за ее пределами. В этом случае назначается организатор дискуссии, в функции которого входит: следить за тем, чтобы группа не отходила от предмета обсуждения, пресекать критику в адрес друг друга, ограничивать время говорения «болтливых» и стимулировать к высказыванию своей позиции молчаливых, резюмировать дискуссию на промежуточных этапах.
Все эти правила заранее проговариваются и не являются новостью для участников. Они и сами постепенно начинают отслеживать их соблюдение — сначала в поведении других участников, а затем и в собственном.
При всей внешней простоте это — наиболее сложный вид обсуждения в работе с детьми и подростками. У него много ограничений: по числу участников (не более 8–10 человек), по уровню поведенческой саморегуляции. Чтобы такая дискуссия состоялась, участники должны многое уже уметь: слушать других, выражать свою позицию, критично оценивать свое и чужое мнение, регулировать свои эмоции. Эту схему целесообразно применять в старшей школе, и не столько для обучения коммуникативным навыкам, сколько для принятия групповых решений в довольно зрелых ученических группах.
410083029908500Например, как и где мы – преподаватели - проведем новогодний вечер.
Дискуссия-ранжирование
Применяется для ситуаций, которые нужно как-то структурировать, упорядочить по значимости, времени, ценности. В данном случае каждый участник вначале сам для себя формулирует мнение по обсуждаемому вопросу (ранжирует предложения, ценности). Затем индивидуальные позиции обсуждаются и составляется общий список.
Ведущий, как правило, активно включен, выполняет функцию организатора или соорганизатора (наряду с кем-то из учащихся).
При очевидном организационном усложнении это более удобный вариант проведения дискуссии с учащимися. Первый этап — составление собственного списка — структурирует, определяет индивидуальную позицию ребенка и тем самым делает его поведение в дискуссии более целенаправленным (ему есть что обсуждать, у него есть позиция!). Конечно, от многого в собственной позиции придется отказаться, приходя к общему решению…
Это самый драматичный, но и интересный момент в данной организационной схеме. Дискуссия протекает живо, но при этом участникам легко оставаться в русле основного обсуждения.
Темы, которые хорошо укладываются в данную схему: «Ваши предложения по проведению юбилея техникума – вам предлагается конкретно 5 ресторанов и кафе, отобрать какой именно», «10 самых важных качеств лидера (преподавателя)», «Принципы выбора профессии» и др.
Дискуссия «В два круга»
right000До начала дискуссии формируются мини-группы с четко выраженной позицией, это может быть личное мнение по обсуждаемому вопросу или ролевая позиция. Вначале в мини-группе участники вырабатывают позицию и обсуждают аргументы в защиту этой позиции.
Затем представители от группы ведут переговоры. Остальные являются активными наблюдателями: по их решению представитель группы может быть отозван и заменен другим участником. Существуют специальные тайм-ауты, во время которых представитель может совещаться со своей группой.
Ведущий — за кругом дискуссии. Он следит за соблюдением правил и удерживает тему.
Такие дискуссии могут протекать очень живо, драматично. Особенно если одна из групп-участниц придерживается жесткой тактики, непреклонной позиции. Результаты дискуссии легко анализировать, так как значительное число учащихся находились в позиции включенных наблюдателей, а значит, многое замечали и анализировали для себя по ходу.
Пример темы, подходящей для такого варианта обсуждения: «Вводить ли субботу как учебный день».
310070522288500Дискуссия «Шкала»
Применяется по отношению к проблемам, имеющим альтернативные варианты решения. В начале дискуссии на полу рисуется линия или раскладывается веревка. Один ее конец обозначается табличкой «ДА», другой — табличкой «НЕТ». В центре — «НЕ ЗНАЮ». После оглашения темы каждый участник, самостоятельно обдумав свою точку зрения, занимает на этой линии определенное место, соответствующее его ответу. Участники, занявшие четкую позицию «ДА» или «НЕТ» (или очень близкую к ним), выдвигают свой аргумент. После обмена аргументами (2–3 с каждой стороны) всем остальным предлагается вернуться к анализу собственной позиции и, возможно, ее пересмотреть. Дискуссия заканчивается, когда все участники четко заняли одну из двух позиций. Ведущий занимает внешнюю позицию.
При этом может быть назначена группа экспертов, которая оценивает коммуникативные навыки участников (не результат дискуссии!) и качество аргументов. Возможные темы для обсуждения: «за» и «против» смертной казни (гражданского брака), введения в техникум определенных санкций, перехода техникума на новый режим работы и прочее.
Дискуссия с наблюдателями
Участники располагаются в два круга. Во внутреннем — шесть стульев, но должно быть занято лишь пять из них. Все остальные участники сидят во внешнем круге. Участники внутри круга ведут дискуссию на заданную тему. Внешний круг наблюдает. Если кто-то из внешнего круга чувствует, что хотел бы выразить свою позицию, он выходит в центр. При этом один из участников покидает внутренний круг, переходит в позицию наблюдателя. Один стул всегда должен оставаться свободным! Такой вариант дискуссии позволяет, с одной стороны, структурировать процесс, а с другой — дать возможность всем, кому есть что сказать, высказаться.
Дискуссия с ротацией
3319780-1651000До начала дискуссии создаются мини-группы, равные по составу. Способ их создания может быть любой: по желанию, жребием. Дается общая проблема, над которой определенное количество времени работает каждая группа. Лучше всего подходят проблемы, предполагающие в качестве своего решения создание определенного перечня: принципов, правил, задач и др. Количество пунктов в этом перечне ограниченно. Например, 5 принципов, 4 главных правила поведения в поездке. На первом этапе каждая группа создает свой список, как минимум, в двух экземплярах. Затем в каждой группе выбирается участник, который перейдет в соседнюю группу и познакомит ее с наработками своей. В этой новой группе он и останется.
На втором этапе каждая микрогруппа работает с двумя списками. Участники обсуждают оба и создают новый, общий, с учетом наработок. В нем должно быть первоначальное количество пунктов! А это значит, что от чего-то предстоит отказаться, что-то обобщить. Ротация может пройти еще раз. Важно, что в этом случае работать в соседнюю группу уходит не тот участник, который уже осуществлял переход.
В конце работы получаем несколько списков — спектр мнений по заданному вопросу. Списки объединяются, повторяющиеся пункты убираются, и получается полный свод правил, принципов, положений, важный для данной группы в целом.
В такой форме хорошо обсуждать нормы и правила жизни студенческой группы, принципы выбора профессии, ценности личности.